Первая медицинская помощь

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
30 августа 2023
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
директор БМАОУ ООШ № 30
____________ Григорьев Ю.И.
приказ № 46 от 30.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУММАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

Автор – составитель
Мазарова Анастасия Геннадьевна
педагог дополнительного образования

п. Сарапулка 2023г.

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно педагогические условия
Требования к помещению
Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

Страницы
3
3
8
9
13
15
17
19
21
25
26
27
30
32
33

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
В жизни сложно предусмотреть все возможные ситуации, когда есть
нужда в эффективных действиях предотвращения угрозы. Тем ценнее
становиться присутствие рядом того, кто владеет знаниями и сможет быстро
помочь, разобраться в ситуации. Вызвать скорую помощь и спецслужбы.
Осмотреть пострадавшего, восстановить проходимость дыхательных путей,
провести сердечно-легочную реанимацию, поддерживать возможность
дыхания, придать правильное положение телу, найти нужные слова, чтобы
успокоить. Тот, кто когда-либо попадал в подобную ситуацию, знает цену
каждого мгновения своей жизни.
Данная программа направлена на формирование ценностного отношения
к своей жизни и к жизни окружающих. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения при возникновении опасности и
необходимости применения первой медицинской помощи. Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Актуальность предложенной программы связана с необходимостью
вооружения современного человека навыками действия в чрезвычайных и
опасных ситуациях.
Педагогическая целесообразность изучения данной программы
обосновываются необходимостью пристального внимания к формированию
здорового образа жизни у обучающихся, естественной потребности в
соблюдении санитарно-гигиенических норм повседневной жизни.
Программа кружка «Первая помощь» относится к социально-гуманитарной
направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни и накопления нравственного и практического опыта.

Нормативные документы

1.
2.

3.

4.

5.

Настоящая программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций, дополнительного образования детей»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761–н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации России от 09.11.2018
№ 196
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015
г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 24 сентября 2015 N 38994)

1.1 Цель и задачи программы
Цель: Организация свободного времени, формирование интереса к
овладения

учащимися

основными

медицинскими

знаниями.,

способствующему общему развитию обучающихся.
Задачи:
-

формировать и развивать естественнонаучные способности

обучающихся;
- удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-

обеспечивать

гражданско-патриотическое

воспитание

обучающихся;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
- профессионально ориентировать обучающихся;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного
развития, профессионального самоопределения обучающихся;
- социализировать и адаптировать обучающихся к жизни в обществе;
- формировать общую культуру обучающихся.

1.3 Содержание программы
№
п/п

Название раздела

Недельная
нагрузка
(34 учебных недели)

1
2
3

4

5
6

7
8

Вводние
Общие сведения по
оказанию первой помощи
Первая помощь при
травматических
повреждениях
Первая помощь при
термических поражениях
и несчастных случаях
Первая помощь при
отравлениях
Первая помощь при
потере сознания,
клинической смерти
Первая помощь при
внезапных заболеваниях
Итоговое занятие
Всего:

1 час
в неделю

34

Количество часов
теория практика общее
1
3

0
0

1
3

7

7

14

6

1

7

1

3

4

2

1

3

1

0

1

0
21

1
13

1
34

по

технике

Раздел 1. Введение (1 ч)
Теоретический компонент
Вводное занятие. Цели, задачи
безопасности на занятиях.

курса.

Инструктаж

Раздел 2. Общие сведения по оказанию первой помощи (3 ч)
Теоретический компонент
Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. Последовательность
действий, обращение с пострадавшим. Средства первой помощи.
Раздел 3. Первая помощь при травматических повреждениях (14 ч)
Теоретический компонент
Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки,
первая помощь.

Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы
иммобилизации и транспортировки при переломах.
Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки
кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении.
Виды ранений, первая помощь при ранениях.
Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой
помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой
помощи при шоковом состоянии.
Практический компонент
Способы иммобилизации и транспортировки при переломах:
использование повязки, шины
Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным
сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки
артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения
жгута. Ошибки при наложении жгута.
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. Повязка на плечевой сустав,
грудь. Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. Повязка на таз,
коленный сустав, голеностоп.
Раздел 4. Первая помощь при термических поражениях и несчастных
случаях (7 ч)
Теоретический компонент
Ожоги, степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи
пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами,
перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз.
Солнечный ожог.
Тепловой удар, причины, первая помощь.
Отморожение, признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок
оказания первой помощи при отморожениях.
Электротравма. Причины электротравмы. Варианты прохождения
электрического тока по телу. Первая помощь при электротравме:
предкардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.
Утопление. Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении.
Первая помощь при укусах ядовитых змей. Первая помощь при укусах
насекомых: пчел, ос, шмелей, шершней и клещей.

