РП Основы военной подготовки

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
БМАОУ ООШ №30
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
БМАОУ ООШ № 30
____________ Ю.И. Григорьев
Приказ №46 от «30» августа 2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЫ ПОДГОТОВКИ»

п.Сарапулка 2023 год.

СОДЕРЖАНИЕ
№
п\п
1

Наименование раздела
Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2

Организационно-педагогические условия

2.1. Требования к помещению
2.2. Средства обучения и воспитания
2.3. Кадровые условия
3.

Календарный учебный график

4.

Учебный план программы

5.

Рабочая программа

6.

Оценочные материалы

7.

Методические материалы

Страницы

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Гражданственность и патриотизм – фундаментальное качество личности, заключающееся
в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь.
Воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не
теряющая актуальность на протяжении всей истории человечества и усиливающаяся в период
испытаний.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая
формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания являются
актуальными: дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и
ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось негативное отношение к понятиям
человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущая социальная
напряженность, деформация ценностей отрицательно влияют на нравственное и физическое
здоровье подрастающего поколения.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения,
поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими моральнопсихологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне
мирному человеку. Смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как
защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы военной
подготовки» (далее – программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить обучаемым
комплекс навыков и умений, позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в
рамках школьного курса ОБЖ, начальной военной подготовки, что является необходимым в
условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.
Эта программа является педагогически целесообразной, так как позволяет подготовить
юношей и девушек к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.
При составлении программы использовались направления (программы) по огневой,
строевой и физической подготовке, положения о проведении детско-юношеских оборонноспортивных игр «Зарница» и соревнований «Школа безопасности».
Нормативные документы
Настоящая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04
июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций, дополнительного образования детей»
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. № 761–н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, приказ Министерства просвещения Российской
Федерации России от 09.11.2018 № 196

5. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(зарегистрирован в Минюсте России 24 сентября 2015 N 38994)
6. Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»
(ГТО),
7. Приказа Министерства спорта РФ № 575 от 08.07.2014 г. «Об утверждении государственных
требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе
является приоритетным направлением государственной политики. Важнейшими вопросами
образования на всех уровнях является воспитание любви к Родине, чувства патриотизма,
готовности к защите Отечества. Образовательный модуль «Основы военной подготовки»
реализуется исходя из базовых принципов и направлений военной подготовки, программа состоит
из основных разделов военной подготовки, тем военно-политической и правовой подготовки.
Важнейшая составляющая для решения данной задачи – формирование и развитие
патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании понастоящему гармоничной личности. В связи с чем повышается значимость военнопатриотического воспитания молодежи, которое вносит весомый вклад, а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Основными задачами данной программы являются:
Образовательные:
компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений, навыков в области
истории Вооруженных Сил Российской Федерации;
компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, навыков и умений в области
начальной военной подготовки;
формирование основ оказания первичной помощи;
формирование стремления к здоровому образу жизни;
пропаганда движения «Школа безопасности» и детско-юношеских оборонно-спортивных
игр «Зарница».
Развивающие:
популяризация технических и военно-прикладных видов спорта;
формирование навыков дисциплины и самоорганизации;
развитие потребности в постоянном самообразовании, самосовершенствовании;
совершенствование личностных качеств: психологической устойчивости, физической
силы, выносливости, быстроты принятия решений.
Воспитательные:
воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, чувства товарищества;
воспитание силы воли;
воспитание приоритета общественных ценностей; - воспитание гражданственности и
патриотизма; - организация содержательного досуга.

1.3. Содержание программы
№
п/п
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.1.

2.2.

3.1.
3.2.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

5.1.
5.2.
5.3.

6.1.
6.2.
7.1.
7.2.

