Футбол в школе

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
Директор
БМАОУ ООШ № 30

на заседании
педагогического совета
БМАОУ ООШ №30
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

____________ Ю.И. Григорьев
Приказ №46 от «30» августа 2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФУТБОЛ В ШКОЛЕ»

п.Сарапулка 2023 год.
1

СОДЕРЖАНИЕ
№
п\п
1

Наименование раздела
Основные характеристики программы

Страницы
2

1.1. Пояснительная записка

2

1.2. Цель и задачи программы

6

1.3. Содержание программы

7

1.4. Планируемые результаты

11

2

Организационно-педагогические условия

12

2.1. Требования к помещению

14

2.2. Средства обучения и воспитания

16

2.3. Кадровые условия

18

3.

Календарный учебный график

22

4.

Учебный план программы

23

5.

Рабочая программа

24

6.

Оценочные материалы

32

7.

Методические материалы

34

2

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Футбол в школе» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивную
направленность. Программа позволяет последовательно решать задачи
физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе,
формируя у учащихся целостное представление о физической культуре.
Игровая деятельность дает возможность не только для физического, но и
нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных
интересов, становлению воли и характера, воспитания чувств коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности,
ее индивидуальности, творчество отношения к деятельности.
Актуальность
Учебные занятия в секциях проводятся по программам дополнительного
образования физкультурно-спортивной направленности.
Программа по Футболу рассчитана для занятий на учащихся 7-10 лет.
В группы, учащиеся распределяются по возрастным категориям и
физической подготовленности. Основной показатель секционной работы по
Футболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности
учащихся выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Основной принцип работы на занятиях по Футболу – универсальности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи
процессов обучения, развития и воспитания. При реализации Программы
используются следующие методы: словесные, наглядные и практические. В
процессе спортивной тренировки все эти методы применяют в различных
сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно
приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями
спортивной подготовки.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих.
Основная особенность Программы - универсальность. Программа по
Футболу рассчитана для занятий на учащихся 7-10 лет.
В группы, учащиеся распределяются по возрастным категориям и физической
подготовленности. Основной показатель секционной работы– выполнение
программных требований по уровню подготовленности учащихся выраженных в
количественных показателях физического развития, физической, технической,
тактической и теоретической подготовленности. Имея основные показатели,
обучающие стремятся участвовать в соревнованиях разного уровня.
3

Принципы, средства и методы обучения технике игры в Футбол
Принципы обучения
Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и
специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией
профессиональной деятельности.
Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в
специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В этой
главе даны краткая характеристика-дидактических принципов, средств и методов,
описание закономерностей обучения основным техническим приемам игры в
Футбол.
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения —принципы,
которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим
носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных
задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и
активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации,
принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в Футбол
подразумевает:
 осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры
изучаемого технического приема или тактического действия;
 самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей
корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.
Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение
занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых
успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и
целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить
у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.
Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления
об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на
визуальном восприятии разнообразных действий.
Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или
использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п.
для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая
видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют
возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в Футбол.
В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа.
Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и
рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические
упражнения во всех возможных вариациях.
Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной
оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных
возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий
4

согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении
должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить
ощутимый для него результат в усвоении материала.
Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих
взаимодействия, занимающихся в пространстве и времени, также должны
базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и
тактического потенциала вовлеченных в них участников.
Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают
эффективность этих средств комплексного характера.
Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и
формулируется в виде методологического правила: «от простого-к сложному, от
легкого-к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение
программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического
арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.
Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в
вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие
изменяется от пассивной до активной формы.
Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования
и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между
разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой
игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие
системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных
знаний.
Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической
деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с
другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов
— основа их действенности на занятиях по Футболу.

5

Нормативные документы
Настоящая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 –
14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций, дополнительного
образования детей»
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761–н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства
просвещения Российской Федерации России от 09.11.2018 № 196
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 24 сентября
2015 N 38994).

