РП ОБЖ. 5-7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
политики
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ ООШ № 30
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной
программе основного общего
образования

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ ООШ №30

УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ
ООШ№30
Григорьев Ю.И.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №46 от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Для обучающихся 5-6 класс

п. Сарапулка 2023

Пояснительная записка.

Программа соответствует современным требованиям обучения, целям и задачам
образовательного учреждения, конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и
разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей
каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности
должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного
уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антиреррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственной власти;
- антиэкстремистского мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Структура документа
Учебная программа
курса, место курса
результаты освоения
часов по разделам

включает разделы: пояснительную записку, общую характеристику
в учебном плане, личностные, метапредметные, предметные
курса, содержание курса с примерным распределением учебных
курса, требования к уровню подготовки учащихся, список

рекомендуемой учебно-методической литературы, КИМ, позволяющие оценить качество
выполнения образовательной программы.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях
в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном
построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных
модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы
противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других
нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537);
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а
также на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленной в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
На изучение предмета отведено:
5 класс – 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
6 класс – 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
7 класс – 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
«Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс». Авторы: М.П.Фролов, В.П.Шолох,
М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под ред. Ю.Л.Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2014.

«Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». Авторы: М.П.Фролов, В.П.Шолох,
М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под ред. Ю.Л.Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2014.
«Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс». Авторы: М.П.Фролов, В.П.Шолох,
М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под ред. Ю.Л.Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2014.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Содержание курса
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по
остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой
базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и
проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на
формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в
террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное
поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и
удерживание в ни заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах учащийся
должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и
правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной
безопасности;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации
борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила
личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных
знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Литература
Нормативно – правовые документы
Закон «Об образовании» (последняя редакция).
Закон «О безопасности» (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом
Российской Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. №304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом
Президента Российской Федерации от 12 мая 20009 г. №537).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму»
(от 15 февраля 2006 г. №116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»
(последняя редакция).
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
(последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя
редакция).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(последняя редакция).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов,
их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения
современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут
возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые
приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и
аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города.
Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица,
город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в
городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и
сверстниками, с незнакомым человеком).
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города,
предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры
и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры
безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при
следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки
пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель.
Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства
(велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда.
Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные
правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной
жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с
электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер
безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
3.

Опасные ситуации природного характера

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед,
снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных
природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры
безопасного поведения на водоемах в различное время года.
4. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с
незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики
криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте.
Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть
события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут, движения
по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты
ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
Взрывное устройство на улице.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации

5.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы,
бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных
объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах.
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной
местности.

Раздел III. Основы здорового образа жизни

6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая
совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально
распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования
физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической
культурой.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении
здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины,
минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для
совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на
развитие способностей человека и его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на
окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как
уберечь себя от курения.
Алкоголь — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные
последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных
напитков.
Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных
привычек».
Обсуждаемые вопросы:
1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его
физические и умственные способности.

2.
Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями
физической культурой и спортом?
3. Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету
или спиртное.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской
помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее
вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при
ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила
оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской
помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами,
щелочами, никотином, угарным газом.

Поурочное планирование программы ОБЖ (5 класс)
№
Наименование раздела, темы и урока
раздела,
темы
урока

Количество
часов

и

Раздел Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

24

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

3

1.1

Город как среда обитания

1

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

1.3

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

2.1

Дорожное движение,
движения

1

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода

1

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира

1

2.4

Водитель

1

2.5

Пожарная безопасность

1

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

3

Опасные ситуации природного характера

2

3.1

Погодные условия и безопасность человека

1

3.2

Безопасность на водоемах

1

4

Опасные ситуации социального характера

1

4.1

Криминогенные
улице

1

II

Чрезвычайные ситуации

5

Чрезвычайные
характера

безопасность участников дорожного

ситуации и личная безопасность дома и на

ситуации

6
природного

и

техногенного

3

ЭОР

5.1

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

5.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

5.3

Практические занятия по отработке действий в случае
возникновения чрезвычайной ситуации природного или
техногенного характера

1

III

Основы здорового образа жизни

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый
образ жизни

1

6.1

О здоровом образе жизни

1

IV

Основы Медицинских знаний и оказание первой медицинской 2
помощи

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

1

7.1-2

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

2

Всего часов

34

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЖ (6 КЛАСС)

Распределение учебного времени по разделам и темам программы ОБЖ
(6 класс)

№ раздела Наименование раздела и темы
и темы

Количество
часов
Разде Тема
л

I

Безопасность человека в природных условиях

25

1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2

Активный отдых на природе и безопасность

5

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6

4

Обеспечение безопасности при автономном существовании

4

ЭОР

человека в природной среде
5

Опасные ситуации в природных условиях

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи

4

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

5

Всего часов

4
10

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность человека в природных условиях
1.

Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека
для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и
необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места
для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива,
приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной
группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода.
Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных
препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и
подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в
лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в
водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение
безопасности туристов в велосипедных походах.
3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом
транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видом транспорта.
4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном
существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня,
обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при
встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных
условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая
медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и
отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская
помощь при укусах насекомых.
7.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на
здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития
наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (6 класс)
№
раздела,
темы
урока

Наименование раздела, темы и урока

и

Количе
ство
часов
Раздел Тема

I

Безопасность человека в природных условиях

25

1

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч.)

