РП Краеведение. 8-9 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойполитики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30

Приложение
к основной общеобразовательной программе
– образовательной программе основного
общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

Директор БМАОУ
ООШ№30
Григорьев Ю.И.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Краеведение»
для обучающихся 8-9 классов

п. Сарапулка 2023
1

Пояснительная записка.
Современный мир очень динамичен, изменения происходят постоянно.
Сегодня приоритетным считается одно, завтра – другое. Но любовь к природе, к
родному краю, знание истоков своего народа, города всегда останутся главными
задачами воспитания и обучения школьников.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он
родился и рос. Программа «Край родной» призвана помочь учителю расширить
знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою
связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет
география и история города Березовского. Программа направлена на воспитание
чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти,
чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках,
ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического
процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю
создать условия для развития
информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только
расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с
прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными
навыками исследовательской и проектной работы с использованием
информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка
путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого интереса к истории и географии, как наукам вообще и краеведению
в частности.
Основные направления - изучение истории и географии родного края.

2

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического и
географического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей и географией малой родины, сбор материала о
ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему
краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания
ценности
и
значимости
каждой
человеческой
жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,
интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная
работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными
носителями).
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

3

Содержание программы
Направленность
данной
образовательной
программы:
проектная
деятельность.
Классы: 8-9.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34
часа.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей
в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на
пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов,
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с
интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная
деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете,
СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие
дети.
Форма и режим занятий:
 групповая работа;
 экскурсии;
 беседы, викторины;
 коллективные творческие дела;
 смотры-конкурсы, выставки;
 экскурсии, поездки, походы;
 трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;

участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над
темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они
хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами
составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из
основных источников информации по теме.

4

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора
и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в
той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения
теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять
доклад, исследовательскую работу.
По
окончании
курса
проводится
публичная
защита
проекта
исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической
готовности учащихся к представлению результатов работы.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
В ходе решения системы проектных
■ видеть проблемы;
задач у школьников могут быть
■ ставить вопросы;
сформированы следующие способности:
■ выдвигать гипотезы;
* Рефлексировать (видеть проблему;
■ давать определение понятиям;
анализировать сделанное – почему
■ классифицировать;
получилось, почему не получилось, видеть
■ наблюдать;
трудности, ошибки);
■ проводить эксперименты;
* Целеполагать (ставить и удерживать
■ делать умозаключения и выводы; цели);
■ структурировать материал;
* Планировать (составлять план своей
■ готовить тексты собственных деятельности);
докладов;
* Моделировать (представлять способ
■
объяснять,
доказывать
и действия в виде модели-схемы, выделяя все
защищать свои идеи.
существенное и главное);
* Проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
* Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения
5

других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

альбом, фотоальбом;

газета;

плакат;

серия иллюстраций;

справочник;

стенгазета;

презентация;

видеоролик;

сценарий праздника.

6

Тематическое планирование
Nп/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

1.

Введение.

1 час

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема I. Русское золото. Из истории города…
Тема II. Березовский городской округ
Тема III. Природа БГО
Тема IV. Население БГО
Тема V. Хозяйство города. .
Тема VI. Экология города.
Итого:

8 часов
8 часов
5 часов
3 часа
4 часа
5 часов
34 часа

Поурочное планирование
Nп/п

Наименование разделов и тем курса

1.

Введение. Что такое краеведение. Понятие малой
родины.
Тема I. Русское золото. Из истории города…
Открытие уральского золота. Е. Марков.
История освоения и заселения Среднего Урала и
города Березовского.
Уральские самоцветы. П. П. Бажов.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8-9.

10.
11.
12.

Кол-во
Формы занятия
часов
1
беседа

8 часов
1
презентация
1
беседа,
слайд-фильм
1
беседа,
слайд-фильм
Урал в годы Октябрьской революции.
1
беседа,
слайд-фильм
Урал в годы Великой отечественной войны
.
1
беседа,
слайд-фильм
Мои земляки на защите Отечества.
1
практическая
работа. Подготовка
реферата о герояхземляках.
Защита детских презентаций
2
детские
презентации
Тема II. Березовский городской округ 8 часов
Город на карте России.
1
презентация,
работа с картой
Город Березовский: улицы города.
1
беседа,
экскурсия
Поселки, входящие в состав Города Березовского:
1
беседа,
Ленинский, Первомайский, Лесозаводской,
экскурсия
Кировский, Ново-Березовский.
7

13.
14.
15.

