РП Слагаемые выбора. 9 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойполитики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной
программе основного общего
образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

Директор БМАОУ
ООШ№30
Григорьев Ю.И.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа по предмету
«Слагаемые выбора профиля дальнейшего обучения»
Для обучающихся 9 классов

п.Сарапулка 2023

Планируемые результаты
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1)

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Цель курса:

1)

оказание психолого– педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в
старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи курса:

•

Сформировать у обучающихся представления о требованиях изменяющегося общества к
выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования,
будущим профессионалам.

•

Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего
профессионального образования и профессионального труда.
•
Обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе
индивидуального образовательного и профессионального маршрута.

•
Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам,
склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей. Этот курс
знакомит обучающихся с общими основами выбора профиля обучения (информационными,
психологическими, практическими). Знание этих слов обеспечивает обучающимся принятие
адекватного решения как о выборе конкретного профиля, а также позволяет им сделать выбор
соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.).
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально
организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной
деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля
дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов
помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа
сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка
образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией
вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.
Также целесообразно предложить обучающимся сопоставить потенциальное
профессиональное «хочу» и реальное «могу» и по возможности перенести ситуацию этого
сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать « педагогически провокационную» ситуацию столкновения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит
обучающимся формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за
и против» совершаемого выбора профиля.
Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями,
процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы. Знать/уметь

•
представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности
человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения
образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о
психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.
•

находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути
продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии
с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять
творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Содержание учебного предмета
Твои возможности без границ (6 ч).
Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля
обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех.
Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда.
Человек как «деятель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему. Выполнение
эвристических заданий.
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (5 ч).

Особенности индустриального общества и постиндустриального. От цивилизации исполнителей
к цивилизации индивидуальности. Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь
человека. Самобытность человека в меняющемся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей
школы, студента, современного профессионала. Выполнение эвристических заданий.
Рынок труда и образовательных услуг (6 ч).
Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. «Синие», «
белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области
знаний. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Человек
как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Помощники человека в
поиске работы. Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий.
Пути продолжения образования и приобретения профессии (4 ч).
Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений.
Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок
образовательных услуг. Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий.
Притязания человека и его профессиональная карьера (4 ч).
Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры.
Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования
притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности. Определение и
характеристика « формулы успеха». Практическая работа.
Принятие решения о выборе профиля обучения ( 4 ч).
Определения понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и
вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора.
«Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в
выборе.
Практическая работа.
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории (3 ч ).
Значимость способностей в выборе профиля обучения и пути продолжения образования.
Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к
принятию решения о выборе обучения. Практическая работа.
Индивидуальные и групповые консультации (3 ч).
Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. Информирование о
возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи специалистов.

Тематическое планирование.
№

Название темы

п/п
1
Твои возможности без границ
2
Изменения, происходящие в обществе и мире
профессионального труда
3
Рынок труда и образовательных услуг

Количество часов
Всего
Практиче
ские занятия
6
1
5
1
6

1

4
Пути продолжения образования и приобретения
профессии
5
Притязания человека и его профессиональная карьера
6
Принятие решения о выборе профиля обучения
7
Проектирование версий индивидуальной образовательной
траектории
8
Индивидуальные и групповые консультации
Итого

4

1

4
4
3

1
1
1

2
34

7

Календарно- тематическое планирование 9 класс
№

Название темы

К Приме
ол-во чание
часов

Твои возможности без границ

1
2
3
4

Варианты выбора продолжения образования по окончании основной
школы
Понятие
профиля
обучения.
Право на
содержание образования.
Возможности и ограничения. Вера в успех.

собственное

5

Противоречия
мира профессионального
профессионального труда.
Человек как «деятель» общественной пользы.

образования и

6

Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий

1
1
1
1
1
1

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда
7

Особенности индустриального общества и постиндустриального.

1

8

От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности.

1

9

Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека.

1

10

Самобытность человека в меняющемся мире.

1

11

12
13

Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного 1
профессионала.
Выполнение эвристических заданий.
Рынок труда и образовательных услуг
Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная
культура.
«Синие», « белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и
специалист в определенной области знаний.

1
1

14

1

16

Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом
образования.
Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные
качества человека.
Помощники человека в поиске работы.

17

Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий

1

15

1
1

Пути продолжения образования и приобретения профессии
18

1

20

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды
учебных заведений.
Перспективы профессионального становления в условиях региона
(территории).
Рынок образовательных услуг.

21

Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий.

1

19

1
1

Притязания человека и его профессиональная карьера
22
23
24
25

Современные
представления
о
профессиональной
карьере.
Пути достижения карьеры.
Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный
успех.
Способы согласования притязаний человека с требованиями к его
профессиональной деятельности.
Определение и характеристика « формулы успеха». Практическая работа.

1
1
1
1

Принятие решения о выборе профиля обучения
26

Определения понятия « готовность к принятию решения»

27

Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы
1
выбора профиля обучения.
«Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля
1
обучения.
Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая
1
работа.
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории

28
29

30
31

1

Значимость способностей в
выборе
профиля
1
обучения
и
пути продолжения образования.
Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. 1

32

Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения.
Практическая работа.
Индивидуальные и групповые консультации

1

33

Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения.

1

34

Информирование о возможностях получения психологической и
медицинской консультативной помощи специалистов

1

Итого

34

Приложения:

1. Ваше будущее профессиональное образование и деятельность будут
постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие
области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.