Практический компонент
Оказание первая помощь при утоплении: искусственное дыхание,
непрямой массаж сердца.
Раздел 5. Первая помощь при отравлениях (5 ч)
Теоретический компонент
Отравления. Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в
организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая
помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая
помощь.
Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами,
ртутью.
Признаки и первая помощь при отравлениях угарным
фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой.

газом,

Практический компонент
Отработка приемов использования противогаза.
Раздел 6. Первая помощь при потере сознания, клинической смерти (3 ч)
Теоретический компонент
Потеря сознания, причины, оказание первой помощи.
Клиническая смерть, признаки, первая помощь.
Практический компонент
Приемы реанимации.
Раздел 7. Первая помощь при внезапных заболеваниях (2 ч)
Теоретический компонент
Правила оказания первой помощи при инфаркте. Первые признаки
инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи».
Практический компонент
Познавательная игра-конкурс «Скорая помощь»

1.4.

Планируемые результаты

Результатом освоения Программы является овладение учащимися навыков
оказания первой доврачебной помощи в разных ситуациях.
Учащиеся должны знать:

правила применения средств оказания первой помощи;

принципы оказания первой помощи;

принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при
переломах;
способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных);

правила техники выполнения обработки ран, наложения повязок на
раны, наложения кровоостанавливающего жгута;

способы проникновения токсинов в организм человека, причины и
симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и
грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);

болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами, источники
инфекций, пути передачи, мероприятия по уничтожению вредоносных
микроорганизмов, разновидность иммунитета.
Учащиеся должны владеть умениями и навыками оказания первой
помощи:

при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах,
ушибах;

при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);

при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);

при поражении электрическим током;

при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке
дыхания;

при обморожении;

при утоплении;

при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами,
алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);

при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке,
диабетической коме.

2. Организационно-педагогические условия
В рамках данной Программы учащимся предоставляется возможность
получить дополнительные знания, умения и навыки в области декоративноприкладного творчества в технике выжигание.
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и
результативность осуществления образовательной программы, является
условия реализации образовательной программы.
Для
успешной
реализации
Программы
предусматривается
взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся,
которые могут участвовать вместе с детьми без включения в основной
состав.
Проводятся следующие формы – беседы, консультации, мастер – классы,
анкетирование. Педагогическая обоснованность любой творческой
деятельности, в том числе и декоративно-прикладного творчества,
направлена на использование творческого потенциала не только педагога и
учащихся, но и их родителей. Интеграция между педагогом и родителями
учащихся достигается за счет: проведения педагогом мастер-классов,
которые должны стать для родителей школой педагогического мастерства,
где они будут учиться организации труда ребенка по выполнению работ,
методике подобной работы в условиях семьи; участия родителей в итоговом
творческом конкурсе с привлечением их к оценке детских работ;
организации выставок детских работ, детских достижений. Данное
сотрудничество «педагог – родитель» является залогом успешного освоения
учащимися дополнительной образовательной программы.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом
следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки учащихся,
обеспечивая эмоциональный комфорт, отдых активный и пассивный,
способность формировать умение занимать себя, что позволяет развитие
культурно-досуговой деятельности детей по интересам. Необходимо
развивать
художественные
наклонности
детей,
совершенствовать
самостоятельную
художественную
и
познавательную
активность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в
социально значимых целях, занимаясь различной художественной
деятельностью. Содействовать занятиям по направлению художественной
деятельности по интересам ребенка.