6

1.2. Цель и задачи программы
Цель
Воспитание личности, способную к самостоятельной, творческой
деятельности, содействие гармоничному физическому развитию. Технические
приемы, тактические действия и собственно игра в футбол таят в себе большие
возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и
развития физических способностей детей.
Задачи Программы:
Обучающие






приобретение учащимися знаний в области гигиены;
причины травматизма и оказание первой медицинской помощи;
основные способы укрепление здоровья и физической закалки;
способы оценки физического состояния организма;
приобретение навыков судейства по виду спорта «Футбол» и «Минифутбол».
Развивающие

 повышение уровня двигательной подготовленности и укрепление здоровья
детей;
 подготовка и выполнение контрольных нормативов по физической
подготовленности;
 повышение спортивных результатов;
 подготовка учащихся к сдаче норм ГТО.
Воспитательные
 способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;
 способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;
чувство ответственности и сознательная дисциплина;
 умение работать в коллективе.

7

1.3. Содержание программы

Всего
часов

Практика

Наименование разделов и тем

теория

№
раздела,
темы

В том
числе

4
1

4
1

1
0

Устный опрос

1

1

0

Устный опрос

Форма аттестации

1.2.

Теоритические сведения
Техника
безопасности
занятиях
Обзор развития игры

1.3.

Правила соревнований.

1

1

0

Устный опрос

1.4.

Оказание первой медицинской
помощи

1

1

1

Устный
опрос
Практические действия

2
2.1
2.2
2.3
2.4.

Техническая подготовка
Различные способы перемещения
Удары по мячу ногой
Удары по мячу головой
Прием (остановка) мячей

22
3
3
2
3

0
0
0
0
0

22
3
3
2
3

2.5.
2.6.
2.7.

Ведение мяча
Обманные движения (финты)
Отбор мяча
Комплексное выполнение
(сочетание) изученных
технических приемов с мячом
Тактическая подготовка
Понятие о тактической системе и
стиле игры
Тактика игры в атаке
Тактика игры в обороне
Тактика игры вратаря

3
2
3

0
0
0

3
2
3

3

0

3

18

1

17

5

1

4

5
4
4

0
0
0

5
4
4

1
1.1

2.8.
3.
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
4.

на

Общая
и
специальная
физическая подготовка

26

0

26

Итого:

68

5

63

Устный опрос, выполнение
технических элементов на
правильность и время,
результат.

Контроль развития
физических плюс
технических качеств на
результат.
Контроль
физических
технических
результат.

развития
плюс
качеств на

Раздел 1. Теоритическая подготовка
Теория.
Инструктаж по технике безопасности обучающегося в спортивной секции.
Краткие исторические сведения о возникновении игры. Описание игры в минифутбол. Правила соревнований. Общее понятие о строении человека,
взаимодействие органов и систем. Оказание первой медицинской помощи при
травмах.
Практика
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях, переломах.

8

Раздел 2. Техническая подготовка
Практика
Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и
летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу,
придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное
направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с
места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным
и активным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка
грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными
способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми
изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся
и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу,
закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать
остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар
пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч
подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно
остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому
без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение
обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя
ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые
действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на
различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске.
Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей,
летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину
ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу.
Броски рукой на точность и дальность.
Раздел 3. Тактическая подготовка
Практика
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах
на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за
движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и
передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за
двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном
соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и
средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация
9

«Двойная стенка». Комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя
партнерами. Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча» .
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом
месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Отвлечение
соперников Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е.
осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча.
Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки
применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче,
ведению и удару по воротам. Маневрирование Передачи Ведение и обводка.
Тактика обороны
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном
соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия
«стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне
при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и
построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Тактика вратаря.
Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного
ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и
летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как
занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при
введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от
опеки партнёру.
Раздел 4. Общая и специальная физическая подготовка
Практика
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые
вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре
лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными
движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение,
приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (2 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя
руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым
между ступнями, в положении лёжа на спине.
Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х
60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности
(кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с
метаниями мяча на дальность и в цель.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из
различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением
направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на
скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

10

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх,
стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в
прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по
мячам, подвешенным на различной высоте.

11

1.4. Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны
Знать:
- комплекс упражнений для разминки;
- правила оказания первой медицинской помощи при травмах;
- места занятий, оборудование и инвентарь для игры в мини-футбол;
- правила судейства соревнований по мини-футболу;
- - информацию о технической подготовке футболиста.
Уметь:
-

провести разминку в группе и индивидуально;
оказать первую медицинскую помощь при травме;
выполнять технические элементы на правильность и скорость выполнения;
играть в двустороннюю игру мини-футбол по правилам.

