Мир декупажа

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
Директор
БМАОУ ООШ № 30

на заседании
педагогического совета
БМАОУ ООШ №30
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

____________ Ю.И. Григорьев
Приказ №46 от «30» августа 2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МИР ДЕКУПАЖА»

п.Сарапулка 2023 год.

1

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно педагогические условия
Требования к помещению
Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

2

Страницы
3
3
8
9
13
15
17
19
21
25
26
27
30
32
33

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Одним из направлений повышения качества образования является
дополнительное образование детей через предметы эстетического цикла.
Содержание дополнительного образования на уровне начального и основного
общего образования реализуется за счет введения модуля художественной
деятельности, обеспечивающего интеграцию разных видов художественной
деятельности детей, а также создание оптимальных условий для полноценного
развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными возможностями. Художественная деятельность
является неотъемлемой частью эстетического воспитания детей. Дети постигают
не только различные виды практической деятельности по изготовлению
различных изделий, но и открывают прекрасный мир искусства, который несет в
себе многовековые представления о красоте и гармонии. Происходит
формирование у учащихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой
активности, овладение творческим языком декоративно-прикладного творчества.
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня,
именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы,
зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Мир декупажа» (далее Программа) реализуется в
рамках художественной направленности развития обучающихся и направлена на
формирование у детей художественно-творческих навыков, раскрытие и развитие
потенциальных художественных способностей учащихся.
Актуальность программы. Декупаж является одним из древнейших
направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в
наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно,
детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются
благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих
потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени
формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность,
уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь
детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение
различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает
3

проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с
декоративно-прикладным творчеством.
Новизна данной Программы заключается в поэтапном освоении учащимися
предлагаемого курса, что дает возможность детям с разным уровнем развития
освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
использование в работе нетрадиционных техник и способов способствует
развитию детского художественного творчества и вкуса.
Программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при
помощи подбора заданий различного уровня сложности. Становление
художественного образа происходит на основе практического интереса и
продуктивной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход,
создание «ситуации успеха» для каждого учащегося повышает эффективность
образовательной деятельности. Подбор заданий осуществляется на основе метода
наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
Происходит
формирование
творческого
своеобразия
личности,
ее
индивидуальности.






Классификация программы:
по цели обучения – развивающая творческую одаренность;
по характеру деятельности – практико-ориентированная;
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу действия – учрежденческая, в рамках интеграции
художественной подготовки, обучающихся в системе дополнительного
образования;
по срокам реализации – одногодичная.
Прогорамма реализует следующие принципы обучения:

Принцип культуросообразности основан на понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов на основе общих законов развития
природы и человека.
Принцип коллективности или принцип целенаправленного обучения
навыкам групповой работы. Умение выслушивать, взаимодействовать, поощрять
и организовывать товарищей по групповой работе.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация
детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и
учащегося, содержанием которого является ознакомление последних с
эстетическими ценностями.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» учащихся в самостоятельное
проектное действие.
4

Принцип поддержки самоопределения учащихся подразумевает процесс
формирования личностью собственного осмысленного и ответственного
эстетического отношения к действительности.
Принцип личностно ориентированной направленности обучения и
индивидуализации как синтез воспитывающего и развивающего обучения. В
основе принципа лежит признание личности ребенка высшей социальной
ценностью, то есть принятие его таким, какой он есть.
Принцип сознательности и активности основывается на формировании у
учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того
или иного материала, предполагает сообщение учащимся целей обучения,
творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного
материала, активацию мыслительной деятельности. Активность предполагает
способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе.
Принцип
наглядности
подразумевает
иллюстративность,
наличие
дидактических материалов, так как именно наглядно-образные компоненты
мышления играют исключительно важную роль в жизни человека.
Принцип деятельностного характера обучения. Обучение должно носить
деятельностный (практический) характер, который выражается во внешней и
внутренней активности и подразумевает проявление творческого отношения к
виду деятельности, участие в конкурсах.
Принцип творческого характера обучения. Данный принцип мотивирует
учащихся, обращая их внимание не на отметку, а на качественную оценку своих
знаний, означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип комплексного подхода, позволяющий формировать, развивать и
воспитывать какие-либо качества одновременно, систематически, сочетая их, а не
разделяя.
Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и
учащегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
Принцип
учета
возрастных
особенностей
и
индивидуальных
возможностей учащихся при включении их в разноуровневые виды
деятельности.
Принцип системности и последовательности, предполагающий, что
знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную
систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне
отражения, понимания и усвоения.
5

Принцип сотрудничества и единства требований: отношения с учащимися
строятся на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип систематической рефлексии. Лучший способ обучения –
периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять
затруднения, реагировать на неудачи. Обучение рефлексии позволяет детям
обучаться на своем опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их
учитывают и исправляют.
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы.
Принципы организации образовательной деятельности нацелены на поиск
новых творческих ориентиров и предусматривают самостоятельность учащихся,
развивающий характер обучения, интеграцию и вариативность в применении
различных областей знаний.
При реализации программы применяются разнообразные формы и методы,
которые позволяют выявит способности детей к художественной деятельности,
развить их и научить пользоваться ими в повседневной деятельности.
Методы обучения:
 репродуктивный (воспроизводящий)
 иллюстративный (объяснение, сопровождается демонстрацией наглядного
материала)
 проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)
 эвристический (проблема ставится самими детьми, им же предлагаются пути
решения проблемы)
 исследовательский (овладение учащимися метода научного познания,
самостоятельной творческой работы)
 аналитический (анализ процесса изготовления изделия).
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки у
ребенка, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия,
познавательных способностей учащегося.
При проведении занятий необходимо учитывать:
 эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное
условие развития детского творчества;
 учет индивидуальных особенностей учащихся – одно из главных условий
успешного обучения;
 последовательность освоения материала – от простого к сложному, от
учебных заданий к творческим решениям;
 удовлетворение практических чувств учащихся через создание полезных и
красивых вещей.