Название разделов, тем

Количество часов
Формы аттестации/контроля
теория практика итого
1. Исторические сведения
История кадетского движения,
0.5
0
0.5
Лекция, беседа, презентация,
как составная часть военного
просмотр документального
образования России.
фильма
Участие ВС СССР и России в
0.5
0
0.5
Лекция, беседа, презентация,
локальных войнах и
просмотр документального
вооруженных конфликтах.
фильма
Современные ВС РФ.
0.5
0
0.5
Лекция, беседа, презентация,
Назначение, состав, решаемые
просмотр документального
задачи, основы применения,
фильма
основное вооружение.
Система военного образования
0.5
0
0.5
Лекция, беседа, презентация,
Министерства обороны РФ и
просмотр документального
других силовых ведомств.
фильма
2. Основы обеспечения личной безопасности
Обеспечение личной
1
0
1
Лекция, беседа
безопасности в повседневной
жизни
Безопасность в условиях
1
0
1
Лекция, беседа
чрезвычайных ситуаций (ЧС)
3. Строевая подготовка
Строй, элементы строя
2
4
6
Лекция, беседа, презентация
Общевоинские уставы
1
0
1
Лекция, беседа, презентация
Вооруженных Сил Российской
Федерации
4. Огневая подготовка
Виды стрелкового оружия
0.5
0
0.5
Лекция. Практическое
действие
Порядок неполной сборки и
1
6
7
Лекция. Практическое
разборки АКМ
действие
Виды боеприпасов
0.5
0
0.5
Лекция
Курс стрельб из пневматической
0.5
10
10.5
Лекция. Практическое
винтовки
действие
5. Военная топография
Компас
0.5
0.5
1
Лекция. Практическое
действие
Топографическая карта
0.5
0.5
1
Лекция. Практическое
действие
Геодезические координаты
0.5
0.5
1
Лекция. Практическое
действие
6. Инженерная подготовка
Маскировка
0.5
0.5
1
Лекция. Практическое
действие
Инженерная разведка
0.5.
0
0.5
Лекция.
7. Тактическая подготовка
Основные виды боя
0.5
0
0.5
Лекция.
Оборона
0.5
0
0.5
Лекция.

8. Прикладная физическая и медицинская подготовка
8.1. Физическая культура в
0.5
0
0.5
общекультурной и
профессиональной подготовке
8.2. Основы здорового образа жизни.
1
0
1
8.3. Общая физическая подготовка.
0
11.5
11.5
8.4. Оказание первой медицинской
2
4
6
помощи.
8.5. Транспортировка «раненых».
0.5
2
2.5
8.6. Развитие физических качеств
0
11.5
11.5
20
48
68
Итого:
Раздел 1. Исторические сведения
История кадетского движения, как составная часть военного образования России. История
создания и развития военно-учебных заведений в России. Создание военных школ при Петре I и
кадетских корпусов при Анне Иоанновне. Кадетское движение в современной России.
Суворовские училища. Кадетские училища и корпуса. Ими гордится Россия. История знаменитых
людей – выпускников кадетских корпусов.
Участие ВС СССР и России в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Современные войны
и военные конфликты, предпосылки их возникновения, уроки и перспективы. Роль ВС СССР в
Венгерском кризисе и «Пражской весне». Совершенствование форм, способов ведения войн во
Вьетнаме. Карибский кризис. Проведение операции «Анадырь». Участие ВС СССР в войнах и
конфликтах на африканском континенте и Ближнем Востоке. Боевые действия ВС СССР в
Афганистане.
Раздел 2. Основы обеспечения личной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Опасные и вредные факторы
современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное
обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение
пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при
пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные
ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде
дома, в лифте. Питание и безопасность современного человека. Безопасное и полезное питание.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, употребление алкоголя и
наркотических веществ, их влияние на продолжительность жизни человека.
Безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) Выживание человека в условиях
автономного существования. Факторы выживания. Алгоритм действий человека в условиях
автономного существования. Организация ночлега. Устройство временных укрытий из
подручного материала. Добывание воды и пищи, профилактика и лечение заболеваний.
Дикорастущие плоды и ягоды пригодные в пищу. Классификация ЧС природного характера. Виды
ЧС природного характера. Землетрясения, сели, цунами, бури, ураганы, наводнения. Защита
населения от ЧС природного характера. Предупреждение населения о возникновении ЧС.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. ЧС на радиационно-опасных
объектах. Химические загрязнения и отравления. Аварии на ХОО и их последствия. Защита
населения от ЧС техногенного характера.
Раздел 3. Строевая подготовка
Строй, его элементы их определения. Обязанности солдат перед построением и в строю. Строевая
стойка, подача и выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Головные уборы снять (надеть)»,
«Заправиться». Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от к него. Выполнение строевых приемов с оружием. Тренировка в