Основная форма организации образовательной деятельности –
творческое занятие, т.е. работа по выполнению работы посредством
выжигания по дереву. Это обусловлено сложностью и логической
поэтапностью процесса выполнения работы. Такая форма обеспечивает
системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.
Также в обучении используются оформление выставок, беседы с
демонстрацией произведений выполненных в технике художественного
выжигания, готовых работ, игры и викторины.
Условия приема детей в группу кружка «Выжигание»
В группу принимаются мальчики и девочки 10-14 лет, желающие
заниматься в кружке. Специальных отборочных критериев нет, основное
условие – стремление самого ребенка к развитию и самосовершенствованию.
Группа формируется в количестве 10-14 человек. При формировании группы,
в состав которой входят дети с ОВЗ, количество детей в кружке не может
превышать 10 человек.
Сроки реализации программы, режим занятий.
Режим занятий детей в группе устанавливается согласно
Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
Программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительность учебного
года 34 недели групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу
(во вторую половину дня), всего 34 занятия за учебный год, объем – 34 часа.
Продолжительность занятий для обучающихся 10-14 лет – 40 минут.

2.1. Требования к помещению
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в художественной деятельности. Занятия по
дополнительному образованию проводятся в специально оборудованном
кабинете, помещение проветриваемое и хорошо освещенное.
Рабочее место педагога должно быть оснащено современными
техническими средствами обучения.
Наличие стендов в кабинете позволяет вывешивать полезную
информацию для детей, например, инструктажи по технике безопасности.
Кабинет должен быть оборудован достаточным количеством рабочих
столов и стульев.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или
столом) в соответствии с его ростом.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов,
безвредных для здоровья детей, и соответствует росто-возрастным
особенностям детей и требованиям эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидимеологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся
произведена ее цветовая маркировка, которая нанесена на видимую боковую
наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам:
меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха
парты размещаются в первом ряду.
Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к классной
доске парты.
Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
будут рассажены дальше от наружной стены.
В целях профилактики нарушения осанки будет воспитываться
правильная рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании учебного помещения необходимо соблюдать
следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов – не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой)
или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240;
Наибольшая удаленность последнего места, обучающегося от учебной
доски – 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;
Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах
квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке
мебели – не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины
крайнего места, обучающегося за передним столом должен быть не менее 35
градусов для обучающихся основного общего – среднего общего образования
и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0
м.
Классная доска (с использованием мела) должна быть изготовлена из
материалов, имеющих высокую агдезию с материалами, используемыми для
письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь
темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли,
хранения мела, тряпки.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана
необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых
пятен повышенной яркости.
В соответствии с СанПин площадь на одного учащегося не менее 4,5 м2

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
оборудования и материалов.
№
Наименование
п/п
Мебель
1
Шкаф
2
Стол педагога
3
Стул педагога
4
Стол ученический
5
Стул ученический
Техническое оборудование
1
Компьютер с выходом в интернет
2
Мультимедийный проектор
3
Интерактивная доска
4
Ноутбук
Учебно-практическое оборудование
1
Аптечка
2
Индивидуальный перевязочный пакет
3
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7*14
4
Бинт марлевый нестерильный 5*10
5
Вата медицинская
6
Косынка медицинская
7
Булавка безопасная
8
Шина проволочная для ног (лестничная)
9
Шина проволочная (лестничная)
10 Жгут кровоостанавливающий
11 Набор «Имитаторы ранений и повреждений»

Количество

1 шт.
1 шт.
1 шт.
10 шт.
20 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
2 шт.
2 упаковки
1 шт.
1 шт.
2 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.

2.3. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования
Должностные
обязанности:
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в
течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор
форм,
средств
и
методов
работы
(обучения),
исходя
из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия,
опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав
и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные
виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их
личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов,
способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся,
воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс
проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает
с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и
электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует
участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также

педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При
выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования
наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности
педагога дополнительного образования, осуществляет координацию
деятельности
педагогов
дополнительного
образования,
других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной
среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь
педагогам дополнительного образования, способствует обобщению
передового их педагогического опыта и повышению квалификации,
развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий,
клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций,
ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации,
своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками,
детьми раннего возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической
диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правилами внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правилами по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации: В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие
среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и
педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию
не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической
деятельностью по основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной программы высшего образования направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы
определяется
работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к
занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации
государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагога дополнительного
образования детей и взрослых" требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и

педагогические науки" или высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительным
общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным
программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного профессионального образования по направлению
подготовки "Образование и педагогические науки", без предъявления
требований к стажу работы.
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие
педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством
Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также
внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации

3. Календарный учебный график
Образовательный процесс
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Объем часов
месяц