2.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Области знаний.

12

Информатика, программирование.

Очень.

Математика.
Русский язык.
Литература.
История.
Обществознание.
География.
Биология.
Физика.
Химия.
Технология.
Иностранный язык.

Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

Нр

1
– продолжить обучение в вузе;
2
– продолжить обучение в колледже, техникуме или
профессиональном училище;
3
– работать;
4
– пока не знаю.
3. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9
класса?
1
– продолжить обучение в школе;
2
– продолжить обучение в профильных 10 – 11 классах;
3
– учиться экстерном;
4
– учиться в вечерней школе;
5
– продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном
училище;
6
– пока не знаю.

4. С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую
профессию.
№
п/п
1

Сферы деятельности

2
3
4
5

Информационные техника и технологии.
Медицина.
Строительство.
Транспорт.

Техника, производство, материальные технологии.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

5.

Торговля.
Сервис, обслуживание населения, услуги.
Педагогика.
Экономика, организация и управление.
Армия, милиция.
Право, юриспруденция.
Психология.
Искусство.
Фундаментальная наука.
Литература, история.
Другое.
Пока не знаю.

Какое образование имеют ваши родители?
№
Образование.
п/п
1
Неполное среднее.
2
Среднее.
3
Начальное профессиональное (например, профессионально – те
училище. )
4
Среднее профессиональное (например, техникум, колледж. )
5
6

Высшее.
Не знаю.

6.

Какие профессии имеют ваши родители?
№
Профессии.
п/п
1
Рабочие массовых профессий.
2
Рабочие высокой квалификации.
3
Служащие.
4
Медицинские работники.
5
Педагоги, учителя, преподаватели.
6
Научные работники.
7
Торговые работники.
8
Военнослужащие, милицейские работники.
9
Экономисты, бухгалтеры.
10
Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания.
11
12
13
14

Работники искусств.
Управляющие, менеджеры.
Юристы
Другое.

15

Не знаю.

7. Если бы вам предоставился выбор профильных 10 -11 классов, то
такой профиль вы бы выбрали?
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Профиль обучения.

8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей
профессиональной деятельности и профильных 10 – 11 класса?
№
Факторы выбора.
п/п
1
Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для с
2
3
4

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном
заведении.
Профессии родителей.
Школьные предметы, которыми бы вы хотели углублённо занима

5

Художественная литература, кино – и видеофильмы, СМИ.

6

Собственный практический опыт профессиональной работы.

7
8

Примеры и опыты друзей, знакомых.
Советы родителей или других родственников.

9
10
11

Рекомендации учителей.
Дополнительное ( внеклассное) образование.
Пока ничего не повлияло, выбор не сделан.

9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами
будущей профессии ( а также специальности, должности, места работы).

№
п/п

Факторы выбора.

1

Соответствующий вашим особенностям характер работы( умст
физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др

2

Благоприятные условия работы
( характеристики рабочего места , напряженность рабочего граф

3

Возможность постоянного повышения

4
5

Сообразность задатков вашей личности.
Возможность профессионального роста, успешной карьеры.

6
7
8
9

Востребованность на рынке труда.
Достаточная престижность профессии.
Достойный уровень оплаты труда.
Ничего, просто нравится такая профессия.

квалифик

10. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10 – 11
классах для вашего успешного профессионального самоопределения?
№
Предложения.
п/п
1

Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соотве
путей продолжения образования.

2

Ввести в школах преподавание профориентационных курсов.

3

4

Увеличить
возможности
диагностирования
самодиагностирования профессионально важных качеств.

и

Увеличить объём сведений об особенностях обучения в различны
заведениях.

5

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия.

6

Организовать технологические и предпрофессиональные практик

7

В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбор
профессии.

8

Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля об

9

Приблизить содержание образования к практической деятельнос

10
11
12

Учитывать устремления и склонность учащегося в уровне препода
школьных предметов.
Организовать психолого-педагогическое консультирование учащ
поддержки их профессионального самоопределения.
Ничего менять не надо.

11. Что может помешать вам
планы?
№
п/п
1

осуществить ваши профессиональные

Препятствие.

Неправильный выбор места продолжения образования , профес
специальности, профильных 10 – 11 класса.

2

Трудности получения профессионального образования и освоени

3

Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии.

4

Недостаточная подготовленность к профессиональному образова

5

Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие и
рынка.
Проблемы со здоровьем.
Семейные обстоятельства.
материальное положение семьи.

6
7
8

9

Недостаточное знание своих качеств и способностей.

10
11

Другое.
Ничего не может помешать.

12.Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие
сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных
планов?
№
Интерес – сведения.
п/п
1
Сведения о различных заведениях
профессионального образования, правилах приёма в них.
2

Рассказы о разных профессиях и путях их получения.

3
Тесты для диагностирования своих
профессиональных ваших качеств.
4
Требования на вступительных экзаменах в
различных учебных заведениях профессионального
образования.
5
Перспективы изменения регионального рынка
труда на ближайшие 10 лет.
6
Возможности и условия получения
профессионального образования за
рубежом.
7
Списки учебных пособий (книги, видеофильмы,
CD,DVD и др.)по профориентации и профессиональному
самоопределению; условия их приобретения.
8
Общение со сверстниками о выборе будущей
профессии.
9
Другое.
10
Ничего не нужно.

Да.

Нет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».