РП Проектная деятельность. 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойполитики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной
программе основного общего
образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

Директор БМАОУ
ООШ№30
Ю.И. Григорьев

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Проектная деятельность»
Для обучающихся 5-9 классов

п.Сарапулка 2023

Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане: часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Основные задачи реализации содержания: способствовать становлению
индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в
образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности друг с
другом и с содержанием учебных предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде,
развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых
компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного
опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
В результате изучения курса "Проектная деятельность" обучающиеся получат
возможность осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его
мире, рассмотреть алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что
позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Учащиеся получат
не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что
понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят
свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс
5 класс
6 класс
7 класс
Количество учебных недель
34
34
34
Количество часов в неделю,
1
1
1
ч/нед.
Количество часов в год, ч
34
34
34

8 класс
34
1

9 класс
34
1

34

34

Планируемые результаты освоения курса
Общие предметные результаты освоения программы
В результате изучения курса Проектная деятельность у учащихся при получении
основного общего образования будет сформирован навык планирования и выполнения
учебного исследования и учебного проекта, используя оборудование, модели, методы и
приёмы, адекватные исследуемой проблеме; использования методов, релевантных
рассматриваемой проблеме; распознавания вопросов, ответы на которые могут быть
получены путём научного исследования, отбора адекватные методы исследования.
Учащиеся овладеют умением использовать такие математические методы и приёмы,
как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного,
доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные
рассуждения,
построение
и
исполнение
алгоритма;
использовать
такие
естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории.

Учащиеся получат возможность научится некоторым методам получения знаний,
характерным для социальных и исторических наук: постановке проблемы, опроса,
описания, сравнительного исторического описания, объяснения, использования
статистических данных, интерпретации фактов; отличать факты от суждений, мнений и
оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их
основания.
Личностные результаты











У учащегося будут сформированы:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Учащийся получит возможность для формирования:
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:

 постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач; составлять под руководством
учителя план действий для решения учебных задач;
 выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Учащийся получит возможность научиться:
 принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения,
воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
 оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить
необходимые исправления;
 контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднений.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ




















Учащийся научится:
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы
и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и
мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической
речи (точность и краткость).
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, изготовления объектов;
анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной
форме;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные
для партнёра по обсуждаемому вопросу;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
 самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё
мнение, аргументированно его обосновывать;
 контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты



















Учащийся научится:
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни
для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера; устной
прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений с
использованием различных приемов;
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка
проблемы,
выдвижение
«хорошей
гипотезы»,
эксперимент,
моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
 использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства.
Содержание курса
Курс «Проектной деятельности» представлен избыточным набором модулей.
Программа курса носит рамочный характер. Предложенные в рамках курса модули
являются скорее набором, а не структурированной совокупностью. Каждый модуль
автономен и самодостаточен. В некоторых случаях отдельные темы в содержании модуля
дублируются (например, невербальные коммуникации и активное слушание
рассматриваются в модулях «Публичное выступление» и «Регулирование конфликтов»,
анализ ресурсов – в одноименном модуле и в модуле «Расчет стоимости проекта»). Это
позволяет комбинировать, выстраивать различные сочетания и последовательность
учебных модулей в зависимости от возможностей учащихся, педагогов и специфики
школы. Единой строго определенной и оптимальной для всех образовательных
учреждений последовательности в освоении учащимися модулей нет и быть не может.
Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися
должна проводиться в деятельностном режиме, преимущественно рекомендуются
групповые формы работы на занятиях.
Важнейшим условием формирования ключевых компетентностей является сопряженность
пространств учебной и проектной работы учащихся, а не их изолированное наличие, даже
внутри одной школы. Связь познавательной и проектной деятельности учащихся является
одним из основных условий формирования ключевых компетентностей. Само по себе
включение элементов проектирования в образовательный процесс в рамках регионального
компонента базисного учебного плана не принесет ожидаемых результатов, если
освоенные учащимися при изучении того или иного модуля технологии не будут
отработаны при реализации ими собственных проектов. Освоение определенных
способов деятельности, отделенное и существующее независимо от проектной работы
ученика, нецелесообразно. Именно это заставляет говорить не столько о включении
проектной работы учащихся в образовательный процесс, сколько о построении связей
между проектированием и другими видами деятельности учащихся в образовательной
среде.
Основной единицей организации материала для занятий по курсу «Проектная
деятельность» являться не урок, а модуль. Следовательно учебно-методический
комплекс в рамках нового подхода имеет отличную от традиционной структуру – это
материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки. Для учащихся это
информационные материалы, обеспечивающие освоение новых способов деятельности, а
для педагога – методические рекомендации.

Ключевые

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

компетентности
Компетентность
разрешения
проблем

От проблемы к цели.

От проблемы к цели.
Анализ и планирование
ресурсов
Продвижение продукта на
рынке

Сам себе эксперт
Информационная
компетентность

Работа с каталогами и
справочной литературой
Наблюдение и эксперимент
Методы сбора данных: анкетный
опрос и интервью
Способы обработки первичной
информации
Основы информационных технологий: работа с операционной *
системой WINDOWS, MS WORD, MS EXCEL, POWER POINT
Проведение анализа
Аргументация

Коммуникативная
компетентность

Как работать вместе

Как работать в команде

Ведение дискуссии
Регулирование
конфликтов
Презентация продукта
Основы риторики и публичное выступление

*
Предполагается помощь учителя информатики. Модуль сквозной с 5 по 9 класс.

Класс
5 класс

Направление
«Первые шаги»

Кол-во часов
34 ч.

6 класс

« Моя лаборатория»

34 ч.

7 класс

«Мы творим и создаём»

34 ч.

8 класс

Создаем электронные образовательные ресурсы

34 ч.