12

2. Организационно-педагогические условия
Методическое обеспечение занятий
Для повышения интереса обучающихся к занятиям мини-футболом,
решения развивающих и воспитательных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ,
замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у
учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:





метод упражнений;
игровой;
соревновательный
круговой тренировки
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется
двумя методами: в целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся сформировались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с
учетом технических и физических способностей занимающихся.

13

Условия приема детей в секцию «Футбол»
Возраст обучающихся: 7-10лет.
В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 7-10 лет без
ограничений по уровню подготовки.
Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в
пределах одного уровня образования общеобразовательной школы. В секцию
принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической
культурой и спортом.
Наполняемость учебной группы 12 человек.
Сроки реализации программы, режим занятий
Программа и план обучения свободно варьируются в рамках возрастных
категорий и физической подготовленности обучающихся. Важнейшее требование
к занятиям – дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их
состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а
также знание навыков для самостоятельных занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительность учебного
года 39 недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час.
Всего 68 занятий за учебный год, объем 68часов.

14

2.1.Требования к помещению
Занятия проводят только в хорошо проветренном помещении и с доступом
свежего воздуха в течение урока (п. 6.7).
Открывается 1-2 фрамуги с подветренной стороны, если на улице скорость ветра
не более 2 м\с и температура воздуха выше + 5°C.
Если на улице ниже – 10 °C и ветер более 7 м\с – проветривают зал без наличия
учеников не более 1.5 мин., но на больших переменах до 10 мин.
Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов,
иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную
эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от
мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Полезная нагрузка на
полы должна быть не более 400 кг/м2.
Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в
светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить
влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не
осыпаться и не пачкаться при касании стен. Стены спортивного зала на высоту
1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией
зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления
должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости
стены. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным
стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча,
окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные
приспособления. Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску,
устойчивую к ударам мяча.
Канат для лазания должен быть изготовлен из пенькового или
хлопчатобумажного трех- или четырехпрядного волокна диаметром 35—40 мм.
Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать
канат пo всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго
обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом.
Канат не должен иметь порывов и узлов. Шведская стенка должна надежно
крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах
крепления.
Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего
прозрачного материала (предпочтительно — закаленного небьющегося стекла),
представляющего собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого
непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита
должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита
должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и
15

выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и
быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не
должны иметь острых краев и щелей. Баскетбольный мяч должен иметь
сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть
накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80
м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную
до верхней поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м

16

2.2. Средства обучения и воспитания
Для обеспечения учебного процесса в соответствии с Программой
объединение должно располагать:
-помещением для занятий, согласно требованиям СанПиНа;
- соответствующим оборудованием;
-спортивным инвентарем.
Для занятий футболом необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1.Координационная лестница – 2 шт
2.Фишки для обводки – 40шт.
3.Гимнастические скамейки – 5 шт.
4.Гимнастическая стенка -4 пролета.
5.Гимнастичекие маты – 10 шт.
6.Скакалки – 12 шт.
7.Мячи набивные – 2 шт.
8.Гантели – 12пар.
9.Мячи футзальные – 12 шт.
10. Мячи футбольные- 12 шт.

17

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы
Список литературы для педагога:
1. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов – М.: Физкультура,
образование и наука, 1997.
2. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа
подготовки юных футболистов 6-9 лет – Нижний Новгород: РА «Квартал», 2012.
— 256 с.
3. Качани Л., Торский Л. Тренировка футболистов. – М.: Физкультура и
спорт, 1984. – 174 с.
4. Саркисян Р.А., Четырко А.М. Подготовка юных футболистов:
Методические рекомендации. – Ереван, 1979.
5. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. / Годик
М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2008 – 272 с.
6. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова,
В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: «СААМ», 1995.
7. Теория и практика футбола №2, №3. – ЗАО «Спортакадемпресс», 1999,
2000. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и
спорт, 1980.
8. Швыков И.А. Футбол в школе. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс, 2002.
9. Юный футболист: сб./Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. – М.:
Физкультура и спорт, 1983. – 255 с., ил.
10. 101 упражнение для юных футболистов / Мальком Кук; пер. с англ. Л.
Захоровича. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Список литературы для обучающихся
1. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
2. Малов В.И. Я познаю мир: Футбол. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
2006.

