РП Черчение. 5-7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойполитики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной
программе основного общего
образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

Директор БМАОУ
ООШ№30
Григорьев Ю.И.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа по учебному предмету
«Черчение»
для обучающихся 5-7 классов

п. Сарапулка 2023

Пояснительная записка
Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие
графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности
через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование
технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
Место учебного предмета «Черчение» в учебном плане
Курс «Черчение» изучается в 5-7 классах по 1 часу в неделю. Часы на
изучение предмета выделены из части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Срок реализации программы: 3 года.
Общая характеристика учебного курса
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности
учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое
влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Пропедевтический курс черчения в 5-6 классах дает учителю уникальную
возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.
Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость
позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого
возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической
деятельности.
Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих
детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так,
Выпускники V-VI класса должны одновременно и знакомиться с новыми
фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой
геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией,
приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью
не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По опыту
многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному
усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является
двукратное изучение курса геометрии.
Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную
линию объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые
предоставляет изучение геометрического курса для решения главной цели общего

математического образования – целостного развития и становления личности
средствами математики.
На занятиях черчения предусмотрено решение интересных головоломок,
занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет
развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых
знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной
деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на
упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение
учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны
большинству учащихся.
Основными
приемами
решения
задач
являются:
наблюдение,
конструирование, эксперимент.
Геометрический материал изучаемый в 5-6 классах позволяет углубить и
расширить представления детей об известных им геометрических фигурах,
подготовить учащихся к систематическому изучению геометрии и черчения в 7
классе.
Поэтому:
1) Всё содержание курса и способ его изложения должны опираться на
предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, при этом основа курса
система единой визуальной поддержки.
2)Всё содержание пропедевтического курса должно быть подчинено внутренней
логике, максимально приближенной к логике систематического курса
3) Должно быть уделено достаточно внимания развитию речи: работе с терминами,
предложениями, формулировке определений
4) Система упражнений должна способствовать, с одной стороны, развитию
пространственных представлений навыков рисования, а с другой стороны –
ознакомить учащихся с простейшими логическими операциями закладывать
основы формирования навыков поведения этих операций
Контрольные работы данный курс не предусматривает, а различного рода
самостоятельные и проверочные работы должны служить лишь в качестве
обратной связи с учащимися и оцениваться только хорошими и отличными
отметками по усмотрению учителя.
Домашние работы должны быть (необходимо приучать учащихся к их
выполнению), но не должны быть перегружены: их содержание должно
соответствовать базовому уровню урока. Обязательна проверка каждого
домашнего задания всем классом и у каждого Выпускника.
Задачи курса:
 целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и
практического, так и логического (в том числе креативного); развитие
математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе
и за счет привлечения исторических сведений);
 формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных
дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);
 формирование готовности к изучению систематического курса геометрии.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Черчение»
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
технического творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения
личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы
«Черчение» являются:
Регулятивные УУД:
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных
и внеучебных ситуациях.
Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты изучения предмета «Черчение»
Выпускник научится:
 осознано воспринимать графическую культуру как совокупность
достижений человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
 представлять форму предметов и геометрических тел, их состав, структуру,
размеры, положение и ориентацию предметов в пространстве;
 правилам выполнения и чтения чертежей в соответствии с основными
стандартами ЕСКД;
 правилам выполнения шрифтов и чертежей;
 методам графического отображения геометрической информации (метод
центрального и параллельного проецирования);
 методу прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три
плоскости проекции;
 способам построения проекций;
 последовательности выполнения чертежа детали;
 простейшим геометрическим построениям;
 принципам построения наглядных изображений;
 основным правилам построения линий пересечения простейших
геометрических образов;
 анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);
 отображать форму изделия выбирая необходимое число изображений (в том
числе главное изображение чертежа);

 читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых
геометрических тел и моделей деталей;
 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
 анализировать графический состав изображений;
 выполнять геометрические построения (деление окружности на равные
части, сопряжения);
 читать и выполнять чертежи несложных деталей, эскизы и наглядные
изображения предметов;
 Развивать
визуально-пространственное
мышление
(осуществлять
преобразования простой геометрической формы, изменять положение и
ориентацию объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на
чертеже);
 рационально использовать чертежные инструменты.
 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
 правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество
изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели,
детали, простейшей сборочной единицы;
 выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;
 выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;
 читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из
трех - шести деталей;
 ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных
пунктов и других объектов;
 читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;
 пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
 выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
 выполнять необходимые разрезы;
 правильно определять необходимое число изображений;
 выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
 применять полученные знания при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования).
 осознано воспринимать графическую культуру как совокупность
достижений человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
 развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое,
динамическое и пространственное представления;