6

Нормативные документы

1.
2.

3.

4.

5.

Настоящая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 –
14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций, дополнительного
образования детей»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761–н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства
просвещения Российской Федерации России от 09.11.2018 № 196
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 24
сентября 2015 N 38994)

7

1.2 Цель и задачи программы
Цель:

Организация

способностей

детей

и

свободного
удовлетворение

времени,

развитие

индивидуальных

творческих
потребностей,

учащихся в художественно-эстетическом развитии;
Задачи:
- сформировать и развивать творческие способности обучающихся;
-

удовлетворить

индивидуальные

потребности

обучающихся

в

художественно-эстетическом развитии;
- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечить трудовое воспитание обучающихся;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
- профессионально ориентировать обучающихся;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного
развития,

профессионального

самоопределения

и

творческого

обучающихся;
- социализировать и адаптировать обучающихся к жизни в обществе;
- формировать общую культуру обучающихся.

8

труда

1.3 Содержание программы
№
п/п

Название раздела

Недельная
нагрузка
(33 учебных недель)

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

Введение
Основы декупажа
Декупаж на деревянной
поверхности
Декупаж на стеклянной
поверхности
Декупаж на пластиковой
поверхности
Декупаж на
металлической
поверхности
Декупаж на ткани
Объемный декупаж
Бумажная мозаика в
декупаже
Творческий проект
Итоговое занятие
Всего:

2 часа
в неделю

68

Количество часов
теория практика общее
2
2
1

0
0
9

2
2
10

1

7

8

1

7

8

1

7

8

2
1
1

4
7
8

6
8
10

0
0
12

4
2
56

4
2
68

Раздел 1. Введение (2 ч)
Теоретическая часть: знакомство обучающихся с дополнительной
образовательной программой – разделами, расписанием занятий, требованиям
к занятиям. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для
занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Инструкции по технике
безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях
и правилам дорожного движения.
Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный
Раздел 2. Основы декупажа (2 ч)
Теоретическая часть: история возникновения декупажа. Обзор
материалов, инструментов и приспособлений для декупажа. Всё о
поверхностях для декупажа. Теория цвета. Основы композиции в декупаже.
Цветовой тон, светлота, насыщенность, цветовой круг, гармоничное сочетание
цветов. Секреты работы на светлом и тёмном фоне. Принципы и правила
построения композиции. Построение композиции, как единой картины,
способы построения композиции в декупаже. Техника выполнения декупажа.
Способы нанесения мотива. Способы избавления от морщин при наклеивании.
Методика приклеивания большого фрагмента.
Практическая часть: подбор материала для декорирования,
составление композиции.
9

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, диагностический.
Раздел 3. Декупаж на деревянной поверхности (10 ч)
Теоретическая часть: Типы деревянных поверхностей: необработанное
дерево, дерево с пропиткой, окрашенное дерево. Техники обработки
поверхности. Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,
грунтовка). Работа с плоскими деревянными поверхностями. Составление
палитры к выбранному изображению. Работа с тёмными и светлыми
поверхностями. Работа с деревянными поверхностями. Техника декупажа
(поэтапно). Наклеивание мотива различными способами. Работа с салфетками
и распечатками.
Практическая часть: декорирование подставки под кружку,
разделочной доски, панно. Организация выставки работ и оценка уровня
мастерства.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 4. Декупаж на стеклянной поверхности (8ч)
Теоретическая часть: Прямой декупаж на стекле. Обратный декупаж на
стекле. Особенности работы со стеклянной поверхностью. Правильная
подготовка стеклянной поверхности при прямом и обратном декупаже.
Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Соединение рисунка в
одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Создание эффекта
«картинка внутри». Различные эффекты и секреты. Методы нанесения краски
на стекло. Финишная отделка. Декор стекла. Применение полученных знаний
на практике (выполнить работы).
Практическая часть: Декорирование разного вида стеклянной посуды
(подарочная кружка, новогодняя тарелка, цветочная ваза и др.) Организация
выставки работ и оценка уровня мастерства.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 5. Декупаж на пластиковой поверхности (8 ч)
Теоретическая часть: Принципы работы с пластиком. Правила
подготовки пластиковой поверхности к декупажу. Секреты финишного
покрытия. Учимся дорисовке. Трафареты. Выполнение декоративных
композиций в круге. Работа с цилиндрической поверхностью (декор кашпо
для цветов). Способы приклеивания больших фрагментов.
Практическая часть: Декорирование круглого панно (виниловая
пластинка), кашпо для цветов. Организация выставки работ и оценка уровня
мастерства.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
10

Раздел 6. Декупаж на металлической поверхности (8 ч)
Теоретическая часть: Прямой декупаж. Правильная подготовка
металлической поверхности для декорирования. Информация по специальным
грунтам. Способы грунтовки Декоративные эффекты: кракелюр, яичное
кракле, папье-маше, трафарет, декор песком, декопатч, манка, контуры.
Совмещение декупажа и различных декоративных элементов. Получение
единой картины, при использовании 3D эффектов. Способы дорисовки в
зависимости от объекта. Эффекты (роспись контурами).
Практическая часть: Декорирование подставки под карандаши
(консервная банка), баночки для мелочей. Организация выставки работ и
оценка уровня мастерства.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 7. Декупаж на ткани (6 ч)
Теоретическая часть: История возникновения тканых материалов.
Интересные исторические факты о появлении различных тканых материалов.
Классификация видов тканей. Особенности обработки. Знакомство с техникой
выполнения декупажа на ткани и основными особенностями по изготовлению
сувениров в этом стиле.
Практическая часть: Декорирование футболки. Организация показа
готовых работ и оценка уровня мастерства.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 8. Объемный декупаж (8 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с различными видами объемного
декупажа. Изучение основных свойств по изготовлению сувениров в этой
технике.
Практическая часть: Изготовление подарочного сувенира.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 9. Бумажная мозаика в декупаже (8 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой бумажная мозаика в
декупаже, основными свойствами по изготовлению сувениров в этом стиле.
Практическая часть: Изготовление и декорирование различных
сувениров.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный.
Раздел 10. Творческий проект (4 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с понятием творческий проект.
Практическая часть: Изготовление изделий по выбору детей и на
заданную тему.
11