18

2.3. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности: Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения), исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит
учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке
и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные
виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует
достижения
обучающихся,
воспитанников.
Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
19

старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования,
осуществляет
координацию
деятельности
педагогов
дополнительного образования, других педагогических работников в
проектировании развивающей образовательной среды образовательного
учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и
повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций, ассоциаций; методы развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода; методы убеждения, аргументации, своей позиции, установления
контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми раннего возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правилами внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правилами по охране труда
и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
20

образовательных организаций утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические
науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три
года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по
основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4.
К
занятию педагогической деятельностью по
дополнительным
общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию
педагогической
деятельностью
устанавливается
федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагога дополнительного
образования детей и взрослых" требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки "Образование и педагогические науки", без
предъявления требований к стажу работы.
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу)
и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных

21

медицинских
осмотров
(обследований)
законодательством Российской Федерации

22

в

порядке,

установленном

3. Календарный учебный график
Образовательный процесс
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Объем часов
кол-во
занятий

кол-во
часов

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
0
2
2

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
0
2
2

2

2

общее количество за месяц
декабрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц

6
2
2
2
2
8

6
2
2
2
2
8

общее количество за 1 полугодие
общее количество занятий за год
Общее количество часов за год

30
68
68

30

месяц

неделя

деятельность

I полугодие
сентябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
октябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
ноябрь
1
К
2
У
3
У
4

У

1 год обучения
1 сентября
34 недели
7-10 лет – 40 минут
2 раз в неделю по 1 часу
декабрь
май
30 мая
68
месяц

неделя

деятельность

II полугодие
январь
1
К
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
февраль
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
март
1
У
2
У
3
У
4

У

общее количество за месяц
апрель
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
май
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
общее количество за 2 полугодие

У – учебная деятельность Д – диагностика К – каникулярное время

23

кол-во
занятий

кол-во
часов

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

2

2

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
38

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
38

4.Учебный план программы
№
п\п

Название программы

1

«Футбол в школе»
Всего

Недельная
нагрузка

Количество часов

2 часа в
неделю
68

теория

практика

8

60
68

24

5.Рабочая программа
Дополнительной общеобразовательной программы «Футбол в школе»
Тематическое планирование
№

Тема занятия

Кол-во
Форма
часов
организации
1 Правила безопасного поведения 1
Беседа,
во время занятий футболом
презентация
Подвижные игры без мяча и с
Групповая
мячом.
Комплексы
специальных
упражнений
для формирования технических
приемов.
2 Соблюдение личной гигиены,
1
Беседа.
требований к спортивной одежде и
Групповая
обуви для занятий футболом.
Организации подвижных и иных
игр с элементами футбола
со сверстниками. Подвижные игры
специальной направленности
3 Эстафеты специальной
1
Групповая
направленности и с элементами
футбола. Передачи и остановка мяча
со сменой положения мест вперед
4 Передача и остановка мяча со
1
Групповая
сменой положения мест назад.
Игра 4х4 «Футбол»
в мини-футбольные ворота
5 Уход за спортивным инвентарем 1
Групповая
и оборудованием при занятиях
футболом. Упражнения
на координацию
и частоту беговых движений в виде
эстафеты
6 Комплексы общеразвивающих
1
Групповая
упражнений
и корригирующей гимнастики с
мячом и без мяча. Передачи и
остановка мяча со сменой
положения мест вперед
7 Передача и остановка мяча со
1
Групповая
сменой положения мест назад. Игра
4х4 «Футбол» в мини-футбольные
ворота
8 Современные правила игры в
1
Групповая
футбол. Комплексы специальных
упражнений
для формирования технических
приемов. Передача и остановка мяча
со сменой положения мест назад.
9 Передача мяча в треугольнике.
1
Групповая
Игра 4х4 «Футбол» в минифутбольные ворота
10 Состав судейской коллегии,
1
Групповая
обслуживающей соревнования по
25

Оборудование
Мультимедийный
проектор,
экран, ноутбук.
Набивные мячи, футбольные
мячи,
гимнастические
скамейки.
Секундомер, свисток.
Гантели, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.
Скакалки, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.
Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи, секундомер,
свисток
Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток

Гантели, скакалки, футбольные
мячи, секундомер, свисток
Скакалки, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Гантели, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.
Мультимедийный проектор,
экран, ноутбук.

футболу. Жесты судьи. Эстафеты
специальной направленности и с
элементами футбола. Передача мяча
в треугольнике.
11 Подвижные игры без мяча и с
1
мячом Игра 4х4 «Футбол»
в мини-футбольные ворота.