неделя

деятельность

I полугодие
сентябрь
1
Д
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
октябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
ноябрь
1
У
2
У
3
У

кол-во
занятий

кол-во
часов

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

1

1

общее количество за месяц
декабрь
1
У
2
У
3
У
4
Д
общее количество за месяц

4
1
1
1
1
4

4
1
1
1
1
4

общее количество за 1 полугодие
общее количество занятий за год
Общее количество часов за год

16
34
34

16

4

У

У – учебная деятельность
Д – диагностика
К – каникулярное время

1 год обучения
1 сентября
34 недель
10 – 14 лет – 40 минут
1 раз в неделю по 1 часу
декабрь
май
25 мая
34
месяц

неделя

деятельность

II полугодие
январь
1
К
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
февраль
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
март
1
У
2
У
3
У
4

У

общее количество за месяц
апрель
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
май
1
У
2
У
3
Д
общее количество за месяц
общее количество за 2 полугодие

кол-во
занятий

кол-во
часов

0
1
1
1
3
1
1
1
1
4
1
1
1

0
1
1
1
3
1
1
1
1
4
1
1
1

1

1

4
1
1
1
1
4
1
1
1
3
18

4
1
1
1
1
4
1
1
1
3
18

4. Учебный план программы
№
п/п
1

Недельная нагрузка
Название программы

(34 учебных недель)

«Первая медицинская
помощь»

1 час
в неделю

Всего:

34

Количество часов
теория практика
21

13

34

5. Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной программы «Выжигание»
Тематическое планирование
Месяц

№ п/п

Наименование темы

Сентябрь Раздел №1: Введение
1
Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ на
занятиях
Раздел №2: Общие сведения по оказанию первой
помощи
2
Общие правила оказания первой помощи
3
Краткие анатомо-физиологические
сведения об организме человека
4
Аптечка для оказания первой помощи
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Раздел № 3: Первая помощь при травматических
повреждениях
5
Виды травм
6
Оказание первой помощи при ушибах и
растяжениях
7
Закрытые и открытые переломы, признаки,
первая помощь
8
Способы иммобилизации и
транспортирования при переломах
9
Виды кровотечения, их признаки и
характеристика
10
Приемы остановки кровотечений. Первая
помощь при носовом кровотечении
11
Способы остановки кровотечений
12
Техника наложения резинового жгута
13
Виды ранений. Первая помощь при
ранениях
14
Повязка на палец, кисть, логтевой сустав
15
Повязка на плечевой сустав, грудь
16
Повязка на голову, глаз, пращевидная
повязка
17
Повязка на таз, коленный сустав,
голеностоп
18
Травматический шок. Первая помощь при
шоке
Раздел № 4: Первая помощь при термических
поражениях и несчастных случаях
19
Ожоги. Первая помощь при термических и
химических ожогах
20
Тепловой удар. Первая помощь при
тепловом ударе
21
Отморожение. Порядок оказания первой
помощи при отморожении

Количество часов
теория практика
1
1
3
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1

23

Электротравма. Первая помощь при
электротравме
Утопление. Причины и виды утоплений

24

Первая помощь при утоплении

22

Март

Первая помощь при укусах ядовитых змей
и насекомых
Раздел № 5: Первая помощь при отравлениях
26
Пищевые отравления, первая помощь
27
Отравления медицинскими лекарствами,
первая помощь
28
Отравления химически-опасными
веществами
29
Использование противогаза
Раздел № 6: Первая помощь при потере сознания,
клинической смерти
30
Потеря сознания, причины, первая помощь
31
Клиническая смерть, признаки, первая
помощь
32
Приемы реанимации
Тема № 7: Первая помощь при внезапных
заболеваниях
33
Инфаркт. Инсульт. Первая помощь до
приезда «скорой помощи»
34
Познавательная игра-конкурс «Скорая
помощь»
25

Апрель

Май

ИТОГО:

1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
21
34

13

6. Оценочные материалы

Диагностика проводится в начале года (сентябрь), при поступлении
ребенка в объединение, для определения начальных знаний учащихся,
промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы, чтобы
определить уровень усвоения материала и в конце года (май) итоговая
диагностика проводится в виде игры-конкурса (Приложение 1).
Диагностика
прогнозируемых
результатов
производится
в
соответствии с критериями к устному опросу, тестированию и решению
ситуационных задач.
Критерии оценивания, применяемые при контроле усвоения
материала
Форма контроля
устный опрос