9 класс

Сделаем мир лучше – создаем социальные проекты

34 ч.
170 ч.

5 класс «Первые шаги»
Модуль «От проблемы к цели»
Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как
описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.
В результате освоения модуля учащиеся:
1. получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;
2. получат опыт:
а) описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;
б) постановки задач, адекватных цели;
в) планирования ресурсов.
3. научатся:
а) обозначать проблему;
б) формулировать цель на основании проблемы;
в) формировать план деятельности.
Модуль «Работа с каталогами».
Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.
В результате изучения модуля ученики:
1. получат представление:
а) о структуре каталогов;
б) об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из
карточки;
2. получат опыт:

а) самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;
б) поиска информации по заданному параметру;
в) установление параметра поиска;
3. научатся:
а) пользоваться каталогами;
б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации.
Примечание. Поиск информации в электронном каталоге изучается в кружке по
информатике.
Модуль «Работа со справочной литературой».
Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.
В результате изучения модуля ученики:
1. получат представления о структурировании информации в справочной литературе.
2. получат опыт:
а) работы со справочной литературой;
б) отбора информации в соответствии с необходимостью;
в) оформление ссылок на источник информации.
3. Научаться находить информацию в справочной литературе;
Модуль «Наблюдение и эксперимент»
Модуль предназначен для освоения учащимися умений, связанных с такими способами
сбора эмпирических данных, как наблюдение и эксперимент, которые оказываются
востребованными на поисковом этапе работы над проектами наряду с использованием
готовой информации.
В результате освоения модуля учащиеся:
- получать представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной
информации, их отличиях и разновидностях;
- получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения
простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов;
- получат и проанализируют опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе
поставленных задач;

- получат и проанализируют опыт выбора способа сбора эмпирических данных в
соответствии с целью проекта.
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Модуль ориентирован на развитие информационной компетенции.
В результате изучения модуля ученики:
1.будут знать способы первичной обработки информации.
2.должны уметь:
-работать с текстом при помощи разных приемов;
-комбинировать разные способы первичной обработки информации;
-работать с понятиями;
Модуль « Вместе к одной цели» Модуль ориентирован на развитие коммуникативной
компетентности.
В результате изучения модуля ученики:
1. должны знать:
-правила командного поведения;
-роли участников группового взаимодействия;
-основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.
2. должны уметь:
- выполнять различные роли в команде;
-согласовывать процедуры совместного действия, распределять зоны ответственности за
коллективный продукт;
-обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия;
-достигать консенсуса при конфликте интересов (при наличии координатора такого
взаимодействия).
Модуль «Основы риторики и публичного выступления»
Цель модуля: получение навыков публичного выступления и презентации своего проекта.
В ходе изучения учащиеся получат опыт построения выступления и самого выступления на
отвлеченные темы

6 класс. « Моя лаборатория»
Модуль «От проблемы к цели»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 классе материала.
Модуль «Наблюдение и эксперимент»
Модуль предназначен для освоения учащимися умений, связанных с такими способами
сбора эмпирических данных, как наблюдение и эксперимент, которые оказываются
востребованными на поисковом этапе работы над проектами наряду с использованием
готовой информации.
В результате освоения модуля учащиеся:
- получать представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной
информации, их отличиях и разновидностях;
- получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения
простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов;
- получат и проанализируют опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе
поставленных задач;
- получат и проанализируют опыт выбора способа сбора эмпирических данных в
соответствии с целью проекта.
Модуль «Сам себе эксперт»
Целью данного модуля является формирование у учащихся умения оценивать результат и
процесс своей деятельности.
В ходе изучения модуля учащиеся:
1.получат представление:
-о процессе контроля;
-об оценке, отметке, оценочных шкалах;
2.получат опыт:
-деятельности в роли эксперта;
-рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности;
-самооценки своей деятельности и ее результатов;
3.научатся:
-проводить оценку с использованием эталона;

-оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.
Модуль «Работа с каталогами».
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 классе материала.
Модуль «Работа со справочной литературой».
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 классе материала.
Модуль «Наблюдение и эксперимент»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 классе материала и
введение новых методов и их отработку.
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Модуль ориентирован
на развитие информационной компетенции.
ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 классе материала.

Модуль

Модуль «Как работать вместе»
Цель модуля: формирование составляющей коммуникативной компетенции, которая
связана с продуктивной групповой коммуникацией.
Формирование следующих результатов:
-умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности,
задач, способов командной работы;
-умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (если не
способны сами устранить затруднения);
-умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.
Модуль «Ведение дискуссии»
Модуль нацелен на освоение учащимися навыков ведения дискуссии. Необходимой
составляющей дискуссии является умение задать вопрос. Учитель знакомит учащихся с
типами вопросов, учащиеся выясняют, какие вопросы допустимы при ведении дискуссии,
а какие некорректны. Учитель моделирует ситуации, в которых учащиеся задают вопросы
друг другу. На примере этих ситуаций учащиеся отрабатывают навык задания вопроса.
Заключительным этапом работы станет коммуникативная игра, в которой задействованы
все умения, отрабатывавшиеся в рамках данного модуля. После завершения игры
рекомендуется обсудить успехи и неудачи и их причины.
В результате изучения модуля обучающиеся:
научатся:
основам публичного выступления (дискуссия, спор, дебаты);
узнавать особенности восприятия речи на слух;
способам устранения разрывов в коммуникации;

разрабатывать идею, план и цель выступления;
готовить и презентовать групповое выступление.
получат возможность научиться:
правилам командного поведения;
роли участников группового взаимодействия;
выполнять различные роли в команде;
согласовывать процедуры совместного действия;
распределять зоны ответственности за коллективный продукт;
употреблять речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии;
узнавать, от чего зависит эффективность дискуссии;
приобретать навыки активного слушания;
задавать вопросы (открытые и закрытые вопросы);
доказывать, аргументировать, опровергать, применяя примеры и иллюстрации.
Модуль «Основы риторики и публичного выступления»
Цель модуля: получение навыков публичного выступления и презентации своего проекта.
В ходе изучения учащиеся получат опыт построения выступления и самого выступления
сначала на отвлеченные темы, а затем – выступление в контексте своей проектной
деятельности.