Групповая

12 Короткие передачи мяча в
1
движении. Игра 1х1 – Передачи
на точность. Игра 3х3 «Футбол»
в малые ворота
13 Организации подвижных и иных 1
игр с элементами футбола
со сверстниками. Подвижные игры
специальной направленности.
14 Комплексы
специальных 1
упражнений
для формирования технических
приемов. Короткие передачи мяча в
движении. Игра 4х4 «Футбол»
в мини-футбольные ворота
15 Уход за спортивным инвентарем 1
и оборудованием при занятиях
футболом.
Составление
гимнастических
комплексов
различной
направленности.
Подвижные игры без мяча и с
мячом.
Упражнения
на
координацию и частоту беговых
движений в виде эстафеты.
16 Комплексы общеразвивающих
1
упражнений и корригирующей
гимнастики с мячом и без мяча.
Эстафеты
специальной
направленности и с элементами
футбола. Короткие передачи
мяча в движении. Игра 1х1 –
Передачи на точность
17 Футбол
как
средство
1
укрепления
здоровья,
закаливания
и
развития
физических
качеств.
Подвижные игры специальной
направленности. Передача мяча
в треугольнике. Игра 1х1 –
Передачи на точность.
18 Контрольно-тестовые упражнения1
по общей физической, специальной
и технической подготовке. Причины
возникновения
ошибок
при
выполнении технических приёмов и
способы их устранения. Комплексы
специальных упражнений
для формирования технических
приемов. Передача мяча в

Групповая

26

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.
Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи, секундомер,
свисток
Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток

Групповая

Гантели, скакалки, футбольные
мячи, секундомер, свисток

Беседа
Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Беседа
Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.

Групповая

Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи, секундомер,
свисток

треугольнике. Подвижная игра
«Дом»
Первые
внешние
признаки
утомления.
Способы
самоконтроля за физической
нагрузкой. Подвижные игры без
мяча и с мячом. Передачи и
остановка мяча со сменой
положения мест вперед. Игра 1х1
– Приём мяча с уходом в сторону
Спортивные
дисциплины
(разновидности)
футбола.
Основы
организации
самостоятельных
занятий
футболом. Подвижные игры
специальной
направленности.
Передача и остановка мяча со
сменой положения мест назад.
Подвижная игра «Дом».
Первые правила соревнований
игры в футбол. Современные
правила
игры
в
футбол.
Упражнения на координацию и
частоту беговых движений в
виде эстафеты.
Комплексы
общеразвивающих упражнений
и корригирующей гимнастики с
мячом и без мяча. Игра 1х1 –
Приём мяча с уходом в сторону
Игра «Один в один». Игра 2х2
«Футбол» в малые ворота

1

Беседа
Групповая

Мультимедийный проектор,
экран, ноутбук.
Скакалки, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Футбольные мячи, секундомер,
свисток.

1

Беседа
Групповая

Гантели, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Правила
по
безопасной 1
культуре поведения во время
посещений соревнований по
футболу.
Организации
подвижных и иных игр с
элементами футбола
со сверстниками. Подвижные
игры
специальной
направленности.
Подвижная
игра «Дом»
24 Соблюдение личной гигиены, 1
требований к спортивной одежде
и обуви для занятий футболом
Игра 2х2 «Футбол» в малые
ворота
25 Комплексы общеразвивающих 1
упражнений и корригирующей
гимнастики с мячом и без мяча.
Передача и остановка мяча
внутренней стороной стопы (в
парах
после
передачи
неподвижного мяча на 5-6 м).

Беседа
Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.
Координационные лестницы,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток