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный.
Раздел 11. Итоговое занятие (2 ч)
Отчётная выставка детских работ.
Практическая часть: Итоговая диагностика практических и
организационных навыков и личностных качеств учащихся методом
аттестации.
Диагностика
образовательных
результатов
владения
терминологией в области изготовления поделок в стиле декупаж методом
опроса и тестирования. Выставка, анализ своих работ и работ товарищей.
Анализ по схеме: композиция, цветовое решение, техническое исполнение.
Используемые методы: диагностический, практический.

12

1.4.

Планируемые результаты

Результатом освоения Программы является овладение учащимися
навыков работы с различными художественными материалами и
нетрадиционными изобразительными техниками, создание серии творческих
работ. Пройдя курс, предусмотренный Программой, формируются навыки
работы с различными материалами, учащиеся учатся самостоятельно
задумывать, развивать, осмыслять и выполнять работу. В основу работы над
изготовлением и декорированием предметов и изделий положен активный
метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом
воображении учащихся.
Контроль овладения детьми художественными техниками и способами
осуществляется с помощью диагностической программы индивидуального
развития творческих способностей учащихся.


















Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся познакомятся с:
многочисленными примерами декоративной трактовки форм в истории
декоративного искусства с самых ранних времен;
зависимостью создаваемого образа от материала, его физических свойств и
особенностей;
материалами, их свойствами и технологией;
пониманием художественно-выразительных особенностей языка декоративноприкладного искусства;
видами декорирования различных предметов;
декорированием в традициях народной культуры;
вариантами композиционного размещения декоративных элементов;
Учащиеся будут выполнять:
декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;
создавать предметы декоративного искусства;
декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорцию, форму, композицию как
средства художественной выразительности в создании образа декоративной
вещи;
применять процесс стилизации природных форм в декоративные;
объяснять взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;
применять различные виды декорирования;
навыки работы с различными материалами и в различных техниках;

13

 учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением,
материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов
декоративно-прикладного искусства;
 применять полученные знания на практике;
 экономно расходовать материалы;
 качественно с технологической точки зрения выполнять изделие;
 многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории
декоративного искусства с самых ранних времен;
 понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративноприкладного искусства.













По итогам обучения дети
Должны знать:
название основных техник декупажа;
понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер,
красители, лаки, грунт, замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная
композиция, панно;
названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;
виды декупажа и декоративных композиций, области применения.
Должны уметь:
пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками,
спонжами, наждачной бумагой;
на заданную тему создавать декоративное панно в круге, квадрате;
использовать основные приемы декупажа;
владеть различными приемами обработки поверхностей (работа с грунтом,
красками, лаком);
самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупаж.

14

2. Организационно-педагогические условия
В рамках данной Программы учащимся предоставляется возможность
получить дополнительные знания, умения и навыки в области декоративноприкладного творчества в стиле декупаж.
Для успешной реализации Программы предусматривается взаимодействие с
родителями (законными представителями) учащихся, которые могут участвовать
вместе с детьми без включения в основной состав.
Проводятся следующие формы – беседы, консультации, мастер – классы,
анкетирование. Педагогическая обоснованность любой творческой деятельности,
в том числе и декоративно-прикладного творчества, направлена на использование
творческого потенциала не только педагога и учащихся, но и их родителей.
Интеграция между педагогом и родителями учащихся достигается за счет:
проведения педагогом мастер-классов, которые должны стать для родителей
школой педагогического мастерства, где они будут учиться организации труда
ребенка по изготовлению поделок, методике подобной работы в условиях семьи;
участия родителей в итоговом творческом конкурсе с привлечением их к оценке
детских работ; организации выставок детских работ, детских достижений. Данное
сотрудничество «педагог – родитель» является залогом успешного освоения
учащимися дополнительной образовательной программы.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки учащихся, обеспечивая
эмоциональный комфорт, отдых активный и пассивный, способность
формировать умение занимать себя, что позволяет развитие культурно-досуговой
деятельности детей по интересам. Необходимо развивать художественные
наклонности детей, совершенствовать самостоятельную художественную и
познавательную активность. Формировать потребность творчески проводить
свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной
художественной деятельностью. Содействовать занятиям по направлению
художественной деятельности по интересам ребенка.
Основная форма организации образовательной деятельности – творческое
занятие, т.е. работа по выполнению декорирования поверхностей различных
изделий и изготовления сувениров. Это обусловлено сложностью и логической
поэтапностью процесса выполнения декупажа. Такая форма обеспечивает
системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное. Также в
обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с
демонстрацией произведений декупажа, готовых работ, игры и викторины.
15

Условия приема детей в группу кружка «Мир декупажа»
В группу принимаются мальчики и девочки 8-15 лет, желающие
заниматься в кружке. Специальных отборочных критериев нет, основное
условие – стремление самого ребенка к развитию и самосовершенствованию.
Группа формируется в количестве 10-15 человек. При формирование группы,
в состав которой входят дети с ОВЗ, количество детей в кружке не может
превышать 10 человек.
Сроки реализации программы, режим занятий.
Режим занятий детей в группе устанавливается согласно Постановлению
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительность учебного
года 35 недель групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа с
перерывом в 10 минут (во вторую половину дня), всего 35 занятий за учебный
год, объем – 70 часов.
Продолжительность занятий для обучающихся 8-15 лет – 45 минут.