выполнении приемов одиночной строевой подготовки. Развернутый и походный строй. Строи
взвода, роты. Развернутый и походный строй. Прохождение торжественным маршем и с песней.
Строевой смотр.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации; История создания
общевоинских уставов, их значение в жизни и деятельности войск. Общевоинские уставы сегодня.
Воинская присяга и порядок приведения к ней. Обязанности солдата. Воинские звания в
вооруженных силах РФ. Ответственность военнослужащих. Командиры и подчиненные, старшие
и младшие. Порядок отдачи и выполнение приказа. Обращение к начальнику. О воинской
вежливости. Воинское приветствие. Поощрения, применяемые к военнослужащим.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат. Распределение времени и повседневный
порядок. Охрана здоровья военнослужащих. Боевое дежурство. Особенности организации и
несение внутренней службы в лагерях. Особенности несение внутренней службы в парках.
Особенности несение внутренней службы при перевозке войск. Подъем по тревоге. Уставные
взаимоотношения между военнослужащими – норма жизни воинского коллектива. Назначение и
задачи караульной службы. Состав караула. Развод караулов. Смена караулов. Пост и его
оборудование. Смена часовых на посту. Обязанности часового и его неприкосновенность.
Раздел 4. Огневая подготовка.
Основные виды стрелкового оружия и гранатометов. Назначение, устройство и технические
характеристики автомата Калашникова АКМ. Порядок неполной разборки и сборки АКМ. Меры
безопасности при обращении с автоматом. Назначение, технические характеристики, Пистолет
Макарова, предназначение, состав, характеристики. Назначение, технические характеристики,
общее устройство ручных гранат. Виды боеприпасов. Курс стрельб из стрелкового оружия.
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Организация и проведение стрельб из
стрелкового оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия.
Раздел 5. Военная топография.
Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Топографические элементы
местности. Топографическая карта. План местности. Условные знаки. Номенклатура карт.
Масштаб карт. Плоские прямоугольные координаты. Геодезические координаты. Измерения на
топографической карте. Глобальные навигационные системы. GPS и ГЛОНАСС.
Раздел 6. Инженерная подготовка. Фортификационное оборудование позиций. Маскировка
позиций. Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Инженерные мероприятия по
ликвидации последствия нападения противника.
Раздел 7. Тактическая подготовка. Сущность современного общевойскового боя, силы и
средства, основные принципы его ведения. Основные виды боя. Управление войсками.
Всестороннее обеспечение боя. Воинские подразделения. Способы передвижения на поле боя.
Современный общевойсковой бой, его характеристики. Принципы современного общевойскового
боя. Состав и вооружение мотострелкового отделения. Огонь и его назначение в бою, виды огня.
Виды маневра. Состав и вооружение мотострелкового взвода. Оборона, требования,
предъявляемые к ней. Условия перехода к обороне. Построение обороны, ее инженерное
оборудование. Место и роль мотострелкового взвода в обороне. Боевые задачи взвода.
Вооружение и боевые возможности МСВ. Оборона в особых условиях. Наступление, условия и
способы перехода в наступление. Боевой порядок и боевые возможности мотострелкового взвода
в наступлении. Организация проводной и радио связи. Практическая работа на средствах связи.
Марш и походное охранение. Развитие и изменение тактики общевойскового боя с появлением
новых видов оружия. Тактика ведения боевых действий в горах и городе.
Раздел 8. Прикладная физическая и медицинская подготовка.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке. История развития
физической культуры. Цель и задачи физического воспитания. Основные понятия, термины
физической культуры.
Основы здорового образа жизни. Здоровье человека как ценность, компоненты здоровья и
факторы его определяющие. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Общая физическая и спортивная подготовка. Развитие физических качеств посредством
физических упражнений
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты обучения:
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический
подготовки, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
ПознавательныеУУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе оказание
первой помощи пострадавшим
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения, формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной Армии.
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы
(строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова,
стрельба из автомата и т.д.);
- экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку.
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
Методическое обеспечение занятий
Для повышения интереса обучающихся к занятиям основами военной подготовки, решения
развивающих и воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы
проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом.
Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об
изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;




соревновательный
круговой тренировки
Условия приема детей в секцию «Основы военной подготовки»
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 14-16 лет без ограничений по
уровню подготовки.
Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного
уровня образования общеобразовательной школы. В секцию принимаются дети, допущенные
школьным врачом к занятиям физической культурой и спортом.
Наполняемость учебной группы 12 человек.