19

20

21

22

23

27

Беседа
Групповая

Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи, секундомер,
свисток

Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Игра 1х1 – Приём мяча с уходом
в сторону
Состав судейской коллегии,
обслуживающей соревнования по
футболу. Жесты судьи. Уход за
спортивным
инвентарем
и
оборудованием при занятиях
футболом.
Упражнения
на
координацию и частоту беговых
движений в виде эстафеты.
Передачи и остановка мяча со
сменой положения мест вперед.
Короткие передачи мяча в
движении. Игра «Один в один».
Игра 3х3 «Футбол» в малые
ворота
Подвижные игры специальной
направленности. Подвижная игра
«Салки Зайцы-Волки с мячом в
ногах у зайцев». Остановка мяча
внутренней
стороной
стопы
(после передачи неподвижного
мяча в стенку на 3-4 м и в парах
на 5-6 м, 8-9 м)
Остановка мяча внутренней
стороной стопы (в кругу). Отбор
мяча накладыванием стопы (на
месте и с имитацией удара).
Игра 4х4 «Футбол» в минифутбольные ворота
Упражнения на координацию
и частоту беговых движений в
виде
эстафеты.
Комплексы
общеразвивающих упражнений
и корригирующей гимнастики с
мячом и без мяча. Ведение мяча
и имитация остановки (финт
«Ложная остановка»)
Ведение мяча и уход с мячом в
сторону (финт «Уход с мячом в
сторону»).
Подвижная
игра
«Зеркало».
Подвижная игра «Стена». Отбор
мяча накладыванием стопы (на
месте и с имитацией удара).
Игра 2х2 «Футбол» в малые
ворота
Состав команды по футболу;
функции игроков в команде; роль
капитана команды. Подвижные
игры без мяча и с мячом.
Комплексы
специальных
упражнений для формирования
технических приемов.
Ведение мяча и уход с мячом в

1

Беседа
Групповая

Гантели, скакалки, футбольные
мячи, секундомер, свисток

1

Групповая

1

Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.
Координационные лестницы,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток

1

Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футзальные
футбольные мячи, секундомер,
свисток.

1

Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Футзальные мячи, секундомер,
свисток.

1

Групповая

Гимнастические маты,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Гимнастические скамейки,

28

35

36

37

38

39

40

41

42

сторону (финт «Уход с мячом в
сторону»). Игра 4х4 «Футбол»
в мини-футбольные ворота
Футбольный словарь терминов и
определений. Подвижные игры
специальной
направленности.
Комплексы
специальных
упражнений для формирования
технических приемов. Ведение
мяча и имитация остановки (финт
«Ложная остановка»).
Ведение мяча и уход с мячом в
сторону (финт «Уход с мячом в
сторону»). Обводка стоек и удар
по воротам. Игра 3х3 «Футбол» в
малые ворота
Основы
организации
самостоятельных
занятий
футболом.
Остановка
мяча
внутренней стороной стопы
(после передачи неподвижного
мяча в стенку на 3-4 м и в парах
на 5-6 м, 8-9 м). Отбор мяча
накладыванием стопы (на месте
и с имитацией удара). Игра 1х1
в двое малых ворот.
Составление
гимнастических
комплексов
различной
направленности. Упражнения
на координацию и частоту
беговых движений в виде
эстафеты. Игра 1х1 – Приём
мяча с уходом
в сторону.
Игра «Один в один». Игра 2х1
отбор мяча (без завершения, с
легким сопротивлением). Игра
4х4
«Футбол»
в
минифутбольные ворота
Передача мяча в парах в
движении.
Подвижная
игра
«Стена». Удар по воротам после
комбинации «стенка». Игра 2х2
«Футбол» в малые ворота
Подвижные игры специальной
направленности. Передачи и
остановка мяча со сменой
положения мест вперед. Игра 4х4
«Футбол» в мини-футбольные
ворота
Подвижная игра «Снайперы».
Передача и остановка мяча со
сменой положения мест назад.
Игра 3х3 «Футбол» в малые
ворота

баскетбольные мячи,
футзальные мячи, секундомер,
свисток
Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

1

Беседа
Групповая

1

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток

1

Беседа
Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.

1

Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Гантели, скакалки, футзальные
мячи, секундомер, свисток

1

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток

1

Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

1

Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.

29

43 Игра 3х3 «Футбол» в малые 1
ворота Игра 4х4 «Футбол» в
мини-футбольные ворота .

