РП Экономика. 6кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойполитики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30
Приложение к основной
общеобразовательной программе –
образовательной программе
основного общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

Директор БМАОУ
ООШ№30
Григорьев Ю.И.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа по предмету «Экономика»
6 класс

п.Сарапулка 2023

1.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе
словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и
социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной

деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации

(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
9.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
10.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Обучающийся сможет:





определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
11. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Предметные результаты
Рабочая программа по экономике разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного общего
образования, концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые
представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные
критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.
Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:
- роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
- место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
- механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;
- причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
- движущие силы и основные закономерности экономического роста;
- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и
интернационализации экономических связей.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав
человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения
в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в

течение жизни человек делает постоянно — в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную
составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области
общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя
знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей
способы:
- теоретические, практические, проблемные вопросы;
- решение задач и выполнение упражнений;
- домашние и творческие задания;
- экономические тесты, кроссворды;
- деловые игры.
Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:
• опросы;
• самостоятельные и контрольные работы;
• собеседования;
• олимпиады.
Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, понятий, умений
1. Уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
2. Осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.
3. Принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии
ресурсов и времени.
4. С учетом опыта своих родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей
профессии, в обществе.
5. Анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
6. Принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам,
стараться
выполнять
все
обязательства
перед
самим
собой, родителями, близкими людьми.
7. Осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.

8. Анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение
потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
9. Стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на
достигнутом,
не
бояться
перемен,
нового,
то
есть
вырабатывать в себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение в прикладную экономику. Технология принятия решения.
Экономика как наука. Экономика как хозяйство. Потребность. Безграничность потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу.
Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость. Домашнее хозяйство. Фирма (коммерческая организация). Государство.
Собственность. Частная собственность. Прикладная экономика. Принятие решения. Технология принятия решения.
Практические работы.
Изучение потребностей людей, личных потребностей.
Анализ процесса принятия решения.
Тема 2. Основы семейной экономики.
Семья с точки зрения социальных наук. Домашнее хозяйство. Экономические функции домашнего хозяйства. Виды семьи. Функции семьи.
Домашний труд. Культура человеческих отношений и культура дома.
Практические работы
Анализ реализации семейных функций.
Исследование домашнего труда.
Тема 3. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.
Бюджет, его виды. Дефицит и профицит бюджета. Потребительский бюджет. Потребительская корзина. Бюджет семьи. Текущий и
перспективный бюджет семьи. Личные и семейные доходы. Первичные и вторичные доходы семьи. Расходы семьи. Рациональное
потребление. Виды семейных расходов. Постоянные и переменные расходы. Расходы на налоги. Займы. Ведение семейного бюджета.
Личный бюджет.
Практические работы
Исследование семейного бюджета.
Планирование личного бюджета.
Тема 4. Управление семейной экономикой. Управление потреблением.
Цели и принципы управления семейной экономикой. Ролевые функции в семье. Разделение домашнего труда. Эффективность домашнего
труда. Научная организация труда. Экономия семейных ресурсов. Бытовая техника в домашнем хозяйстве. Производительность труда.

Управление потреблением. Потребитель и его поведение на рынке. Процесс принятия решения о покупке. Потребительская культура.
Практические работы
Учёт и анализ расходов личного времени.
Исследование процесса принятия решения о покупке.
Тема 5. Экономика предпринимательства. Малый бизнес.
Экономика предпринимательства. Факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Предприниматель.
Предпринимательская деятельность. Функции предпринимательской деятельности. Мотивы предпринимательской деятельности. Малый
бизнес.
Практическая работа
Деловые качества предпринимателя.
Тема 6. Как начать своё дело. Деловая идея.
Логика предпринимательской деятельности. Деловая идея. Источники информации для поиска идей. Методы генерации идей. Метод проб и
ошибок. Синектика. ТРИЗ. Технология регистрации бизнеса.
Практическая работа.
Генерация деловых идей с помощью различных методов активизации мышления.
Тема 7. Как подготовить бизнес-план.
Бизнес-план. Бизнес-планирование. Технология разработки бизнес-плана. Рыночный план. Описание продукции. Маркетинговый,
производственный, организационный, финансовый план.
Практические работы
Изучение рыночной потребности в каком-либо товаре.
Изучение информации, предоставляемой на упаковке товара.
Расчёт финансовых показателей бизнес-плана.
Тема 8. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Как провести маркетинговое исследование.
Маркетинг. Маркетинговые исследования. Источники информации для маркетинговых исследований. Анкетирование потребителей. Четыре
«слона» маркетинга. Продукт. Цена продукта. Месторасположение бизнеса. Продвижение товара на рынок. Реклама, её виды. Структура
рекламного сообщения. Брендинг.
Практические работы
Проведение маркетингового исследования потребительского товара.
Сравнительный анализ наиболее важных качеств конкурентных товаров (услуг).
Исследование рекламных объявлений в прессе.
Тема 9. Как рассчитать затраты. Себестоимость продукции.
Затраты (расходы). Виды затрат. Себестоимость продукции. Расчёт затрат. Затраты на материалы, на оплату труда. Заработная плата.
Минимальная заработная плата. Единая тарифная система. Формы оплаты труда. Амортизация. Затраты на электроэнергию. Прочие затраты.
Практическая работа

Расчёт себестоимости любого изделия, изготовленного учащимися на уроках технологии, по основным статьям затрат.
Тема 10. Менеджмент в предпринимательской деятельности.
Менеджмент и управление. Управленческий труд. Поведенческие подходы к управлению людьми. Функции управления. Личностные
качества менеджера. Лидерство. Предпринимательская культура.
Практические работы
Изучение мотивации людей к работе.
Анализ способностей к управленческой деятельности.

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Номер
урока

1
2

3
4

5-6
7-8

9
10 – 11
12
13

14

Названия разделов и тем

Количество часов

Проблема выбора в экономике

2

Выбор как экономическая проблема. Альтернативная стоимость.
Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора.

1
1

Типы экономических систем

2

Основные вопросы экономики.
Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы.

1
1

Экономические ресурсы и факторы производства

4

Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство,
информация). Факторы производства.
Доходы на факторы производства (зарплата, рента, процент, прибыль).

2

Производство товаров и услуг

5

Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг.
Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи
товаров и услуг.
Взаимосвязь прибыли, доходов, затрат.
Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от
единицы проданной продукции.

1
2

Деньги

6

История возникновения денег. Деньги в Российском государстве.

1

2

1
1

Дата
проведения

Свойства денег. Виды денег.
Функции денег.
Количество денег, необходимых для экономики страны.

2
2
1

Торговля

6

Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая
и розничная торговля.
Организационные формы торговли (аукцион, биржа, магазин).
Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы.
Положительные и отрицательные последствия рекламы.

1

Роль государства в экономике

7
2

28-29
30
31-32

Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Влияние
внешних побочных эффектов, отрицательных и положительных.
Функции государства в экономике.
Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства.
Основные налоги в РФ. Государственный бюджет. Решение задач.

33-34

Повторение и обобщение изученного материала по темам курса.

2

15-16
17-18
19

20
21-22
23
24-25

26-27

2
1
2

2
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».