Сроки реализации программы, режим занятий
Программа и план обучения свободно варьируются в рамках возрастных категорий и
физической подготовленности обучающихся. Важнейшее требование к занятиям –
дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое
развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительность учебного года 34 недели.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Всего 68 занятий за учебный год,
объем 68 часов.
2.1.Требования к помещению
Занятия проводят только в хорошо проветренном помещении и с доступом свежего воздуха в
течение урока (п. 6.7).
Открывается 1-2 фрамуги с подветренной стороны, если на улице скорость ветра не более 2 м\с и
температура воздуха выше + 5°C.
Если на улице ниже – 10 °C и ветер более 7 м\с – проветривают зал без наличия учеников не
более 1.5 мин., но на больших переменах до 10 мин.
Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную,
горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной
краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и
чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400 кг/м2.
Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона
на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения.
Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен.
Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые
обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы
отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.
Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение
окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги,
открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления. Потолок зала должен иметь
неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча.
Канат для лазания должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трехили четырехпрядного волокна диаметром 35—40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами,
должны плотно, без зазоров, обхватывать канат fro всей площади прилегания. Нижний конец
каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым
чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов. Шведская стенка должна надежно крепиться к
стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления.
Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала
(предпочтительно — закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный
кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в

белый цвет. Размер щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть
щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать
от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый
цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.
Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он
должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м,
измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней
поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м
2.2. Средства обучения и воспитания
Для обеспечения учебного процесса в соответствии с Программой объединение должно
располагать:
-помещением для занятий, согласно требованиям СанПиНа;
- соответствующим оборудованием;
-спортивным инвентарем.
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
 набивные мячи - на каждого обучающегося;
 перекладины для подтягивания в висе – 2 штук;
 гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
 гимнастические маты;
 баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
 гимнастические скамейки – 3 штуки;
 гимнастическая стенка – 4 пролета.
 мультимедийная система
 Пневматическая винтовка 2 шт
 Цель
 Автомат 2 шт.
 Носилки 1 шт.
 Бинт медицинский 20 шт
 Жгут медицинский
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература для педагога:
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (5-9 класс)
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (8 класс)
Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г
Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г
Домушин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г
Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г
Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной службе» - М,
2003г
Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» - Новосибирск,
2005г
Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г

Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г
Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» - М, 2017г
Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.
Рекомендуемая литература для детей и родителей.
Домушин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г
2.3. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности: Осуществляет дополнительное образование обучающихся,
воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка и принимает
меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения),
исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные
ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод
обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации
их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность
обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс
проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в
работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при
проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении
обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования,
осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению
квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию;
физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительноспортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных
объединений; деятельность детских коллективов, организаций, ассоциаций; методы развития
мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения,
аргументации, своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
раннего возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием; правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правилами по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020)
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное
не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию
педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется
работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической
деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагога дополнительного образования детей и
взрослых" требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия
дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным
программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального
образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", без
предъявления требований к стажу работы.
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

3. Календарный учебный график
Образовательный процесс
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Объем часов
кол-во
занятий

кол-во
часов

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
0
2
2

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
0
2
2

2

2

общее количество за месяц
декабрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц

6
2
2
2
2
8

6
2
2
2
2
8

общее количество за 1 полугодие
общее количество занятий за год
Общее количество часов за год

30
68
68

30

месяц

неделя

деятельность

I полугодие
сентябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
октябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
ноябрь
1
К
2
У
3
У
4

У

У – учебная деятельность

Д – диагностика

1 год обучения
1 сентября
34 недели
11 – 16 лет – 40 минут
2 раз в неделю по 1 час
декабрь
июнь
30 мая
68
месяц

неделя

деятельность

II полугодие
январь
1
К
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
февраль
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
март
1
У
2
У
3
У
4

У

общее количество за месяц
апрель
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
май
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
общее количество за 2 полугодие

К – каникулярное время

кол-во
занятий

кол-во
часов

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

2

2

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
38

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
38

4.Учебный план программы
№
п\п

Название программы

1

«Основы начальной
военной подготовки»

Недельная
нагрузка

Количество часов
теория

практика

20

48

2 часа в
неделю

Всего

68

68

5.Рабочая программа
Дополнительной общеобразовательной программы
«Основы начальной военной подготовки»
Тематическое планирование
№

Тема занятия

1

Кадетское
движение
современной России.