Групповая

44 Старты 1х1 с ударом по воротам. 1
Короткие передачи мяча в
движении. Игра 3х3 «Футбол»
в малые ворота
45 Остановка
мяча
внутренней1
стороной стопы (после передачи
неподвижного мяча в стенку на 3-4
м и в парах на 5-6 м, 8-9 м). Отбор
мяча накладыванием стопы (на
месте и с имитацией удара
46 Подвижная игра «Охота три 1
цвета». Удар по мячу внутренней
частью подъема (в парах
с короткого разбега)
47 Удар по мячу внутренней частью 1
подъема
(имитация
и
по
неподвижному мячу в стенку на
3-4 м). Отбор мяча выбиванием
ногой (лицом к сопернику и с
боку).
48 Подвижная игра «Один на
1
один». Игра 2х2 «Футбол»
в малые ворота
49 Подвижные игры без мяча и с
1
мячом. Упражнения
на координацию
и частоту беговых движений в
виде эстафеты. Игра 4х4
«Футбол» в мини-футбольные
ворота.
50 Передача мяча в парах в 1
движении.
Комплексы
специальных упражнений
для формирования технических
приемов.
51 Отбор мяча накладыванием
1
стопы (на месте и с имитацией
удара). Игра 1х1 – Приём мяча с
уходом в сторону
52 Основы
организации
1
самостоятельных
занятий
футболом. Ведение мяча и уход
с мячом в сторону (финт «Уход
с
мячом
в
сторону»).
Подвижная игра «Салки ЗайцыВолки с мячом в ногах у
зайцев»
53 Ведение мяча и имитация 1
остановки
(финт
«Ложная
остановка»). Подвижная игра
«Зеркало»
54 Упражнения на координацию
1

Групповая

Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток

Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.
Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.

Групповая

30

Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футзальные мячи, секундомер,
свисток
Гимнастические маты,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.

Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футзальные мячи, секундомер,
свисток

Групповая

Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Теннисные мячи,

55

56

57

58

59
60

61

62

63

64

65

66

67

и частоту беговых движений в
виде
эстафеты.
Комплексы
специальных упражнений
для формирования технических
приемов.
Отбор мяча выбиванием ногой1
(лицом к сопернику
и с боку). Передачи и остановка
мяча со сменой положения мест
вперед.
Передача мяча в парах в 1
движении. Игра 1х1 – Передачи
на точность.
Отбор мяча выбиванием ногой
1
(лицом к сопернику
и с боку). Подвижная игра
«Один на один».
Игра 2х1 отбор мяча (без
1
завершения,
с
легким
сопротивлением). Игра 2х1
отбор мяча (без завершения, с
легким сопротивлением)
Игра 4х4 «Футбол»
1
в мини-футбольные ворота
Подвижная игра «Снайперы». 1
Обводка стоек и удар по
воротам.
Удар по мячу внутренней
1
частью подъема (в парах с
короткого разбега). Игра 4х4
«Футбол» в мини-футбольные
ворота
Удар по мячу внутренней
1
частью подъема (в парах с
короткого разбега). Удар по
воротам после комбинации
«стенка»
Комплексы
специальных
1
упражнений для формирования
технических приемов Старты
1х1 с ударом по воротам
Игра 2 х Вратарь. Удар по
1
воротам после комбинации
«стенка»
Старты 1х1 с ударом по воротам.1
Подвижная игра «Снайперы»

координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.
Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток
Теннисные мячи,
координационная лестница,
футзальные мячи, секундомер,
свисток.
Скакалки, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая

Групповая

Скакалки, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.

Групповая

Координационные лестницы,
скакалки, футзальные мячи,
секундомер, свисток

Групповая

Гантели, координационная
лестница, футзальные мячи,
секундомер, свисток.
Теннисные мячи,
координационная лестница,
футбольные мячи, секундомер,
свисток.
Футбольные мячи, секундомер,
свисток.

Групповая

6Комплексы специальных
6упражнений для формирования
технических приемов Игра 2 х
Вратарь

1

Групповая

Игра 4х4 «Футбол» в минифутбольные ворота. Подвижная
игра «Снайперы»

1

Групповая

31

Гантели, скакалки, футбольные
мячи, секундомер, свисток
Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.
Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футзальные мячи, секундомер,
свисток

Гимнастические маты,
скакалки, футбольные мячи,
секундомер, свисток.

68

Игра 2 х Вратарь. Игра 4х4
«Футбол» в мини-футбольные
ворота

Групповая

1

68

32

Гимнастические скамейки,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи, секундомер,
свисток

6.Оценочные материалы
Учащиеся, занимающиеся в секциях дополнительного образования, должны
иметь приросты показателей физической подготовленности после
окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня
их развития. Тесты сдаются два раза в год.
Формы аттестации включают в себя следующие этапы контроля.
1.Начальный контроль
Проводится в начале учебного года (сентябрь), до начала прохождения
разделов программы.
Цель: определить начальный уровень физической подготовки.
Форма: зачет.
2 Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года.
Цель: по итогам года увидеть, насколько успешно освоена программа
обучающимися.
Форма: зачет
Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте
педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Степень и признаки утомления

Объект
наблюдения

Небольшая

Средняя

Цвет кожи лица

Небольшое
покраснение

Значительное
покраснение

Отчетливая

Затрудненная

Обычная

Выражение лица
напряженное

Потливость

Небольшая

Выраженная
верхней половины
тела

Дыхание

Учащенное, ровное

Сильно учащенное

Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг,
покачивание

Жалоб нет

Жалобы на
усталость, боль в
мышцах,
сердцебиение,
одышку, шум в
ушах.