Критерии оценивания
Оценкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ,
который показывает прочные знания основных
вопросов изучаемого материала, отличается
глубиной и полнотой раскрытия темы; владение
терминологическим аппаратом; умение объяснять
сущность явлений, процессов, событий, делать
выводы и обобщения, давать аргументированные
ответы, приводить примеры; свободное владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа.
Оценкой
"ХОРОШО"
оценивается
ответ,
обнаруживающий прочные знания основных
вопросов изучаемого материла, отличается
глубиной и полнотой раскрытия темы; владение
терминологическим аппаратом; умение объяснять
сущность явлений, процессов, событий, делать
выводы и обобщения, давать аргументированные
ответы, приводить примеры; свободное владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа. Однако допускается
одна - две неточности в ответе.
Оценкой
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
оценивается
ответ,
свидетельствующий
в
основном о знании изучаемого материала,
отличающийся
недостаточной
глубиной
и
полнотой раскрытия темы; знанием основных
вопросов теории; слабо сформированными
навыками
анализа
явлений,
процессов,

тестирование

решение
ситуационных
задач

недостаточным
умением
давать
аргументированные ответы и приводить примеры;
недостаточно
свободным
владением
монологической
речью,
логичностью
и
последовательностью
ответа.
Допускается
несколько ошибок в содержании ответа.
Оценкой
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
оценивается ответ, обнаруживающий незнание
изучаемого материла, отличающийся неглубоким
раскрытием темы; незнанием основных вопросов
теории, несформированными навыками анализа
явлений,
процессов;
неумением
давать
аргументированные ответы, слабым владением
монологической речью, отсутствием логичности и
последовательности.
Допускаются
серьезные
ошибки в содержании ответа.
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется при условии
90-100% правильных ответов
Оценка «ХОРОШО» выставляется при условии
80-89% правильных ответов
Оценка
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
выставляется при условии 70-79% правильных
ответов
Оценка
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
выставляется при условии 69% и меньше
правильных ответов.
Оценка
«ОТЛИЧНО»
выставляется
если
обучающимся дан правильный ответ на вопрос
задачи. Объяснение хода ее решения подробное,
последовательное, грамотное, с теоретическими
обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с
необходимым схематическими изображениями и
демонстрациями
практических
умений,
с
правильным
и
свободным
владением
терминологией; ответы на дополнительные
вопросы верные, четкие.
Оценка
«ХОРОШО»
выставляется
если
обучающимся дан правильный ответ на вопрос
задачи. Объяснение хода ее решения подробное,
но недостаточно логичное, с единичными
ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в
теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного
материала), в схематических изображениях и
демонстрациях практических действий, ответы на

дополнительные вопросы верные, но недостаточно
четкие.
Оценка
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
выставляется если обучающимся дан правильный
ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее
решения
недостаточно
полное,
непоследовательное,
с
ошибками,
слабым
теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным
материалом), со значительными затруднениями и
ошибками в схематических изображениях и
демонстрацией практических умений, ответы на
дополнительные вопросы недостаточно четкие, с
ошибками в деталях.
Оценка
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
выставляется если обучающимся дан правильный
ответ на вопрос задачи. Объяснение хода ее
решения дано неполное, непоследовательное, с
грубыми
ошибками,
без
теоретического
обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без
умения
схематических
изображений
и
демонстраций практических умений или с
большим количеством ошибок, ответы на
дополнительные вопросы неправильные или
отсутствуют.

7. Методические материалы
Литература для педагога:
1.
Березнева В.И. Электротравма, электрические ожоги и их лечение. Л.:
Медицина, 1990.
2.
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учебное пособие: 8 – 10 кл.,
М.: АСТ: Астрель, 2005.
3.
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.
«Просвещение» 1995г
4.
Завьялов В.Н., М.И.Гоголев. В.С.Мордвинов «Медико-санитарная
подготовка учащихся» М.: Просвещение, 1986г.
5.
Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.
«просвещение» 1991 г.
6.
Михайлович Ю.Д. Болевой синдром. Л.: Медицина, 1990.
7.
Сергеев Ф.С. Занимательная физиология. М.: Молодая гвардия, 1990.
8.
Сорокина Т.С. История медицины. М., 1992.
9.
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001 г
Электронные ресурсы:
10. Министерство здравоохранения РФ - http://www.minzdrav-rf.ru
11. Сайт для учителей. Презентации по основам медицинских знаний и
правил
оказания
первой
помощи
https://kopilkaurokov.ru/obzh/presentacii/osnovy-mieditsinskikh-znanii-i-pravilaokazaniia-piervoi-pomoshchi
12. Проект «Инфоурок» - ведущий образовательный портал России,
который
создан
специально
для
учителей
https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-obzh-542469.html