2

Опасные и вредные факторы
современного жилища.
Обеспечение безопасности в
различных бытовых ситуациях.
Общая физическая подготовка

3
4

5

6

7

8

в

Кол-во
Форма
часов
организации
1
Беседа,
презентация
Групповая
1
групповая

1

Выживание человека в условиях 1
автономного существования.
Факторы выживания.
Строй, его элементы их
1
определения. Обязанности
солдат перед построением и в
строю. Строевая стойка, подача
и выполнение команд
«Смирно», «Вольно»,
«Головные уборы снять
(надеть)», «Заправиться».
Общая физическая подготовка.
Развитие физического качества
ловкость
История создания
общевоинских уставов, их
значение в жизни и
деятельности войск.
Основные виды стрелкового оружия1
и гранатометов. Назначение,
устройство и технические
характеристики автомата
Калашникова АКМ.
Ориентирование по компасу.
1

Оборудование
Мультимедиа
Мультимедиа

Групповая,
индивидуальная
групповая

Спортивное оборудование

групповая

Мультимедиа
Спортивное оборудование

групповая

Мультимедиа

групповая

Мультимедиа, АКМ

Групповая,
индивидуальная

Компас, часы, мультимедиа

Мультимедиа

9
10

11-12

13
14-15

16
17

18-19

20-21
22

Маскировка позиций. Инженерная
разведка.
Сущность современного
общевойскового боя, силы и
средства, основные принципы его
ведения.
История развития физической
культуры. Цель и задачи
физического воспитания.
Полоса препятствий
Развитие физического качества
выносливость
Основные виды боя.
Управление войсками.
Всестороннее обеспечение боя.
Воинские подразделения.1
Порядок неполной разборки и
сборки АКМ
Курс стрельб из стрелкового
оружия. Основы и правила
стрельбы из стрелкового оружия.
Развитие физических качеств
посредством
физических
упражнений
Порядок неполной разборки и
сборки АКМ

1

групповая

мультимедиа

1

Групповая,

мультимедиа

2

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа, спортивное
оборудование

1

Групповая,
индивидуальная
групповая

Спортивное оборудование

Групповая,
индивидуальная
групповая

Мультимедиа, АКМ

2

1
1

Мультимедиа

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель
Спортивное оборудование

2

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная
групповая

Мультимедиа, АКМ

Групповая,
индивидуальная

мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

групповая

мультимедиа

групповая

мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа, бинт, жгут,
носилки, шина

групповая

мультимедиа

групповая

мультимедиа

1
Воинские звания в вооруженных
силах
РФ.
Ответственность
военнослужащих.
23
Командиры и подчиненные,
1
старшие и младшие. Порядок
отдачи и выполнение приказа.
Обращение к начальнику.
24-25
2
Курс стрельб из стрелкового
оружия. Основы и правила
стрельбы из стрелкового оружия.
26
Боевое дежурство. Особенности
2
организации и несение внутренней
службы в лагерях. Особенности
несение внутренней службы в
парках.
27
Участие ВС СССР в войнах и 1
конфликтах на африканском
континенте и Ближнем Востоке.
Боевые действия ВС СССР в
Афганистане.
28-29 Первая медицинская помощь при 2
травмах опорно-двигательного
аппарата.
30-31 О воинской вежливости.
2
Воинское приветствие.
32
Меры безопасности при обращении 1
с автоматом. Назначение,
технические характеристики,

мультимедиа

Пистолет Макарова,
предназначение, состав,
характеристики.
33-34 Поощрения, применяемые к
1
военнослужащим. Дисциплинарные
взыскания, налагаемые на солдат.
35
Плоские прямоугольные
1
координаты. Геодезические
координаты
36
Инженерные
заграждения. 1
Инженерные мероприятия по
ликвидации
последствия
нападения противника.
37
Распределение
времени
и
повседневный порядок. Охрана
здоровья военнослужащих.
38
Особенности несение внутренней 1
службы при перевозке войск.
Подъем по тревоге.
39
Первая медицинская помощь при 1
травмах опорно-двигательного
аппарата.
40
Организация
и
проведение 1
стрельб из стрелкового оружия.
Приемы и способы ведения огня
из стрелкового оружия.
41
Уставные взаимоотношения между 1
военнослужащими – норма жизни
воинского коллектива.
42-43 Организация и проведение
2
стрельб из стрелкового оружия.
Приемы и способы ведения
огня из стрелкового оружия
44
Опасные и вредные факторы
1
современного жилища.
Обеспечение безопасности в
различных бытовых ситуациях.
Безопасное обращение с
электричеством, бытовым газом и
средствами бытовой химии.
45
Тренировка
в
выполнении
приемов одиночной строевой
подготовки.
Развернутый
и
походный строй. Строи взвода,
роты. Развернутый и походный
строй.
Прохождение
торжественным маршем и с
песней. Строевой смотр.
46
Назначение,
технические 1
характеристики,
общее
устройство ручных гранат.
47
Основные понятия, термины 1
физической культуры.