7 класс. «Мы творим и создаём»
Модуль «От проблемы к цели» - «учимся распознавать и решать проблемы»
Модуль нацелен на освоение учащимися таких способов деятельности, как анализ
реальной и желаемой ситуации, анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов,
планирование деятельности. Овладение этими способами деятельности необходимо для
формирования ключевой компетентности учащегося по преодолению любых проблем.
В результате освоения модуля учащиеся:
1. должны знать – суть понятий «ситуация», «противоречие», «проблема», «ресурсы».
2. должны уметь – описывать признаки ситуации, в которой выделяется проблема;
- определять проблему и формулировать цель на основании проблемы
совместно с учителем;
- ставить задачи, адекватные цели совместно с учителем;
- планировать свою деятельность с определением некоторых ресурсов.

Модуль «Сам себе эксперт»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 6 классе материала.
Модуль «Работа с каталогами».

Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 5-6 классе .
Модуль «Метод сбора данных»
Необходимым ресурсом для формирования информационной компетентности является
владение различными методами сбора эмпирических данных. Метод сбора данных
понимается как технология, посредством которой учащийся добывает информацию,
необходимую ему для решения проблем и достижения субъективно значимой цели. При
работе над проектом учащиеся часто сталкиваются с необходимостью получения и
обработки эмпирической информации, в т.ч. проведения опросов или интервью.
Особенно актуальным становится освоение методов сбора эмпирической информации
при работе над социальными проектами.
В ходе изучения модуля учащиеся:
1.получать представление:
- о сферах применения опросных методов;
- о возможностях и ограничениях тех или иных методов;
2.получат опыт:
- создания положительной мотивации к участию в опросе;
- проведения анкетного опроса;
- отбора респондентов;
- проведения интервью;
- оценки проведения интервью;
3.научатся:
- различать различные виды вопросов;
- выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации;
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Модуль ориентирован на развитие информационной компетенции. Модуль
ориентирован на повторение учащимися изученного в 5 -6 классе материала.
Модуль «Как работать в команде»
Цель модуля – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую
группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую
команду. Так как за сет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются

знаниями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда
достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек.
В ходе освоения данного модуля учащиеся:
1.получат представления:
-об основах образования эффективной команды;
-об основных ролях участников группового взаимодействия;
-об этапах группового взаимодействия;
-об основных причинах возникновения конфликта и способах продуктивного выхода из
него;
2.получат опыт:
- выполнения различных ролей в команде;
-организации, координации, участия в групповой дискуссии;
-продуктивного разрешения конфликтной ситуации;
3.научатся:
- создавать процедуры групповой деятельности;
-действовать для достижения консенсуса при конфликте интересов;
- применять некоторые методы продуктивного группового взаимодействия.
Модуль « Ведение дискуссии»- «Основы рефлексивной компетентности»
Модуль нацелен на освоение системы элементов, компонентов, средств и технологий
рефлексивной деятельности в соответствии с БУП и образовательными стандартами на
основе подбора оптимальных возрастных форм, способов и уровней деятельности
школьников. Это выражается в осознанном, целенаправленном и творческом
применении рефлексии, сформированности основ рефлексивной компетентности
ученика.
В результате освоения модуля учащиеся:
1. должны знать – формы рефлексивной деятельности и рефлексивные операции.
2. должны уметь – преодолевать стартовый барьер восприятия; применять формы
рефлексивной деятельности в сфере коммуникации, этикета, этики.
Модуль «Основы риторики и публичного выступления»
Цель модуля: получение навыков публичного выступления и презентации своего проекта.
В ходе изучения учащиеся получат опыт построения выступления и самого выступления
сначала на отвлеченные темы, а затем – выступление в контексте своей проектной
деятельности.
Модуль «Презентация продукта»
Цель модуля: получение навыков защиты готового продукта
Предлагаемый учебный модуль нацелен, в первую очередь, на освоение таких способов
деятельности, как анализ целей презентации, выбор типа презентации, планирование
процесса «продажи» собственного продукта, учет необходимости использования тех или
иных коммуникативных средств, вы- бор организационной формы презентации, а не на

изучение единого и универсального алгоритма подготовки публичного представления
своего проекта. Такие способы деятельности позволяют сформировать у учащихся
способность адекватно оценивать ситуации публичной деятельности и выбрать
соответствующие способы демонстрации своих достижений.

8 класс. Создаем электронные образовательные ресурсы
Модуль «От проблемы к цели»
Модуль направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ
ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов
разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные
способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для
формирования ключевой компетентности учащегося по разрешению проблем. Данный
модуль отличается от модуля 5 класса тем, что часть операций учащиеся осваивают на
отвлеченном материале, предложенном учителем; все операции осваиваются в рамках
работы над проектом под руководством учителя-консультанта.
В результате освоение модуля учащиеся:
1.получат опыт:
а) анализа проблемы;
б) анализа способов разрешения проблемы;
2.научатся:
а) описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
б) определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
в) формулировать проблему;
г) формулировать цель на основании проблемы;
д) обосновывать достижимость цели;
е) ставить задачи, адекватные цели;
ж) выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
з) рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Модуль «Анализ и планирование ресурсов»
Модуль направлен на овладение учащимися методами, способами деятельности по
разрешению проблем, формированию критического и творческого мышления.