Приложение 1
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА-КОНКУРС "СКОРАЯ ПОМОЩЬ"

Цели:
– закрепить и расширить знания учащихся по биологии;
– закрепить знания по правилам оказания первой медицинской помощи;
– развивать наблюдательность, сообразительность, умение работать в
коллективе;
– психологическая подготовка учащихся к оказанию первой помощи
пострадавшим;
– привлечение внимания учащихся к необходимости ведения здорового
образа жизни.
В конкурсной программе участвуют заранее сформированные команды по 6
человек.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, вы знаете, как важно уметь оказывать первую помощь
пострадавшим, например, в дорожно-транспортных происшествиях. А
сможете ли вы ее оказать? Сейчас мы это проверим.
Каждая команда получает “Путевой лист”, где будут выставлять баллы,
заработанные на “станциях”. Баллы выставляют организаторы “станции”. На
пребывание на одной станции отводится 10–15 минут.
1-я Станция. “Теоретический экзамен”.
Каждой команде раздаются тесты. Команды отвечают письменно, выбирают
один правильный ответ в каждом вопросе.
1. Каковы признаки открытого перелома конечности?
А) сильная боль, припухлость мягких тканей, деформация конечности;
Б) сильная боль, деформация конечности, нарушение кожного покрова;
В) синяки и ссадины на коже.
2. Какова первая помощь при открытом переломе?
А) концы сломанных костей совместить, наложить шину;
Б) убрать осколки костей и наложить на рану пузырь со льдом;
В) наложить на рану стерильную повязку, остановить кровотечение (если это
необходимо) и аккуратно наложить шину.
3. Какое кровотечение наименее опасно?
А) венозное;
Б) капиллярное;
В) артериальное;
Г) внутреннее.

4. Правильный способ остановки венозного кровотечения – это …
А) жгут или сильное сгибание конечности;
Б) давящая повязка.
5. Чем характеризуется артериальное кровотечение?
А) кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей, темно-красного
цвета;
Б) кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся
пятном;
В) кровь вытекает пульсирующей струей ярко-алого цвета.
6. Нарушение целостности кожи в результате травмы – это …
А) рана;
Б) перелом;
В) ушиб.
7. Как оказать помощь при ушибе конечности?
А) место ушиба хорошо прогреть;
Б) на конечность наложить шину, туго забинтовать;
В) к месту ушиба приложить лёд, сделать тугую повязку.
8. Как оказать помощь пострадавшему при обмороке?
А) положить пострадавшего на спину, под голову – валик из одежды, дать
понюхать нашатырный спирт;
Б) положить пострадавшего на спину, приподнять ноги, расстегнуть тесную
одежду, дать понюхать нашатырный спирт.
9. Пострадавший находится без сознания, дыхание и пульс отсутствует.
Ваши действия?
А) звать скорую помощь и ждать ее прибытия;
Б) вызвать скорую помощь, делать искусственное дыхание и непрямой
массаж сердца;
В) положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку.
10. Каковы признаки закрытого перелома конечностей
А) кровоподтек (синяк), припухлость, болезненность;
Б) сильная боль не позволяет двигать конечностью, которая сильно
искривлена, быстро нарастает опухоль;
В) конечность искривлена, повреждены кожные покровы, видны осколки
костей.
11. Как наложить шину при переломе голени?
А) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от
стопы до колена и прибинтовать их;
Б) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от
стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и
голеностопный сустав.

12. Как нужно начинать бинтовать грудную клетку при ее ранении?
А) на выдохе, с нижних отделов грудной клетки;
Б) на вдохе, с середины грудной клетки;
В) на выдохе, от подмышечных впадин.
13. Для чего применяется 10-процентный водный раствор аммиака из
аптечки?
А) для промывания ран;
Б) для вдыхания при обмороке;
В) для наложения согревающего компресса.
2-я Станция. “Найди пару”.
Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс на знание аптечки первой помощи.
Вам необходимо сопоставить название лечебного средства из аптечки с
описанием его применения. Раздаточный материал.
1. Анальгин.
2. Парацетамол.
3. Аммиак.
4. Валидол.
5. Уголь активированный.
6. Раствор йода 5%.
7. Охлаждающий пакет – контейнер.
8. Жгут.
9. Перекись водорода.