Поселки, входящие в БГО: Шиловка, Становая,
Сарапулка, Старопышминск.
Поселки, входящие в БГО: Монетный, Лосиный,
Октябрьский, Ключевск, Кедровка.
Современный город.

1
1
1

16-17. Защита детских презентаций

18
19

2

Тема III. Природа БГО 5 часов
Природа родного края: рельеф, климат,
1
растительный и животный мир
Фенологический календарь наблюдений. Явления
1
природы.

20

Обработка результатов наблюдения за погодой
родного края

1

21

Реки и водохранилища.

1

22

Защита детских работ

1

23.
24
25

Тема IV. Население БГО 3 часа
Национальный состав населения. Быт и народные
1
промыслы.
Учебные заведения.
1
Защита детских презентаций
1

28
29

Тема V. Хозяйство города.
Предприятия города: промышленные
предприятия.
Предприятия города: сельскохозяйственные
предприятия.
Предприятия города: сфера обслуживания.
Защита детских презентаций

30

Тема VI. Экология города.
Что такое экология?

26
27

31
32

Влияние деятельности предприятий на
окружающую среду.
Экологические проблемы города.

беседа,
экскурсия
беседа,
экскурсия
беседа,
экскурсия
детские
презентации
беседа,
экскурсия
практическая
работа, ведение
календаря
наблюдений
Практическое
занятие.
Оформление
альбома: «Времена
года»
беседа,
экскурсия
оформление
выставки рисунков
беседа,
презентация
беседа, экскурсия
детские
презентации

4 часа
1
1
1
1

1
1
1

беседа,
слайд-фильм
беседа,
слайд-фильм
беседа, экскурсия
детские
презентации
5 часов
беседа,
презентация
беседа,
презентация
беседа,
8

33
34

Парки и скверы города.
Защита детских проектов и презентаций.

1
1

презентация
беседа, экскурсия
детские
презентации

9

Список литературы:
1. Атлас Свердловской области. Екатеринбург: Роскартография.
2. Александрова Н. Советы опытного экскурсовода (методика проведения
выходного занятия) // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2004.№2
3. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск, 1984.
4. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, 1981.
5. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.,
1987.
6. Басунин В.М. Методические аспекты экскурсионной деятельности//
Преподавание истории в школе. - 2002. - №10. - С.69-73.
7. Белов А.В. Новые подходы к обучению местной истории и использование
краеведческого материала в школе // Преподавание истории в школе.- 2000. - №
10. - С.47-49.
8. Внеклассная работа по истории. Краеведение: Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1975. - 192 с.
9. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Краеведение. Теория и практика.- Уфа, 1995.-190 с.
10. Гусаркина А.В. За эффективность учебных экскурсий со школьниками
//Преподавание истории в школе. - 1994.- № 1.- С.58-59.
11. Ершова Н.В. Сборник задач по географии Свердловской области. Изд-во Дома
учителя.
12. Ершова Н.В.В. Географическое краеведение учебная программа для 6 класса.
Ека-теринбург.
13. Ершова Н.В.В. методическое пособие для учителя по географическому
краеведе-нию для 6 класса. Екатеринбург.
14. Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население,
хозяйство, экология. Учебник по курсу «География Свердловской области».
Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та; Изд-во Дома учителя.
15. Масленников Е.П., Рубель Р.Б. По окрестностям Свердловска. Свердловск,
1980.
16. Огоновская И.С., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца
ХУШ века. 6-7 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.
10

17. Сикорская Г. П. и др. Экология города. Методическое пособие для учителей.
Екатеринбург, изд-во «Раритет», 2015
18. Лукашникова Н. М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Сред-Урал.
Кн. Изд-во, 1990. – 288 с.
19. Тетеркин Г. П. Город Березовский. – Екатеринбург. – «Средне-Уральское
книжное издательство», 1998.
20. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей. – Волгоград, издво «Учитель», 2005 – 57 с.
21. Маникова Ф. Г. Сборник задач экологического содержания для учащихся 5-11
классов. – Екатеринбург, изд-во Дома учителя, 2001, 66 с.
22. Этнокультурное образование. Программно-методический комплект.: Пособие
для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н.П. Лабзенко. Екатеринбург: Учебная книга,
2003.
23. Интернет –ресурсы.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».