Модуль нацелен на:
1. освоение учащимися алгоритма проведения системного анализа;
2. освоение учащимися различных методов выбора наилучшего решения;
3. формирование установки на продуктивное решение возникающих проблем,
готовность к поиску лучших решений, понимание неисчерпаемости каждой задачи;
4. расширение представления о ресурсной базе любой осуществляемой
деятельности, способах получения ресурсов.
Модуль «Проведение анализа»
Модуль направлен на развитие информационной компетентности и компетентности
разрешения проблем.
Базовым элементом информационной компетентности является владение основными
логическими операциями. При работе над проектом умение анализировать информацию
актуализируется на этапах анализа ситуации; постановки и анализа проблемы; анализа
способов разрешения проблемы; обработки информации, необходимой для постановки и
решения задач проекта.
Модуль имеет прагматическую направленность и нацелен на:
-освоение учащимися основных логических операций;
-освоение учащимися алгоритма проведения анализа;
-получение учащимися опыта применения логических операций при сравнительном
анализе и анализе причинно-следственных связей.
В результате изучения модуля учащиеся:
1.освоят приемы:
а) определения и анализа понятия;
б) классификации;
в) выдвижения и анализа умозаключения;
г) сравнительного анализа;
д) анализа причинно-следственных связей;
2.получат представления:
а) об основных законах логики;
б) о правилах основных логических операций;
3.получат опыт:
а) определения и деления понятий;

б) выделения существенных и несущественных признаков;
в) анализа умозаключения;
г) использования дедукции, индукции и аналогии для получения выводов;
д) анализа информации.
Модуль «Аргументация»
Модуль направлен на формирование информационной и коммуникативной
компетентности, компетентности разрешения проблем.
Предлагаемый модуль нацелен на:
-освоение учащимися способов выстраивания прямого и косвенного доказательства и
опровержения;
-освоение учащимися способов и приемов ведения дискуссии;
-получение учащимися опыта применения правил доказательства при формировании и
публичном обосновании своей точки зрения (своих выводов).
В результате обучения учащиеся:
1.освоят приемы:
а) выдвижения тезиса и антитезиса;
б) выдвижения и критики аргументов;
в) демонстрации аргументов и критики демонстрации;
г) постановки вопросов на дискредитацию или проблематизацию позиции оппонента;
д) ведения дискуссии;
2.получат представление:
а) о прямом и косвенном доказательстве;
б) о прямом и косвенном опровержении;
в) о правилах постановки вопросов;
г) о правилах ведения дискуссии;
3.получат опыт:
а) доказательства своих выводов;
б) ведения дискуссии.

Модуль «Продвижение продукта на рынке»
Предлагаемый учебный модуль нацелен на освоение таких способов
деятельности, как анализ ситуации, постановка цели, анализ ресурсов, планирование
деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами,
овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности
учащегося по построению стратегии успешного поведения на факторных рынках.
В ходе изучения модуля учащиеся:
Получат представление о закономерностях, лежащих в основе рыночной
успешности товара или услуги.
Получат опыт:
 описания ситуации, в которой возникают потребности;
 постановки и решения задачи учета экономической конъюнктуры при выборе
варианта проекта.
Учащиеся научатся:
 сегментировать рынок и позиционироваться на нем;
 строить систему мер по продвижению результата проекта.
Модуль «Сам себе эксперт»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 7 классе материала.
Модуль «Метод сбора данных»
Необходимым ресурсом для формирования информационной компетентности является
владение различными методами сбора эмпирических данных. Метод сбора данных
понимается как технология, посредством которой учащийся добывает информацию,
необходимую ему для решения проблем и достижения субъективно значимой цели. При
работе над проектом учащиеся часто сталкиваются с необходимостью получения и
обработки эмпирической информации, в т.ч. проведения опросов или интервью.
Особенно актуальным становится освоение методов сбора эмпирической информации
при работе над социальными проектами.
В ходе изучения модуля учащиеся:
1.получать представление:
- о сферах применения опросных методов;
- о возможностях и ограничениях тех или иных методов;
2.получат опыт:

- создания положительной мотивации к участию в опросе;
- проведения анкетного опроса;
- отбора респондентов;
- проведения интервью;
- оценки проведения интервью;
3.научатся:
- различать различные виды вопросов;
- выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации;
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Модуль «Как работать в команде»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 7 классе материала.
Модуль «Регулирование конфликтов»
Модуль нацелен на формирование способности учащихся продуктивно вести себя в
конфликтных ситуациях, на освоение ими навыков общения в ходе разрешения
конфликтной ситуации. Приобретая некоторые навыки регулирования конфликтов,
ученики получат возможность анализировать ситуации, возникшие в ходе общения с
другими людьми, действовать взвешенно и осознанно и нести ответственность за свои
поступки. Главной особенностью данного модуля является его интерактивный характер,
что позволяет в рамках занятий создавать ситуации, которые готовят учащихся к
принятию эффективных решений в реальных жизненных ситуациях.
В результате изучения модуля учащиеся:
1.получат опыт:
- определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения;
-использования ресурсов других людей для достижения собственных целей;
- согласования интересов в совместном действии;
-разработки стратегии разрешения конфликта;
2.получат возможность:
-освоить способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов;
-применить полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации,
смоделированной учителем.
Модуль «Основы риторики и публичного выступления»
Цель модуля: получение навыков публичного выступления и презентации своего проекта.
В ходе изучения учащиеся получат опыт построения выступления и самого выступления
сначала на отвлеченные темы, а затем – выступление в контексте своей проектной
деятельности.
Модуль «Презентация продукта».
Цель модуля: получение навыков защиты готового продукта

Предлагаемый учебный модуль нацелен, в первую очередь, на освоение таких способов
деятельности, как анализ целей презентации, выбор типа презентации, планирование
процесса «продажи» собственного продукта, учет необходимости использования тех или
иных коммуникативных средств, вы- бор организационной формы презентации, а не на
изучение единого и универсального алгоритма подготовки публичного представления
своего проекта. Такие способы деятельности позволяют сформировать у учащихся
способность адекватно оценивать ситуации публичной деятельности и выбрать
соответствующие способы демонстрации своих достижений.