16

2.1. Требования к помещению
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в художественной деятельности. Занятия по дополнительному
образованию проводятся в специально оборудованном кабинете, помещение
проветриваемое и хорошо освещенное.
Рабочее место педагога должно быть оснащено современными
техническими средствами обучения.
Наличие стендов в кабинете позволяет вывешивать полезную информацию
для детей, например, инструктажи по технике безопасности.
Кабинет должен быть оборудован достаточным количеством рабочих столов
и стульев.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или
столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных
для здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидимеологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся
произведена ее цветовая маркировка, которая нанесена на видимую боковую
наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам: меньшие –
ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха парты
размещаются в первом ряду.
Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к классной доске
парты.
Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, будут
рассажены дальше от наружной стены.
В целях профилактики нарушения осанки будет воспитываться правильная
рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании учебного помещения необходимо соблюдать следующие
размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов – не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или
шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
17

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной
доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240;
Наибольшая удаленность последнего места, обучающегося от учебной доски
– 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;
Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах
квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке
мебели – не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего
места, обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для
обучающихся основного общего – среднего общего образования и не менее 45
градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
Классная доска (с использованием мела) должна быть изготовлена из
материалов, имеющих высокую агдезию с материалами, используемыми для
письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темнозеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли,
хранения мела, тряпки.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана
необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен
повышенной яркости.
В соответствии с СанПин площадь на одного учащегося не менее 4,5 м2

18

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
оборудования и материалов.
№
Наименование
п/п
Мебель
1
Шкаф
2
Стол педагога
3
Стул педагога
4
Стол ученический
5
Стул ученический
Техническое оборудование
1
Компьютер с выходом в интернет
2
Мультимедийный проектор
3
Интерактивная доска
4
Ноутбук
Учебно-практическое оборудование
1
Клеенка
2
Емкость для воды
3
Палитра
4
Спонж
5
Краски акриловые
6
Акриловый грунт
7
Контурные краски
8
Масса для моделирования
9
Клей для декупажа
10 Клей ПВА
11 Наждачная бумага
12 Ножницы
13 Кисти плоские синтетические набор
14 Кисти № 3 синтетические
15 Стеки деревянные
16 Тарелки
17 Разделочные доски
18 Баночки жестяные
19

Количество

1 шт.
1 шт.
1 шт.
10 шт.
20 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
1 упаковка
15 шт.
15 шт.
2 упаковки
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.

19 Пластинки виниловые
20 Прозрачный акриловый лак на водной основе 500 мл.
21 Клеевой термопистолет
Учебно-методический материал
22 Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 128 с.: ил. – (Золотая
библиотека увлечений).
23 Чабаева, С.О. Декупаж – лучшие идеи / С. О. Чабаева. –
М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 30, [2] с.: ил. –
(Для дома для семьи).
24 Фохтина, Наталья. Декор, декупаж и кураж / Наталья
Фотхина. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 192 с. –
(Звезда YouTube).

20

15 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

1 шт.

1 шт.

2.3. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности: Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников
в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения), исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит
учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке
и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные
виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует
достижения
обучающихся,
воспитанников.
Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
21

образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных
по должности педагога дополнительного
образования,
осуществляет
координацию
деятельности
педагогов
дополнительного образования, других педагогических работников в
проектировании
развивающей образовательной среды образовательного
учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и
повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность
детских коллективов, организаций, ассоциаций; методы развития мастерства;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы
убеждения, аргументации, своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми раннего возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правилами внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правилами по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации: В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие
среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках,
22

и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
2. Номенклатура должностей
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические
науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три
года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по
основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4.
К
занятию
педагогической
деятельностью
по
дополнительным
общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию
педагогической
деятельностью
устанавливается
федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагога дополнительного
образования детей и взрослых" требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым
организацией,
23

осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки "Образование и педагогические науки", без
предъявления требований к стажу работы.
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу)
и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
медицинских
осмотров
(обследований)
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации

24

3. Календарный учебный график
Образовательный процесс
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Объем часов
кол-во
занятий

кол-во
часов

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2

1

2

общее количество за месяц
декабрь
1
У
2
У
3
У
4
Д
общее количество за месяц

4
1
1
1
1
4

8
2
2
2
2
8

общее количество за 1 полугодие
общее количество занятий за год
Общее количество часов за год

16
34
68

32

месяц

неделя

деятельность

I полугодие
сентябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
октябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
ноябрь
1
У
2
У
3
У
4

У

1 год обучения
1 сентября
33 недель
40 минут
1 раз в неделю по 2 часа
декабрь
май
26 мая
68
месяц

неделя

деятельность

II полугодие
январь
1
К
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
февраль
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
март
1
У
2
У
3
У
4

У

общее количество за месяц
апрель
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
май
1
У
2
У
3
У
4
Д
общее количество за месяц
общее количество за 2 полугодие

У – учебная деятельность
Д – диагностика
К – каникулярное время
25

кол-во
занятий

кол-во
часов

0
1
1
1
3
1
1
1
1
4
1
1
1

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

1

2

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
18

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
36

4. Учебный план программы

№
п/п

Недельная нагрузка
Название программы

(35 учебных недель)

1

«Мир декупража»

2 часа
в неделю

Всего:

68

26

Количество часов
теория практика
12

56

68

5. Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной программы «Мир декупажа»
Тематическое планирование
Месяц

1
Сентябрь

№
п/п

Тема

2
3
1. Введение (2 ч)
1
Вводное занятие
2

Инструктаж по ТБ

Форма
организации
занятия
4
Беседа,
презентация
Беседа

2. Основы декупажа (2 ч)
3
Виды декупажа

Беседа,
презентация
4
Стили декупажа
Беседа, анкета
3. Декупаж на деревянной поверхности (10 ч)
5
Декупаж на деревянной Беседа
поверхности
6
Подготовка деревянных Индивидуальная
поверхностей
работа
7-8