 развивать творческое мышление и формировать элементарные умения
преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в
пространстве;
 опыту создания творческих работ с элементами конструирования;
 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
 формировать стойкий интерес к творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества;
 иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе,
структуре, размерах формы, положении и ориентации предметов в пространстве;
 правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения;
 развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.
 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
 основным правилам выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и
разрезов на комплексных чертежах;
 условным обозначениям материалов на чертежах;
 познакомиться с основными типами разъемных и неразъемных соединений;
 условным изображениям и обозначениям резьбы на чертежах;
 особенностям выполнения чертежей общего вида и сборочных;
 условностям и способам упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
 особенностям выполнения архитектурно-строительных чертежей;
 способам построения разверток преобразованных геометрических тел;
методам вспомогательных секущих плоскостей
5-6 класс
Выпускник научится:
 выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих
предметах;
 измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
 выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в
частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи,
сводящиеся к выполнению основных построений;
 вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов),
применяя изученные свойства и формулы;
 изображать знакомые фигуры по описанию;
 проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач,
предусмотренных содержанием курса;
 пользоваться геометрической символикой;
 устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими
предметам
 использовать определения основных геометрических понятий.
Выпускник получит возможность научиться:

 владеть
практическими
приемами
геометрических
измерений,
использование линейки, транспортира;
 применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник,
циркуль) для построения геометрических фигур;
 строить объемные фигуры (изображение видимых и невидимых линий);
 пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и
перпендикулярных линий, отрезков;
 анализировать свойства геометрических фигур;
 складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
 строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;
 конструировать объемные фигуры;
 различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
 строить точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
 использовать столбчатые и круговые диаграммы при решении задач;
 находить площадь, объема, площадь боковой поверхности;
 использовать теоретические знания в практической работе.
7 класс
Выпускник научится:
− развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статические,
динамические и пространственные представления;
− развивать визуально – пространственного мышление;
− рационально использовать чертежные инструменты;
− использовать правила и приемы выполнения и чтения чертежей различного
назначения;
− развивать творческое мышление и формировать элементарные умения
преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в
пространстве;
− создавать творческие работы с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
− применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять построение разверток простых геометрических тел (призма,
пирамида, конус, цилиндр);
 читать и выполнять проекционные изображения моделей деталей.
Содержание учебного курса «Черчение»
5-6 класс
Первые шаги в геометрии
Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Смежные
и вертикальные углы. Конструирование из Т. Куб и его свойства. Квадрат.
Треугольник. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
Построение треугольника по стороне и двум углам. Построение треугольника по
трем сторонам.

Правильные многогранники
Формула Эйлера. Способ изготовления моделей многогранников. Отпечатки
многогранников. Развертки многогранников. Понятие о сечении многогранника.
Элементы геометрии
Параллельные прямые. Параллелограмм. Центральная симметрия. Масштаб.
Пропорциональность в геометрии. Координатная плоскость. Симметрия
относительно прямой. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Эллипс.
Конические сечения. Как найти площадь фигуры. Решение практических задач на
измерение объема. Измерение углов. Свойства фигур. Окружность. Как нарисовать
окружность. Окружность в архитектуре. Деление окружности на части.
7 класс
Правила оформления чертежей
Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД.
Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Шрифты
чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы
выполнения надписей чертежным шрифтом. Основные правила, приемы и методы
нанесения размеров. Выносные и размерные линии.
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Проецирование. Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну или
несколько плоскостей проекций.
Расположение видов на чертеже. Местные виды
Правила расположения видов. Местные виды. Практическая работа № 1
«Моделирование по чертежу».
Аксонометрические проекции.Технический рисунок
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических
проекций. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
поверхности. Построения, облегчающие выполнение технических рисунков.
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические
проекции геометрических тел. Проецирование правильной четырехугольной
пирамиды. Проецирование цилиндра и конуса. Проекции шара. Проекции вершин,
ребер и граней предмета. Графическая работа № 1 «Чертежи и аксонометрические
проекции предметов». Последовательность построения видов на чертеже детали.
Построение вырезов на геометрических телах.
Графическая работа № 2
«Построение третьего вида по двум данным». Деление окружности на равные
части. Сопряжения. Применение геометрических построений на практике.
Графическая работа № 3 «Чертеж детали, с использованием сопряжений».
Чертежи разверток поверхностей призм и цилиндров. Чертежи разверток
поверхностей конуса и пирамиды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов может быть изменено календарно-тематическим
планированием по факту расписания и календарных праздничных и выходных
дней.
5 класс

№
п/п

Наименование темы раздела

количество часов,
отводимых на
изучение каждой
темы раздела

1.

Первые шаги в геометрии

4

2.

Треугольник

4

3.

Многоугольники и многогранники

4

4.

Геометрические фигуры на плоскости

7

5.

Площади и объемы

4

6.

Заключение

11

Итого

34

6 класс
№
п/п

Наименование темы раздела

количество часов,
отводимых на
изучение каждой темы
раздела

1.

Простейшие геометрические фигуры

4

2.

Треугольники, построение углов

4

3.

Правильные многогранники, сечение

4

4.

Элементы геометрии

6

5.

Замечательные кривые

2

6.

Измерение площади и объема

2

7.

Окружность

4

8.

Заключение

7

Итого

33

7 класс
№
п/п

Наименование темы раздела

количество часов,
отводимых на
изучение каждой темы

раздела
1.

Правила оформления чертежей

3

2.

Чертежи в системе прямоугольных проекций

3

3.

Расположение видов на чертеже. Местные виды

3

4.

Аксонометрические проекции.Технический рисунок

4

5.

Чтение и выполнение чертежей

7

6.

Порядок построения изображений на чертежах

3

7.

Геометрические построения

4

8.

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

2

9.

Заключение

5

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».