9 класс. Сделаем мир лучше – создаем социальные проекты
Модуль «От проблемы к цели»
Модуль направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ
ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов
разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные
способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для
формирования ключевой компетентности учащегося по разрешению проблем. Данный
модуль отличается от модуля 9 класса тем, что часть операций учащиеся осваивают на
отвлеченном материале, предложенном учителем; все операции осваиваются в рамках
работы над социальным проектом под руководством учителя-консультанта.
В результате освоение модуля учащиеся:
1.получат опыт:
а) анализа проблемы;
б) анализа способов разрешения проблемы;
2.научатся:
а) описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
б) определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
в) формулировать проблему;
г) формулировать цель на основании проблемы;
д) обосновывать достижимость цели;
е) ставить задачи, адекватные цели;
ж) выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
з) рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Модуль «Анализ и планирование ресурсов»
Модуль направлен на овладение учащимися методами, способами деятельности по
разрешению проблем, формированию критического и творческого мышления.
Модуль нацелен на:
1.

освоение учащимися алгоритма проведения системного анализа;

2.

освоение учащимися различных методов выбора наилучшего решения;

3.
формирование установки на продуктивное решение возникающих проблем,
готовность к поиску лучших решений, понимание неисчерпаемости каждой задачи;
4.
расширение представления о ресурсной базе любой осуществляемой
деятельности, способах получения ресурсов.
Модуль «Продвижение продукта на рынке»
Предлагаемый учебный модуль нацелен на освоение таких способов
деятельности, как анализ ситуации, постановка цели, анализ ресурсов, планирование
деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами,
овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности
учащегося по построению стратегии успешного поведения на факторных рынках.
В ходе изучения модуля учащиеся:
Получат представление о закономерностях, лежащих в основе рыночной
успешности товара или услуги.
Получат опыт:
 описания ситуации, в которой возникают потребности;
 постановки и решения задачи учета экономической конъюнктуры при выборе
варианта проекта.
Учащиеся научатся:
 сегментировать рынок и позиционироваться на нем;
 строить систему мер по продвижению результата проекта.
Модуль «Метод сбора данных»
Необходимым ресурсом для формирования информационной компетентности является
владение различными методами сбора эмпирических данных. Метод сбора данных
понимается как технология, посредством которой учащийся добывает информацию,
необходимую ему для решения проблем и достижения субъективно значимой цели. При
работе над проектом учащиеся часто сталкиваются с необходимостью получения и

обработки эмпирической информации, в т.ч. проведения опросов или интервью.
Особенно актуальным становится освоение методов сбора эмпирической информации
при работе над социальными проектами.
В ходе изучения модуля учащиеся:
1.получать представление:
- о сферах применения опросных методов;
- о возможностях и ограничениях тех или иных методов;
2.получат опыт:
- создания положительной мотивации к участию в опросе;
- проведения анкетного опроса;
- отбора респондентов;
- проведения интервью;
- оценки проведения интервью;
3.научатся:
- различать различные виды вопросов;
- выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации;
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Модуль «Проведение анализа»
Модуль направлен на развитие информационной компетентности и компетентности
разрешения проблем.
Базовым элементом информационной компетентности является владение основными
логическими операциями. При работе над проектом умение анализировать информацию
актуализируется на этапах анализа ситуации; постановки и анализа проблемы; анализа
способов разрешения проблемы; обработки информации, необходимой для постановки и
решения задач проекта.
Модуль имеет прагматическую направленность и нацелен на:
-освоение учащимися основных логических операций;
-освоение учащимися алгоритма проведения анализа;
-получение учащимися опыта применения логических операций при сравнительном
анализе и анализе причинно-следственных связей.

Модуль «Аргументация»
Модуль направлен на формирование информационной и коммуникативной
компетентности, компетентности разрешения проблем.
Предлагаемый модуль нацелен на:
-освоение учащимися способов выстраивания прямого и косвенного доказательства и
опровержения;
-освоение учащимися способов и приемов ведения дискуссии;
-получение учащимися опыта применения правил доказательства при формировании и
публичном обосновании своей точки зрения (своих выводов).
Модуль «Регулирование конфликтов»
Модуль ориентирован на повторение учащимися изученного в 8 классе материала.
Модуль «Основы риторики и публичного выступления»
Публичное выступление в рамках проектной деятельности учащихся – это прежде всего
презентация. Кроме того, навыки публичного выступления могут понадобиться учащемуся
в тех случаях, когда необходимо привлечь ресурсы для реализации своего проекта
(человеческие, материальные ресурсы и т.п.). Поэтому модуль построен так, чтобы
учащиеся получили знания эффективного публичного выступления, опыт выступления
сначала на отвлеченные темы, а затем выступление в контексте своей проектной
деятельности.
Модуль «Социальный проект». « Презентация продукта проект».
Социальный проект вид социального проектирования, наиболее сложная форма
организации социального действия. Работа над проектом включает в себя получение и
присвоение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и
преобразование социальной ситуации. Продукт социального проекта должен иметь
социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность. Но и являться
решением социальной проблемы (попыткой решения)
Модуль «Основы информационных технологий: работа с операционной системой
WINDOWS, MS WORD, MS EXCEL, POWER POINT»
Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания модуля,
может быть выражена в трех этапах работы:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к
пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых
использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить
деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и
содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; определение формата
документа на основании его предназначения.