6

1.1

Природа и человек

1

1.2

Ориентирование на местности

1

1.3

Определение своего местонахождения и направления движения
на местности.

1

1.4

Подготовка к выходу на природу.

1

1.5

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

1.6

Определение необходимого снаряжения для похода.

1

2

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч.)

5

2.1

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

1

2.2

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной
местности.

1

2.3

Подготовка и проведение лыжных походов.

1

2.4

Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

2.5

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
(6 ч.)

6

3.1

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем
и выездном туризме

1

3.2

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

3.3

Акклиматизация в горной местности.

1

3.4

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
наземными видами транспорта.

1

3.5

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

4

Обеспечение
безопасности
при
человека в природной среде (4 ч.)

автономном пребывании

4.1

Автономное существование человека в природной среде

1

4.2

Добровольная автономия человека в природной среде.

1

4.3

Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

4.4

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании.

1

5

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч.)

4

5.1

Опасные погодные явления.

1

5.2

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в
природных условиях.

1

5.3

Укусы насекомых и защита от них.

1

5.4

Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.)

4

6.1

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

1

6.2

Оказание первой помощи при травмах.

1

6.3

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
отморожении и ожоге.

1

6.4

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

1

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч.)

1

7.1

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

7.2

Компьютер и его влияние на здоровье.

1

7.3

Влияние неблагоприятно окружающей среды на здоровье человека.

1

7.4

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

7.5

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье
человека.

1

7.6

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных
веществ.

1

Итого

34 часов

4

10

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЖ (7 КЛАСС)

№
раздела
и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных 3
ситуациях

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях
природного характера

II

Чрезвычайные ситуации природного характера

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

6

3

Чрезвычайные
происхождения

3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

8

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

4

6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и
экстремизму

4

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного
развития человека

2

8

Первая помощь и правила ее оказания (практические занятия)

4

Всего часов

ситуации

1

25

метеорологического

6

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (7 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях
1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения.
Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка
Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика
природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического,
биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для
жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.
Чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера
2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают
землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности
землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России,
где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в
рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее
сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости
зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация
оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных
районах. Организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила
поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома,
на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.
Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие,
дремлющие и потухшие вулканы.
Предвестники извержения вулканов.
Последствия извержения вулканов.
Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых
вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических
газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.
Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от
последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при
угрозе обвалов и схода снежных лавин.
3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение,
скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала
Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от
последствий ураганов и бурь.
Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения
циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и
оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.
Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о
приближении урагана (бури).
Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча
и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время
смерча.
4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет
паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с
ветровыми нагонами воды.
Возможные последствия наводнений.
Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений.
Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения,
организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во
время наводнения.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков.
Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия.
Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному
поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия
лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных
болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его
определяющие.
Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их
профилактика.
Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных
заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая
характеристика.
Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Роль нравственной позиции
антитеррористического поведения.

и

выработка

личных

качеств

в

формировании

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование
антитеррористического поведения.

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа
жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня
психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести
друзей.
Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного
синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов
борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие,
индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и
девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.
Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.
Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование
личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.
Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального
развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть
при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать
собеседника.
Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост
потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников.
Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения.
Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со
сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в
определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения,
совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность

несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997
г.).
8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой
врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда
необходимо вызывать «скорую помощь».
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Первая медицинская помощь при незначительных ранах.
Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавшего

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (7 класс)

№
Наименование раздела, темы и урока
разде
ла,

Количество часов

темы
и
урока
Раздел Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных 3
ситуациях

1

Общие понятия об
природного характера

1.1

Различные природные явления и причины их возникновения.

1

1.2

Общая характеристика природных явлений.

1

1.3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

опасных

и

чрезвычайных

ситуациях

3

II

Чрезвычайные ситуации природного характера

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

6

2.1

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его
возможные последствия

1

2.2

Защита населения от последствий землетрясений.

1

2.3

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

2.4

Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.

1

2.5

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

2.6

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

3

3.1

Ураганы и бури,
последствия.

1

3.2

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

3.3

Смерчи.

1

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

8

4.1

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

4.2

Защита населения от последствий наводнений.

1

4.3

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время
наводнений.

1

4.4

Сели и их последствия.

1

4.5

Защита населения от последствий селевых потоков.

1

4.6

Цунами и их характеристика.

1

4.7

Защита населения от цунами.

1

4.8

Снежные лавины.

1

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

4

5.1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

5.2

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1

5.3

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1

причины

их

возникновения,

25

возможные

5.4

Эпизоотии и эпифитотии.

1

6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и
экстремизму.

4

6.1

Терроризм и факторы риска вовлечения
террористическую и экстремистскую деятельность.

в

2

6.2

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в
формировании антитеррористического поведения.

2

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития
человека

3

7.1

Психологическая уравновешенность.

1

7.2

Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические
особенности человека в подростковом возрасте.

1

8

Первая помощь при
занятия).

4

8.1

Общие правила оказания первой помощи.

1

8.2

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

1

8.3

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1

8.4

Общие правила транспортировки пострадавшего.

1

Всего часов

подростка

неотложных состояниях (практические

6

34 пр. - 3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».