Октябрь

9-10
11-12

Индивидуальная
работа

Разделочная доска

Индивидуальная
работа

Коллективная
работа
4. Декупаж на стеклянной поверхности (10 ч)
15
Декупаж на стеклянной Беседа
поверхности
16
Подготовка стеклянных Индивидуальная
поверхностей
работа
17-18 Тарелка с пейзажем
Индивидуальная
работа
13-14

Ноябрь

Подставка под кружку

19-20

Выставка работ

Ваза из бутылки

Групповая
работа
27

Оборудование

5
Мльтимедийный проектор,
экран, ноутбук, образцы работ
Инструкции по технике
безопасности
Мльтимедийный проектор, экран

Образец работ
Заготовки подставки под горячее
и разделочной доски, наждачная
бумага, акриловый грунт, спонж
Загрунтованная подставка под
кружку, кисти, салфетки с
рисунком, ножницы, клей ПВА,
акриловый лак
Загрунтованная
разделочная
доска,
кисти,
салфетки
с
рисунком, ножницы, клей ПВА,
акриловые краски, акриловый
лак
Готовые работы

Образцы работ
Акриловый
грунт,
спонж,
обезжириватель
Подготовленная тарелка, кисти,
салфетки с рисунком, ножницы,
клей ПВА, акриловые краски,
акриловый лак
Подготовленная бутылка, кисти,
салфетки с рисунком, ножницы,

Декабрь

21-22

Любимая кружка

23-24

Выставка работ

5.
25

26

27-28
29-30
31-32
Январь

6.
33

34

35-36

37-38

Февраль

39-40
7.
41-42
43-44

Индивидуальная
работа

клей ПВА, акриловые краски,
акриловый лак
Кружка, кисти, салфетки с
рисунком, ножницы, клей ПВА,
акриловые краски, акриловый
лак
Готовые работы

Коллективная
работа
Декупаж на пластиковой поверхности (8 ч)
Декупаж на
Беседа
Образцы работ
пластиковой
поверхности
Подготовка
Индивидуальная Пластинка виниловая, наждачная
пластиковой
работа
бумага, акриловый грунт, спонж
поверхности
Новогодние часы
Индивидуальная
работа
Выставка работ
Коллективная
Готовые работы
работа
Декупаж на металлической поверхности (8 ч)
Декупаж на
Беседа
Образцы работ
металлической
поверхности
Подготовка
Индивидуальная Жестяные баночки, наждачная
металлической
работа
бумага, акриловый грунт, спонж
поверхности
Подставка под
Индивидуальная Подготовленная
жестяная
карандаши
работа
баночка, кисти, салфетки с
рисунком, ножницы, клей ПВА,
акриловые краски, акриловый
лак
Баночка для мелочей
Индивидуальная Подготовленная
жестяная
работа
баночка, кисти, салфетки с
рисунком, ножницы, клей ПВА,
акриловые краски, акриловый
лак
Выставка работ
Коллективная
Готовые работы
работа
Декупаж на ткани (6 ч)
Декупаж на ткани
Беседа,
Образец изделия, картинки
презентация
Салфетка с узором
Индивидуальная Хлопчатобумажная
(или
работа
льняная) салфетка, карандаш,
кисти, салфетки с цветами,
28

45-46
Март

Апрель

Май

Выставка работ

Коллективная
работа

8. Объемный декупаж (10 ч)
47
Объемный декупаж
Беседа
48
Подготовка
Индивидуальная
поверхностей
работа
49-50
51

Декоративная тарелка

Индивидуальная
работа

52-53
54

Бутылка в стиле
барокко

Индивидуальная
работа

Коллективная
работа
9. Бумажная мозаика в декупаже (8 ч)
57-58 Бумажная мозаика в
Беседа
декупаже
59-60 Составление
Групповая
композиции
работа
55-56

Выставка работ

61-62

Оформление панно

63-64

Оформление панно

Групповая
работа
Групповая
работа

ножницы,
декупажный
текстильный
клей,
утюг,
пластиковая папка
Готовые работы

Образцы работ, картинки работ
Керамическая плоская тарелка,
стеклянная бутылка акриловый
грунт, спонж
Подготовленная тарелка, масса
для моделирования, деревянные
стеки, салфетки с рисунком, клей
ПВА, акриловый лак
Подготовленная бутылка, масса
для моделирования, деревянные
стеки, салфетки с рисунком, клей
ПВА, акриловый лак
Готовые работы

Картинки, фотографии работ
Планшет из ДВП, акриловый
грунт, спонж, кисти, салфетки с
различными рисунками (или
декупажные карты и т. п.)
ножницы, карандаш
Клей ПВА, заготовки картинок
для пано
Клей ПВА, заготовки картинок
для панно, акриловый лак

10. Творческий проект (4 ч)
65-66, Творческий проект
Самостоятельная Заготовки будущих изделий на
67
работа
выбор, грунт, кисти, спонж,
салфетки
с
различными
рисунками (или декупажные
карты и т. п.) ножницы,
карандаш, акриловый лак
68
Защита творческих
Контрольная
Готовые работы
проектов
работа
11. Итоговое занятие (2 ч)
69-70 Итоговое занятие
Тест

29

6. Оценочные материалы
Диагностика проводится 2 раза в год (декабрь, май). Диагностика
прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки, в
процессе наблюдения за деятельностью учащихся делается вывод о соответствии
одному из уровней достижения показателей.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
0 баллов – нулевой уровень
Качество не проявляется
1 балл – низкий уровень
Обучающийся слабо владеет первоначальными навыками работы в технике
декупаж, плохо знает теорию и не может применять термины, с трудом владеет
материалами и инструментами
2 балла – средний уровень
Обучающийся частично владеет основными приемами работы в технике декупаж,
применяет навыки в своей работе, составляет несложную композицию, но не без
помощи педагога, знает теорию и терминологию, но затрудняется применять.
3 балла – высокий уровень
Обучающийся в совершенстве владеет навыками работы в технике декупаж, знает
теорию и применяет термины, составляет самостоятельно композицию в единое
целое, грамотно владеет материалами и инструментами.
Лист оценки

1
2
…
30

Технические умения и навыки
выполнения декупажав

Умение использовать материалы
(клей, лаки, краски)

Умение производить отбор
предметов для декорирования

Умение создавать панно в круге,
квадрате

Умение применять термины

Владение разнообразными
техниками декупажа

Уровень

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

Ф.И.О.