3 этап: вне рамок модуля – консультации учителя по работам в MS WORD, MS EXCEL,
POWER POINT необходимые для реализации проектов учащихся.
Учащиеся освоят навыки:
- создания и сохранения текстовых документов;
- ввода текста;
- редактирования текста;
- форматирования текста;
- работы с таблицами;
- помещения графического объекта в текстовый документ;
- подготовки и осуществления печати текстового документа.
- создания и редактирования электронных таблиц;
- математической и логической обработки данных;
- подготовки диаграмм и графиков.
- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное
выступление.
Учащиеся получат опыт:
- планирования формата текстового документа в зависимости от его предназначения
и потенциального пользователя.
- систематизации и обработки данных
- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для
решения своих задач;
- создания презентации в программе MS Power Point.

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов,
ч.

5 класс «Первые шаги»
1

От проблемы к цели

6

2

Работа с каталогами

3

3

Работа со справочной литературой

4

4

Способы получения информации

4

5

Наблюдение и эксперимент

3

6

Способы первичной обработки информации

4

7

Вместе к цели. Как работать вместе

4

8

Основы риторики и публичного выступления

4

9

Проект

2

Итого

34
6 класс. « Моя лаборатория»

1

От проблемы к цели

4

Сам себе эксперт

4

Работа с каталогами

1

Работа со справочной литературой

4

2

Наблюдение и эксперимент

4

3

Способы первичной обработки информации

4

4

Как работать вместе

4

5

Ведение дискуссии

3

6

Основы риторики.

4

7

Проект

2

Итого

34
7 класс. «Мы творим и создаём»

1

От проблемы к цели. Учимся распознавать и решать
проблемы

6

2

Сам себе эксперт

4

3

Работа с каталогами

1

4

Методы сбора данных

2

5

Способы первичной обработки информации

4

6

Как работать в команде. Основы рефлексивной
компетенции

7

7

Ведение дискуссии. На пути к лучшей идее

4

8

Основы риторики и публичного выступления

4

9

Проект

2

Итого

34

8 класс. Создаем электронные образовательные ресурсы
1

Модуль «От проблемы к цели»

6

2

Модуль «На пути к лучшей идее»: анализ и
планирование ресурсов; продвижение продукта на
рынке.

10

3

Аргументация

2

4

Сам себе эксперт

2

5

Методы сбора данных

2

6

Как работать в команде

2

7

Регулирование конфликтов

2

8

Ведение дискуссии

2

9

Основы риторики и публичного выступления

4

10

Проект

2

Итого

34

9класс. Сделаем мир лучше – создаем социальные проекты
1

От проблемы к цели

5

2

Анализ и планирование ресурсов

2

3

Продвижение продукта на рынке

2

4

Метод сбора данных

3

5

Проведение анализа.

2

6

Аргументация

2

7

Как работать в команде

2

8

Регулирование конфликтов

2

Ведение дискуссии

2

9

Основы риторики и публичного выступления

4

10

Социальный проект

8

Итого

34

Приложение 1

Индивидуальный итоговый проект
1. Общие положения

Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности
учащихся 9-х классов, обучающихся по федеральному государственному стандарту
основного общего образования.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Индивидуальный итоговый проект (далее по тексту - ИИП) является основным объектом
оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ. Обучающиеся вправе самостоятельно
выбрать тему и руководителя ИИП.
Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования, преподаватель ВУЗа.
Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности,
информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. Индивидуальный
итоговый проект (ИИП) является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных
программ.
2. Цели и задачи выполнения ИИП.
2.1. Для учащихся:
Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
2.2. Для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
2.3 Задачами выполнения проекта являются:
2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать
шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей
работы).
2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать).
2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.
2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом:

3.1. В процессе работы над проектом учащиеся под контролем руководителя планируют
свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
Темы проекта утверждаются не позднее ноября месяца. Учащиеся и родители пишут
заявление (приложение 1)
3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
3.4. Заключительный этап: март- предъявление материалов руководителю
Апрель - защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель и составляет список выбранных тем и руководителей проектов
(приложение 2).
4. Возможные типы работ и формы их представления
4.1.Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и
представление информации по какой-либо актуальной предметной, межпредметной или
предпрофессиональной тематике (для учащихся, планирующих обучатся
в
профессиональных образовательных организациях);
Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение
какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на
теоретической части проекта не означает отсутствия практической;
Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на
выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на
практическое воплощение в жизнь какой- то идеи; данный продукт может использоваться
как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнёров
образовательной организации;
Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта;
проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов
работы;
Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на
повышение гражданской активности учащихся и населения; проект, предполагающий
сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социальнозначимой тематике.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
 письменная работа (эссе, рефераты, аналитические и обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовые доклады и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств) в виде прозаического или стихотворного произведения,

инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
 материальный объект, макет, конструкторское изделие и др;

 отчётные материалы могут содержать тексты, материальные объекты и др. Решение
практических задач, анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего
государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма,
игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций,
стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение,
мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник,
публикация,
путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций,
учебное пособие, чертеж, экскурсия и т.д.

5. Требования к оформлению ИИП
5.1. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не
должен быть менее 12 машинописных страниц.
5.2. Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5, заголовок -14 пунктов с интервалом
между строк-1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2
см.
5.3. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той
же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем
текст).
5.4. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят
внизу с правой стороны страницы; на титульном листе номер страницы не ставится
(особый колонтитул для первой страницы).
5.5. Каждый новый раздел (если это введение, главы, параграфы, заключение, список
источников, приложения) начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
5.6. Между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим
текстом нужно пропускать одну строку, а после текста, перед новым заголовком – две
строки. Заголовок располагается посередине, точку в конце заголовка не ставят.
5.7. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название
параграфов – прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста
осуществляется за счет проставления дополнительного интервала. Порядковый номер
главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют
двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на
принадлежность к главе, вторая – на собственную нумерацию.
5.8. Демонстративные и иллюстративные материалы должны быть наглядными,
оригинальными, композиционно сочетаться с докладом.