1. Используется для обработки мелких
ран и ссадин.
2. Применяется при отравлении.
3. Применяется при боле в сердце.
4. Применяется наружно при обмороке.
5. Применяется при локальных ушибах,
вывихах
6. Применяется в качестве
жаропонижающего средства.
7. Применяется при кровотечении для
наложения выше раны.
8. Применяется внутрь как
обезболивающее средство при ушибах,
переломах, вывихах, головной боли.

Ведущий: (берёт телефон): “Алло! Алло! Чрезвычайное происшествие?
Ситуация из ряда вон выходящая! Требуется самая срочная медицинская
помощь. Все понятно. Отправляем команды”. Обращается к командам:
“Понадобилась ваша помощь”.
3-я Станция. “Неотложка”.
Задание: поставить диагноз, оказать помощь, прокомментировать свои
действия.
Карточка № 1.
При падении человек инстинктивно выставил вперед руку, после чего
появились следующие симптомы: нарастающая боль в травмированной
конечности, отечность, изменение конфигурации больной конечности,
невозможность движения больной конечностью. Поставить диагноз. Оказать
первую помощь.

Карточка № 2.
У пострадавшего рана затылка и вывих нижней челюсти. Кровотечение
незначительное. Оказать первую помощь. Перечислить симптомы вывиха.
Карточка № 3.
В результате автомобильной аварии у пострадавшего чуть ниже локтевого
сустава – рана, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета.
Пострадавший в обморочном состоянии. Поставить диагноз. Оказать первую
помощь.
4-я Станция. “Кто нас лечит?”
Ой болит все – и руки, и ноги.
Головная боль не проходит!
Не лежится мне, не сидится…
Ну, к какому врачу обратиться?
Задание: определить по названиям, что лечит врач.
Гастроэнтеролог.
Окулист.
Кардиолог.
Диетолог.
Педиатр.
Эндокринолог.
Пульмонолог.
Инфекционист.
Дерматолог.
Уролог.
5-я Станция. “Волшебные лечебные травы”.
На свете много трав растет полезных
И все из вас должны их четко знать:
Какая может справиться с болезнью,
Какая может зуба боль унять.
Задание: разгадать кроссворд “Зеленая аптека”.

1

Эта ягода – вкусное лакомство; листья её могут заменить чай, а
сама ягода применяется в косметических целях.

2

Соком этого овоща промывают нос при насморке.

3

Ягоды этого растения, а также варенье из них используют в
качестве жаропонижающего средства.

4

Это дерево – настоящий зелёный целитель: в медицине применяют
его листья, почки, кору, сок.

5

Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа.

6

"Кошачья трава": применяется как успокаивающее и
противовоспалительное средство.

7

Лекарственное растение с освежающим вкусом; его добавляют в
чай, применяют как успокаивающее средство.

8

Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах,
выпадении волос; а ранней весной её можно использовать в пищу.

9

Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из
них готовят настои и сиропы.

Научное название этого ядовитого растения происходит от
греческого слова "ласточка", а само название говорит о его
10 применении.
11 Настоящий витаминный чемпион среди овощей.
Латинское название этого растения – allium сера; оно улучшает
аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения
12 гнойничковых заболеваний кожи.
По ней принято гадать о любви, а её цветы применяют в лечебных
целях в качестве успокаивающего, противовоспалительного и
13 дезинфицирующего средства.
Ответы: 1 Земляника, 2 Свекла, 3 Малина, 4 Берёза, 5 Чеснок, 6 Валериана, 7
Мята, 8 Крапива, 9 Шиповник, 10 Чистотел, 11 Перец, 12 Лук, 13 Ромашка
Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие ребята, подытожив все ваши ответы в течение всей
программы, заявляю уверенно: каждый из вас помощь ближнему окажет,
бесспорно!
Так и бывает в жизни: сегодня вы помогли кому-то, а завтра вам потребуется
чья-то помощь, и вам обязательно помогут.
Будьте мужественны, сострадательны и участливы к чужой беде.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».