Организация рабочего места

№
п/п

Результативность освоения детьми программы определяется с помощью
использования разнообразных способов проверки:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального,
группового)
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной
работой
- тематический контроль умений и навыков после изучения темы
- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ детей являются:
- внешний вид изделия
- соблюдение технологии изготовления и декорирования
- самостоятельные творческие изыскания
- целесообразность работы
- самостоятельность выполнения работы
- продуктивность (выполнение работы в установленный срок)
- качество выполнения работы
- культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ
Основные формы проверки уровня знаний, умений, навыков:
- выставки, участие в конкурсах различного уровня
- выставки работ в начале учебного года (декабрь) и в конце учебного года (май)
покажет возрастание уровня творческой свободы работ
- открытые занятия
- мастер – классы.
Критерии оценки/самооценки готового изделия
№
Критерии оценки
Хорошо/Плохо
(+/-)
п/п
1
2

Изображение соответствует стилю изделия и его
форме
Работа смотрится аккуратно и не имеет дефектов

4

На готовом изделии нет подтёков лака и оно не
липнет к рукам
Нет желтизны, то есть присутствует белый цвет

5

Работа приятна на ощупь

6

Отсутствует неприятный или посторонний запах

7

Все детали прикреплены прочно

8

Присутствует индивидуальный стиль мастера

3

31

7. Методические материалы
1. Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2010. – 128 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
2. Сухова О. Н. Декупаж в стиле прованс. – М.: Хоббитека, 2016. – 192 с.: ил. –
(Золотая библиотека увлечений).
3. Чабаева, С.О. Декупаж – лучшие идеи / С. О. Чабаева. – М.: АСТ: Астрель:
Полиграфиздат, 2010. – 30, [2] с.: ил. – (Для дома для семьи).
4. Фохтина, Наталья. Декор, декупаж и кураж / Наталья Фотхина. – Москва :
Издательство АСТ, 2015. – 192 с. – (Звезда YouTube).
5. Агнешка Бойраковска-Пшенёсло Декупаж: Классические и современные
мотивы Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2013

Электронные образовательные ресурсы:
1. История декупажа. http://prodecoupage.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые
возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org
3. Википедия. Свободная энциклопедия. «Декопатч» с http://ru.wikipedia.org.
http://dekuhaj.ru

32

Приложение 1
Памятки по технике безопасности
Правила безопасной работы с ножницами.


Соблюдай порядок на своём рабочем месте.



Перед работой проверь исправность инструментов.



Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами. Работай ножницами только на своём рабочем
месте.



Следи за движением лезвий во время работы.



Ножницы клади кольцами к себе.



Подавай ножницы кольцами вперёд.



Не оставляй ножницы открытыми.



Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.



Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.



Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.



При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.



Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.



Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая её.



Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

33

Приложение 2
Анкета
Одни из вас любят что-то мастерить своими руками, другие – рисовать. Кто-то с
удовольствием слушает музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит
вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство, творчество – украшение жизни.
А есть люди, для которых духовное, – что-то совершенно ненужное и бесполезное.
Заполните, пожалуйста, анкету. В дальнейшем она поможет лучше понять каждого из вас.
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время? _________________________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (Часто, редко,
затрудняюсь ответить.)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву
и так далее)? ______________________________________________________________
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом?
Каким? _________________________________________________________________________
6. Посещаешь ли ты музеи, выставки? ____________________________________________
7. Интересуешься ли ты народным творчеством? ___________________________________
8. Часто ли запоминаешь красивые пейзажи? ______________________________________
9. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого
можно обойтись?____________________________________________________________
10. Заниматься в нашем коллективе ты хотел(а) давно или желание возникло
неожиданно?____________________________________________________________________
11. Поддерживают ли тебя родители или другие родственники в том, чтобы ты посещал(а)
занятия

нашего

творческого

коллектива?

________________________________________________________________________________

34

Приложение 3
Тест по декоративно-прикладному творчеству «Декупаж»
Ф.И.__________________________________________________
1. Продолжите «Декупаж» - это





2.

Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
Вид творчества с использованием спиц и крючка;
Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи
красками, салфетками, декупажными картами.

«Декупаж» в переводе с французского языка означает…..
 Вырезать;
 Плести;
 Рисовать;
 Вязать.

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».
 Обои;
 Салфетка;
 Пленка;
 Нитки.
4. Какая краска используется для техники «Декупаж»:
 Эмаль;
 Акриловая краска;
 Акварельная;
 Гуашь.
5. Для чего применяют декупаж:
 Украшения одежды;
 Игры маленьких детей;
 Для декора любых поверхностей.
6. Убери лишнее:
 Декупаж-кракелюр;
 Объёмный декупаж;
 Декупаж-золочение
 Декупаж-старение.
Критерии оценки
 Максимальное количество баллов по вопросам – 3 балла
 5-6 вопросов - 3 балла;
 4- 3 вопроса - 2 балла;
 2-1 вопроса – 1 балл.

35

Приложение 4
Дополнительный материал
Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают
практические умения и навыки. Для развития художественной культуры личности используется
дополнительный материал, способствующий развитию кругозора ребенка.