5.9. При составлении списка используемых источников принято применять алфавитный
способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если
нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.
5.10. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный
в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более
одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников. (Приложение 5)
Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о
проведении исследования и приложения, включающего таблицы, фотографии,
рисунки, диаграммы, анкеты и пр. Обязательные структурные части письменного
отчета – введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы
исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы
исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются
выводы о точности рабочей гипотезы.
Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре
обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта,
используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие,
буклет, видеоролик, стенгазета и пр.) должен быть представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие
структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта,
альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое
описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета.
Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным
результатом.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание
эффектов/ эффекта от реализации проекта;
3) оценка руководителя, содержащая краткую характеристику работы учащегося в ходе
выполнения проекта, в том числе:
- сформированность познавательных учебных действий: способность и инициативность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и обоснование, и реализацию принятого
решения,
обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т. п.;

- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
- ответственности (динамика отношения к выполняемой работе);
5.11. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
6. Требования к защите проекта и критерии оценки проектной работы
6.1. Защита проектов
осуществляется в процессе специально организованной
деятельности комиссии образовательного учреждения, или в рамках школьной научнопрактической конференции. В состав комиссии входят руководители проектных работ,
администрация педагоги школы, выпускники школы, родители. Количество членов
комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек
6.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (5–7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме
проекта (2-3 минуты). Учащийся может использовать мультимедийные формы для
представления своего проект
6.3. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и
оценки, полученной при защите проектной работы
6.4 Общая оценка проектной работы заносится в оценочный лист индивидуального
итогового проекта учащегося (приложение 3) и вкладывается в портфель достижений
учащихся.
6.5 Протокол защиты индивидуальных итоговых проектов учащихся содержит
информацию об оценке руководителя проекта, оценке комиссии, итоговую оценку
проекта (приложение 4)
7. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию
выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта
7.1. Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.
7.2. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы, осуществляющим
проектную деятельность.
7. 3. Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся, являющихся
исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп.
7 .4. Контролирует деятельность руководителей итоговых индивидуальных проектов.
8. Функциональные обязанности руководителя итогового индивидуального проекта
обучающегося
8.1. Выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.

8.2. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую поддержку
проектной деятельности; планирует совместно с обучающимися работу в течение всего
проектного периода.
8.3. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
8.4. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта.
8.5. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает
помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
8.6. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.
8.7. Подготавливает рецензию на работу обучающегося.
9.Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих
итоговый индивидуальный проект
9.1. Организует и контролирует начальный период проектной деятельности (осуществляет
контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет список обучающихся с
выбором темы и руководителя ИИП и передает его заместителю директора).
9.2.Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
9 .3. Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с целью
успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов.
10. Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта
10.1. На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль
родителей заключается в оказании своим детям помощи, то есть не возложение на себя
обязанностей по выполнению работы детей над проектом, а проявление заинтересованности,
помощи советом, сбором информации и расходными материалами для выполнения проекта.
10.2. Ответственность за выполнение ИИП и его защиту несут родители обучающихся.

Приложение 2
Оценочный лист индивидуального итогового проекта учащегося
9 -___ класса 20___-20___ учебного года
Ф. И. _______________________________________________________________
Тема проекта ______________________________________________________________
1. Оценка руководителя проекта Ф. И. О. _________________________________
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Базовый (1 балл)
Повышенный (2- балла)
Сформированност
ь
познавательных
учебных действий

Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно с
опорой на помощь
руководителя ставить проблему
и находить пути
ее решения.

Сформированност
ь

Продемонстрировано
понимание содержания
выполненной работы. В работе

Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно
ставить проблему и находить
пути ее решения;
продемонстрировано умение
самостоятельно мыслить;
способность приобретать новые
знания и осваивать новые
способы действий.
Продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной

балл
ы

предметных
знаний
и способов

и в ответах на вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки

деятельности. Ошибки
отсутствуют

Продемонстрированы навыки
определения темы и
планирования работы. Работа
доведена до конца и
представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована
и последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы
обсуждения и представления.
Контроль и коррекция
осуществлялись
самостоятельно

действий
Сформированност
ь
регулятивных
действий

Ответственность

некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля учащегося
В процессе работы над
В процессе работы над
проектом учащийся
проектом учащийся
продемонстрировал
продемонстрировал
неустойчивую динамику
отношения к выполняемой
работе, решение вопросов,
связанных с проектом
практически всегда являлось
инициативой руководителя

устойчивую динамику
отношения к выполняемой
работе, решение вопросов,
связанных с работой над
проектом практически всегда
являлось инициативой
учащегося

2. Оценка комиссии
№п/п Критерий
1.

Оформление

Оценка (в баллах)
1б – оформление не соответствует требованиям

проектной работы 2б – оформление частично соответствует требованиям
2.

Оформление

3б – оформление полностью соответствует требованиям
1б - представлен плохо оформленный демонстрационный
материал,

демонстрационно
го
2б - демонстрационный материал хорошо оформлен, есть
недочеты
материала
3б - к демонстрационному материалу претензий нет
4б – владение ИКТ компетенциями на высоком уровне
(создание внешнего продуктивного материала)

баллы

3.