Речь
Мимика

Самочувствие

33

Большая
(недопустимая)
Редкое покраснение,
побледнение или
синюшность.
Крайне затрудненная
или невозможная.
Выражение
страдания на лице.
Резкая верхней
половины тела и
ниже пояса,
выступание соли.
Сильно учащенное,
поверхностное, с
отдельными
глубокими вдохами,
сменяющимися
беспорядочным
дыханием.
Резкое покачивание,
дрожание,
вынужденная поза с
опорой, падение.
Жалобы на
головокружение,
боль в правом
подреберье, головная
боль, тошнота,
иногда икота, рвота

Контрольное упражнение

Возраст

Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности
учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования
технического мастерства.
Оценка
отлично
м

д

хорошо
м

Общая подготовленность
7
7.3
7.5
7.5

уд-но

д

м

д

7.7

7.77

7.9

8

6.9

7.1

7.1

7.3

7.3

7.5

9

6.2

6.4

6.4

6.6

6.6

6.8

10

6.0

6.2

6.2

6.4

6.4

6.6

7

10.7

11.0

10.9

11.2

11.1

11.5

8

10.3

10.6

10.5

10.8

10.7

11.0

9
9.6
9.9
9.9
10
9.3
9.5
9.6
7
100
95
90
8
110
105
100
Прыжок в длину с места, см.
9
130
120
120
10
140
130
130
Специальная подготовленность
7
1
1
8
2
2
1
Удары по мячу в цель, кол-во
9
3
2
2
попаданий.

10.2
9.8
85
95
110
120

10.2
9.9
80
90
110
120

10.5
10.1
75
85
100
110

1
2

0
1

0
1

2

2

1

Бег 30 м., с.

Челночный бег 30 м. (3 х10 м)

Ведение, обводка стоек и удар
в ворота

10

4

3

7

+

+

8

+

+

9

+

+

10

+

+

3

Примечание: Знак «+» означает, что норматив выполнен при улучшении
показателей.

34

7. Методические материалы
1.
Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школу / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая
культура в школе. - 2018. - № 5. - С. 32-34.
2.
Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием минифутбола в школе / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф.
Лесгафта. - 2020. - N 12 (34). - С. 3-5.
3.
Врублевский, Е.П. Модели тактики игры в футболе / Е.П. Врублевский. –
М.-Спорт, 2020. -168 с.
4.
Гол! Большая энциклопедия российского футбола. - М. –Эксмо, 2017. - 312
с.
5.
Евсеев, А.В. Педагогический контроль в мини-футболе / А.В. Евсеев //
Пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное. – Екатеринбург, 2005. - 52 с.
6.
Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн Гиффорд. – М. - АСТ, 2006. – 64 с.
7.
Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник для
студентов учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И., Железняк
Ю.Д., Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд., стереотипное. М.;
Издательский центр «Академия», 2014. 464 с.
8.
Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
9.
Рэднедж Кир Большая энциклопедия футбола / Рэднедж Кир. - М.: АСТ,
2020. – 224 с.
10. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Сергиенко Л.П. М.; «Советский спорт», 2013.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
1.
Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com
2.
Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
3.
101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.yafutbolist.ru
4.
Большая олимпийская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
5.
Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое
сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
6.
Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября»
http://spo.1september.ru/
7.
Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на
воспитание двигательной активности: Методические указания
http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
8.
Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт»
http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
9.
Онлайн-справочник http://www.fizkult-ura.ru/ФизкультУРА: сайт
о различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
10. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
11.
Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
12. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
13. Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/http://fizkultura-na5.ru/
14. Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
15. Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\
http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
35

16. Учительский портал www.uchportal.ru
17. Футбольные видео уроки https://www.dokaball.com/video-uroki/847-futbolnyevideuroki
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
18.
Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru
19. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
20. Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkultura-na5.ru/
21. Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
22. Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\
http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
23. Учительский портал www.uchportal.ru

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».