История декупажа
Декупаж - это древняя декоративная техника, в которой изделия украшаются путем
наклеивания на них орнаментов из различной бумаги и дальнейшего покрытия их лаком.
Наиболее вероятным местом происхождения декупажа является Восточная Сибирь. Кочевники
использовали декупаж на могилах при погребении мертвых. Из Сибири от кочевников эта
практика пришла в Китай. В 12 веке вырезанные куски бумаги использовались для украшения
фонарей, окон, коробок и других объектов.
Истоки декупажа восходят к раннему средневековью, но наибольшей популярности он
достиг в 17 веке в Венеции, где в это время в особой моде были предметы мебели, украшенные
инкрустациями в китайском и японском стиле. Такая мебель была дорогой и недоступной для
среднего класса. Поэтому возникла идея имитации пользующихся спросом инкрустаций. В
результате творческих поисков и изобретательности венецианских мебельщиков, путем
аппликации на производимой ими мебели, удалось достичь великолепной имитации восточных
инкрустаций. Затем элементы декора покрывались лаком.
В России интерес к декупажу возник в начале 19 века и эта техника получила массовое
распространение к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, тканей и на ткани,
внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трехмерный декупаж, а также
отпечатанные на принтере или на копире картинки.
Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику,
дерево, металл и прочее. Использование различных техник, таких как золочение, состаривание,
кракле, художественный декупаж, объемный декупаж дают неограниченный простор фантазии.
В настоящее время в декупаже популярны такие стили как прованс, викторианский стиль,
шебби – шик, симплисити, миллитари, этно.

Стили декупажа
Среди стилей декупажа на сегодняшний день лидерские позиции занимает кантри в
представительстве французского прованса, викторианский стиль (консерватизм, классика,
красное дерево, состаренная роскошь, аристократические узоры тканей, благородные цвета),
милитари (хаки, строгие формы, металлическая отделка), симплисити (или ампир с
доминированием белого цвета, завитков, рюшек, кружевных мотивов, медальонов) и этнотечения (в частности, рустикальный стиль).
Прованс часто называют отдельным стилем, хотя на самом деле это просто одно и
французских течений кантри. Деревенский стиль с его апелляцией к романтике и простоте
провинциального дома и бытовых сценок, сельского колорита в декупаже чаще всего
фигурирует именно в национальных представительствах: в английском сентиментальном
жанре, с его тканями в клеточку и растительными мотивами; в американском кантри с
ботаническими иллюстрациями и яркими тонами; во французских направлениях - сдержанном
36

нормандском и теплом прованском. Последний является лидером среди мотивов кантри,
выделяется доминированием холодной, а не теплой цветовой гаммы, в частности белого цвета,
грубых натуральных текстур и состаренных поверхностей с редкими цветовыми акцентами,
декупажными мотивами, связанными не с цветочным разнообразием и пэчворком, а лавандой,
пряными травами, вином, виноградом, морской тематикой.
Шебби-шик известный как потертый шик - это апелляция к уютным бабушкиным домам,
имитация старины с помощью белой или светлой пастельной основы и пасторальных мотивов с
цветами в главной роли, с обилием милых деталей, легкостью и романтичность образа.

Виды декупажа
Художественный декупаж или имитация картины - существует несколько разновидностей
техники "художественный декупаж" и одна из них называется "дымчатый". Основным
принципом является полная имитация художественной росписи предмета и придание
некоторого объема и «реальности» приклеенному орнаменту. Работы выполненной в такой
технике практически невозможно угадать границу перехода от салфетки к фону. Этот вид
декупажа очень красивый и гармоничный.
Этапы работы:


Подготовка поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка)



Понятие цветового круга и правила смешивания красок.



Составление палитры к выбранному изображению.



Работа с темной и светлой поверхностями.

Прямой декупаж - считается классическим, или традиционным. Именно с него все и
начиналось. Бумажные картинки наклеивали на подготовленную поверхность и покрывали
несколькими слоями лака.
Обратный декупаж– этот прием позволяет превратить обычную тарелку из прозрачного стекла
в настоящий шедевр - коллекционный фарфор. Салфеточный мотив или другое изображение в
этом случае приклеивается изображением на нижней стороне предмета, так что рисунок
просвечивается через слой стекла, тарелка может продолжать служить для продуктов – они не
будут соприкасаться с вредным акриловым лаком и красками. Отсюда следует, что приемы
декупажа выполняем в обратном порядке.
Декопатч – эта одна из техник, близкая к декупажу и часто использующаяся вместе с ним.
Смысл очень простой: берутся кусочки бумаги и наклеиваются на декорируемый предмет
таким образом, чтобы закрыть всю декорируемую поверхность, образовать цельный фон.
Бумага для декопатча режется или рвётся вручную, размеры бумажек могут разниться в
зависимости от замысла и размера декорируемого предмета. Поскольку наклеиваемая бумага,
как правило, очень тонкая, возникает эффект «росписи» поверхности. Часто поверх слоя
декопатч наклеивают салфеточные мотивы— одним словом, продолжают работать с предметом
уже в классических техниках декупажа.
3-D или объемный декупаж – как правило, применяют в сочетании с другими видами
декупажа. Техника объемного декупажа была изобретена итальянкой Моникой Аллегро. В
37