Защита проекта

1б - доклад зачитывается
2б - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3

3б-доклад пересказывается, суть работы объяснена
4б - в докладе используется дополнительный материал из
различных областей.
4.
Качество ответов 1б - нет четкости ответов на большинство вопросов
на
2б - ответы на большинство вопросов четкие
вопросы
3б 3б-ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
3. Итоговая оценка проекта: достижению базового уровня соответствует отметка
«удовлетворительно» при получении 11-14 баллов,
отметка «хорошо» - достижению повышенного уровня - 15-18 баллов
отметка «отлично» - 19 -22 баллов
Итоговое количество баллов ________, оценка ___________________________________
Уровень сформированности навыков проектной деятельности ____________________
Руководитель проекта ___________ _________________________________
Председатель комиссии __________ ____________________________
Приложение3
ПРОТОКОЛ
защиты индивидуальных итоговых проектов учащихся 9 ___ класса
МБОУ г. Иркутска СОШ№77
Оценка
№

Фамилия, имя
руководителя

п/п

учащегося
в баллах

Оценка

Итоговая оценка

комисси
и
баллы
в баллах

Руководитель проекта __________ ________________________
Председатель комиссии __________ ________________________

оценка

уровень

Члены комиссии __________ ____________

Приложение 4
Памятка для учащегося
«Пояснительная записка к проекту»
Введение, в котором необходимо:



назвать тему проекта;
сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой
проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для
других;
 рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в
результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил
проблему проекта;
 указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой,
проблемой, целью и продуктом твоего проекта;
 дать развернутый, детализированный план работы над проектом с
указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри
каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков
выполнения каждого этапа.
Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель,
проблема, гипотеза (всех проектов, где она есть), проектный продукт, план.
Основная часть.
В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и
как воплотил его в проектном продукте, привести описание хода своей работы над
проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя
идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе.
Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе
помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных
часах, уроков и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все
это ресурсы твоей проектной работы.
Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему
проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения,
опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов.
Заключение
В заключении надо:
- проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым
трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающемся, чему
ты научился в ходе работы надо проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);

- оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и
почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой
проект и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы
начал свою работы заново);
- показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта
(что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет
продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к
проблеме проекта).
Список использованных источников информации, где ты представишь:
- список использованных в печатных источников в алфавитном порядке с указанием
выходных данных книг и статей;
- адреса сайтов в Интернете, с которым ты работал;
- ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности,
места работы и ученого звания специалиста);
- фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками
информации по твоему проекту.
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
• Тема моего проекта……………………………………………………………..……….
• Я выбрал эту тему, потому что…………………………………………….....……….
• Цель моей работы – ……………………………………………………………………
• Проектным продуктом будет – ……………………………………………………..
• Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как……………………
• План моей работы (указать время выполнения и перечислить все
промежуточные этапы):
 Сбор информации (что и как искал информацию)…………………………………
 Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……..
 Написание письменной части проекта (как это делал)……………………..…….
Основная часть
• Я начал свою работу с того, что………………………………
• Потом я приступал к……………………………………………………
• Я завершил работу тем, что…………………………………………

• В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..
• Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………………………
• Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………………
• План моей работы был нарушен, потому что……………………………
• В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как……………
• Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…………………
Заключение
• Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано,
получилось, например………………………………………
• Это произошло, потому что……………………
• Если бы я начал работу заново, я бы……………………………
• В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…………
• Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как………………
• Работа над проектом показала мне………………………
Подготовка презентации к защите индивидуального проекта
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ,
отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые
автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого
предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для
защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы,
алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст
выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для
убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:

слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы.
На данном слайде указывается следующая информация:
-сокращенное название образовательной организации;

- тема индивидуального проекта
- предмет, вид проекта;
- ФИО учащегося
- ФИО руководителя индивидуального проекта
- год выполнения работы
слайд –введение-1
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта: Цели и задачи
проекта, объект проекта и т.д.
слайды (основная, практическая часть-6-7)- непосредственно раскрывается тема
работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования,
характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики,
рисунки, диаграммы).
слайд – выводы - итоги проделанной работы;
- перспективы на будущее

Приложение 5

Методический паспорт учебного проекта

1.Название проекта
2. Руководитель проекта
3.Тип проекта
4.Учебные дисциплины
5.ФИО разработчиков проекта
6. Заказчик проекта
7.Цель проекта

8.Задачи
9. Гипотеза
10.Этапы работы над проектом
11.Продукт
12. Необходимое оборудование
для защиты проекта

Приложение 6.

Учебно-методическое обеспечение
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием
тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство
«Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для
педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф.
Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом
«Федоров». 2006. – 176 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред.проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство
«Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и
доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
5. Формирование проектно - исследовательской компетенции школьников.
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида» 5-9
классы. Оценочный и диагностический инструментарий программы в электронном
приложении/ авт.-сост. О.Ю.Писнова.- Волгоград: Учитель,2017. -44 с.
6. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт.-сост.
С.Г.Щербакова.- Волгоград: Учитель,2009.---103 с.
7. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.
Пособие.-2 изд., стер. -М.: ФЛИНТА,2014.-144 с.

Электронные ресурсы:
Работа с каталогом: http://school-collection.edu.ru/catalog/
Оценка по эталону: http://pedsovet.su/load/46-1-0-36568
Технология критического мышления: http://pedsovet.su/load/85-1-0-39282
Урок рефлексии. Проектная деятельность. http://pedsovet.su/load/46-1-0-36568

Содержание

1.

Пояснительная записка

-2

2.

Планируемые результаты освоения курса «Проектной
деятельности»

-2-5

3.

Содержание курса «Проектная деятельность»

- 5 - 18

4.

Учебно-тематический план

- 18 - 19

5.

Приложение 1. Индивидуальный итоговый проект (9-й класс)

- 20 - 24

6.

Приложение 2. Оценочный лист индивидуального итогового
проекта учащегося 9 -___ класса 20___-20___ учебного года

- 24 - 25

7.

Приложение 3. ПРОТОКОЛ защиты индивидуальных итоговых
проектов учащихся 9 ___ класса

- 25

8.

Приложение 4. Памятка для учащегося

- 26 - 28

9.

Приложение 5. Методический паспорт учебного проекта

- 28

10.

Приложение 6. Учебно-методическое обеспечение

- 29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».