групповая

мультимедиа

групповая

Мультимедиа, карты

групповая

мультимедиа

групповая

мультимедиа

групповая

мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа, бинт, жгут,
носилки, шина

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,

групповая

Мультимедиа,

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

групповая

Мультимедиа,

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,

групповая

Мультимедиа, муляж ручной
гранаты

групповая

Мультимедиа,

Топографические элементы
1
местности. Топографическая карта.
План местности.
49
Первая медицинская помощь при 1
травмах опорно-двигательного
аппарата.
50
1
Виды боеприпасов
51-52 Тренировка
в
выполнении 2
приемов одиночной строевой
подготовки.
Развернутый
и
походный строй. Строи взвода,
роты. Развернутый и походный
строй.
Прохождение
торжественным маршем и с
песней. Строевой смотр.
53
Назначение и задачи караульной 1
службы. Состав караула. Развод
караулов. Смена караулов.
54
Организация
и
проведение 1
стрельб из стрелкового оружия.
Приемы и способы ведения огня
из стрелкового оружия.
55
Предупреждение населения о 1
возникновении
ЧС.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного характера и их
последствия. ЧС на радиационноопасных объектах. Химические
загрязнения
и
отравления.
Аварии на ХОО и их последствия.
Защита
населения
от
ЧС
техногенного характера.
56
Условные знаки. Номенклатура
1
карт. Масштаб карт.
57
Обеспечение пожарной
1
безопасности. Первичные
средства пожаротушения.
Правила личной безопасности
при пожаре.
58
Организация и проведение стрельб 1
из стрелкового оружия. Приемы и
способы ведения огня из
стрелкового оружия
59
Обеспечение личной безопасности в1
криминогенных ситуациях.
Наиболее вероятные ситуации
криминогенного характера на
улице, в транспорте, в
общественном месте, в подъезде
дома, в лифте.
60
Организация
и
проведение 1
стрельб из стрелкового оружия.
Приемы и способы ведения огня
из стрелкового оружия.
48

групповая

Мультимедиа, карты

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа, бинт, жгут,
носилки, шина

групповая

Мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,

групповая

Мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

групповая

Мультимедиа

групповая

Мультимедиа, карта, компас

групповая

Мультимедиа, огнетушитель

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

групповая

Мультимедиа

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

61

Измерения на топографической
карте.

62

63

64

65

66

67

68

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа, корта, компас

Пост и его оборудование. Смена 1
часовых на посту. Обязанности
часового и его неприкосновенность.
Алгоритм действий человека в
1
условиях автономного
существования. Организация
ночлега. Устройство временных
укрытий из подручного материала.
Добывание воды и пищи,
профилактика и лечение
заболеваний.
Глобальные навигационные
1
системы. GPS и ГЛОНАСС.

групповая

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель
Мультимедиа, палатка, тент,
топор, спички, нож

групповая

Мультимедиа,

Питание
и
безопасность 1
современного
человека.
Безопасное и полезное питание.
Вредные привычки и их влияние
на здоровье человека. Курение,
употребление
алкоголя
и
наркотических
веществ,
их
влияние на продолжительность
жизни человека.
Назначение, технические
1
характеристики, общее устройство
ручных гранат. Виды боеприпасов.
Организация и проведение стрельб 1
из стрелкового оружия. Приемы и
способы ведения огня из
стрелкового оружия
Дикорастущие плоды и ягоды
1
пригодные в пищу. Классификация
ЧС природного характера. Виды ЧС
природного характера.
Землетрясения, сели, цунами, бури,
ураганы, наводнения. Защита
населения от ЧС природного
характера.
Итого
68

групповая

Мультимедиа

групповая

Мультимедиа, муляжи
боеприпасов

Групповая,
индивидуальная

Мультимедиа,
пневматическая винтовка,
цель

групповая

Мультимедиа

1

групповая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».