основе этой техники - материал с уникальными свойствами, запатентованный прозрачный
нетоксичный термопластик, на который наклеивается салфетка или декупажная карта. При
нагревании материал размягчается и ему можно придать любую форму. После застывания он
сохраняет все свойства пластика, то есть такое изделие будет долговечным, изделия
получаются невероятно красивыми и выглядят очень реалистично.
Декоративные эффекты.
В декупаже кроме собственно наклеивания мотивов активно используют вспомогательные
декоративные эффекты, которые позволяют добиться желаемой эстетичности текстуры
поверхности. К базовым эффектам декупажа принадлежат техники состаривания (потертость,
кракелюр, патинирование), оттенение, тонирование и золочение (поталь).
Потертость Эффект потертости помогает достичь зрительного ощущения уже использованной,
потертой с течением времени поверхности и принадлежит к техникам состаривания наряду с
кракелюром и патинированием. Чаще всего потертости нужны для декорирования в стиле
шебби-шик, чтобы создать ощущение богатой истории. Наносят потертости, натирая воском
перед окрашиванием желаемые участки поверхности и затирая их наждачкой после ее
высыхания.
Кракелюр - это создание искусственного растрескивания для визуального эффекта старинной
текстуры. Его делают при помощи специальных лаков, которые наносятся между двумя слоями,
как правило, контрастной краски (фоновая - цвет будущих трещин). После просушивания
верхнего слоя, на поверхности в результате воздействия состава для кракелюра проступают
трещины желаемых размеров и форм. Существуют однофазные, двухфазные средства для
кракелюра, разные техники нанесения мазков, которые определяют характер трещин и их
размер.
Патинирование - имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит
как изменения цвета в результате частого контакта с руками. Чаще всего патину, которая
бывает как темной, черной, так и цветной или металлической, наносят на грани и углы.
Оттенение, или нанесение теней - это прием, при помощи которого пастель или краски
наносятся сухой кистью, губкой для маскировки границ рисунка и смягчения линий на
приклеенном мотиве. Тени наносятся в зависимости от тона поверхности, на которую приклеен
мотив и позволяют создать мягкий переход или более гармоничный эффект приглушенной
росписи. Чаще всего применяют в обратном декупаже на декоративных тарелках.
Тонирование - нанесение цветных пятен или колорирование уже декупажированной
поверхности, в том числе обработка лаком с добавлением блесток или мелких частиц.
Выполняется с той же целью, что и оттенение, но для изменения или придания вариативности,
живописности цветовой палитре.
Поталь, золочение и серебрение - это обработка уже приклеенного изображения или
поверхности основы при помощи золотых, серебряных или других металлических красок или
листов-аналогов сусального золота, которые придают эффект драгоценной инкрустации.

38

Технология работы
Подготовка поверхностей к работе и наклеивание картинки
Момент приклеивания изображения на основу является наиболее сложным этапом в технике
декупаж. Вырезанную из салфетки картинку расслоите, оставив только верхний красочный
слой. Картинки из декупажных карт, открытки или фотографии нужно опустить на 5-10 минут в
емкость с водой, затем разложить на бумажное полотенце и промокнуть. Перед тем как
приступить к непосредственному наклеиванию мотива на поверхность, поверхность нужно
обработать, чтобы мотив лучше держался и само изделие выглядело бы как законченная работа.
Поверхность может быть разная: дерево, пластик, стекло, фарфор (посуда), металл или картон.
В каждом отдельном случае подготовка поверхности разная.
Дерево: перед наклеиванием мотива на дерево нужно загрунтовать грунтовкой по дереву и
желательно покрасить акриловыми красками, 1 слой, если у вас потом ляжет цельный мотив, а
несколько слоёв, если мотивы на поверхности будут располагаться выборочно.
Пластик, стекло, фарфор: перед наклеиванием предмет нужно обезжирить раствором спирта,
или вымыть любым моющим средством для посуды или стекла и протереть бумажным
полотенцем. Затем покройте синтетической грунтовкой для стекла. Можно использовать
рисовую, тутовую бумагу тогда грунтовку можно не наносить.
Металл: перед наклеиванием на эту поверхность металл следует зачистить мелкозернистой
наждачной бумагой. Особенно это касается металлических коробок из-под чая и т.д., потом
пройтись грунтовкой по металлу, а уже после красить акриловыми красками. Окрашивать такие
поверхности лучше валиком или аэрозольной краской.
Клей следует подбирать под ту основу, с которой вы работаете. В большинстве случаев со
своей задачей справляется обычный клей ПВА или универсальный для наклеивания картинок
на любую поверхность и специальные для ткани, фарфора, свечей и т.д. Также есть клей - лаки
для декупажа обеспечивают склеивание, герметизацию и отделку одновременно. Могут
придать работе матовый или глянцевый эффект.
Выбор изображений Для декорирования предметов в технике декупаж чаще всего используют
тончайшую структуру верхнего слоя специальных или столовых с красивым рисунком. Мотивы
на салфетках существуют самые разные: от изображения цветов и фруктов, до стилизованных
портретов людей.
Декупажные карты - это специальные, листы с коллекциями изображений разного размера,
объединенных одной тематикой, например «Морские раковины»
Техника декупаж открывает широкое поле для фантазии. Например, вы можете применить в
своей работе старинные открытки или фотографии, способные создать из обычного
современного изделия уникальный предмет старины. Также можно использовать
компьютерные распечатки, это могут быть изображения, распечатанные как на цветном, так и
на чёрно-белом принтере.
Вырезание Вырезать мотив по контуру, можно сделать это "с припуском" в виде
прямоугольника, круга, овала или любой другой подходящей по смыслу геометрической

39

фигуры. Если картинка не имеет четкого контура, можно аккуратно разорвать бумагу,
придерживая картинку рукой, в этом случае мотив ляжет ровнее.
Нанесение клея при выполнении декупажа предполагает использование одного из
нескольких вариантов:
- Клей наносится на основу, затем изображение прикладывается и разглаживается;
- Клей наносится на изнаночную сторону картинки, изображение прикладывается и
разглаживается;
- Картинка прикладывается к основе, сверху на изображение наносится клей.
Дополнительный декор и фиксация лаком.
Готовую работу высушивают и при необходимости добавляют немного декоративных
элементов при помощи кисти с краской или специальной рельефной пасты. После этого можно
переходить к фиксации результата. Самым простым вариантом является покрытие работы
прозрачным акриловым лаком (матовым или глянцевым), лучше всего, в аэрозоли. Если хочется
добавить изделию золотистый налет старины, следует воспользоваться специально
предназначенными для этого лаками. В этом случае название лака может звучать так: «Лак для
придания картинам старого вида». На вид эти лаки имеют оттенок от золотистого до темнобордового.
Если же такого состаривания вам показалось мало, то вы без труда сможете создать на
лакированном покрытии эффект кракелюров, то есть сетку мелких трещинок. Такие трещинки
легко получаются при использовании, так называемых, двухкомпонентных лаков для
кракелюра от одного производителя.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».