МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕРЕЗОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30» Рассмотрено: на педагогическом совете 30.08.2024 года протокол № 1 Утверждаю: Директор школы ______________Григорьев Ю.И. Приказ № 57 от 30.08.2024 года Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» для обучающихся 8-9 классов п. Сарапулка 2024 г. 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2018 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения данного предмета. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебнометодического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. «Черчение»: Учебник для 9 класса – М.: ДРОФА: Астрель, 2018 г. Программа рассчитана на учащихся общеобразовательных школ. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в 2 повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образнопространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах (строительные, архитектурные, инженерные и др.) для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Программа рассчитана на два года обучения, 68 учебных часов: по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса на начало обучения. Учащиеся должны знать: ✓ приемы работы с чертежными инструментами; ✓ простейшие геометрические построения; ✓ приемы построения сопряжений; ✓ основные сведения о шрифте; ✓ правила выполнения чертежей; 3 ✓ основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; ✓ принципы построения наглядных изображений. Учащиеся должны уметь: ✓ анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; ✓ осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; ✓ читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; ✓ анализировать графический состав изображений; ✓ выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; ✓ читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; ✓ проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; ✓ приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса на начало обучения. Учащиеся должны знать: ✓ основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов; ✓ основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах; ✓ условные обозначения материалов на чертежах; ✓ основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства); ✓ условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; ✓ особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных; ✓ особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; ✓ основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах; ✓ место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»). 4 Учащиеся должны уметь: ✓ правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы; ✓ выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей; ✓ выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений; ✓ читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей; ✓ ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов; ✓ читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы; ✓ читать несложные архитектурно-строительные чертежи; ✓ пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; ✓ выражать средствами графики идеи, намерения, проекты; ✓ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные образовательные результаты Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами организации труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 5 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные результаты Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе; планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Предметные результаты Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - 6 приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; развитие визуально – пространственного мышления; рациональное использование чертежных инструментов; освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности. - Требования к знаниям Учащиеся 8 класса должны знать: • правила оформления и выполнения чертежей (один, два и три вида), эскизов, аксонометрических проекций и технических рисунков; • правила нанесения размеров; • общие сведения о способах проецирования; • как выполнять геометрические построения (деление окружности на части, сопряжения); • порядок чтения чертежей; • последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов и средств инженерной компьютерной графики. Требования к умениям К концу года учащиеся 8 класса должны уметь: • выполнять чертеж с необходимым количеством видов, эскизы, аксонометрические • проекции, технические рисунки, местные виды; • правильно выбирать главные изображения и количество изображений; • правильно наносить размеры; • уметь выполнять различные геометрические построения; читать чертежи; • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой и учебником; • применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов; Требования к компетенциям 7 • иметь представление о форме предметов, знать геометрические способы образования и преобразования формы, уметь анализировать форму; • иметь представление о методах проецирования, знать метод прямоугольного • проецирования и способы построения чертежа, уметь выполнять и читать чертежи; • иметь представление о чертежах различного назначения, знать графические изображения (виды); • знать некоторые правила оформления графической документации, уметь их использовать на практике; • уметь преобразовывать форму, выполнять модели из некоторых материалов; • уметь выполнять геометрические построения. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Учащиеся должны знать: • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов; • условные обозначения материалов на чертежах; • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства); • условности изображения и обозначения резьбы; • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных; • правила оформления сборочного чертежа; • некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах; • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»). Учащиеся должны уметь: • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы; • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей; • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей; • читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей, состоящих из трех – шести деталей; • анализировать форму детали по сборочному чертежу; • читать несложные архитектурно-строительные чертежи; • пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной 8 • литературой, учебником учебными пособиями; • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ; • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты. Формы контроля на занятиях по черчению могут быть следующими: • наблюдение за учащимся в процессе работы; • устный или письменный опрос; • оценка графических работ, выполнения заданий в рабочих тетрадях; • решение задач; • практическая работа учащихся (моделирование, конструирование и т. п.) и др; тестирование по тестам. № 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЧЕРЧЕНИЕ Основные разделы Кол-во теория практика часов 1 Введение 2 5 Правила оформления чертежей. Способы проецирования. Чтение и выполнение чертежей. Обобщение знаний. 6 Повторение 7 8 Сечения и разрезы. Определение необходимого и достаточного количества изображений. Сборочные чертежи. Чтение строительных чертежей. Обобщение знаний. ИТОГО 3 4 9 10 11 8 класс 1 1 0 6 4 2 11 15 9 8 2 7 1 0 1 1 0 14 4 9 2 5 2 11 2 7 1 4 1 2 68 1 44 1 24 1 9 класс 9 8 класс (34 ч, по 1 ч. в неделю) ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.) Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч.) Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей). СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (11 ч.) Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.) Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы 10 предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Урок обобщения знаний. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (1ч.) Повторение и обобщение полученных знаний в течение учебного года через решение конструкторских и занимательных задач. 9 класс (34 ч., по 1ч. в неделю) ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.) Обобщение сведений о способах проецирования. Повторение материала по темам: «Правила оформления и построения чертежей. Способы проецирования» и «Аксонометрические проекции». СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (14 ч.) Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЙ (4 ч.) Условности и упрощения на чертежах. Чтение чертежей. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (11 ч.) Чертежи типовых соединений деталей. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической 11 резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (2 ч.) Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Контрольная работа. Урок обобщения знаний – защита проектов «Разновидности графических изображений». 4. ЛИТЕРАТУРА 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год. 2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. 3. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 4. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель 5. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей Учебно–методический комплект: 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год. 2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 3. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ». 4. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва, «ВАКО». 2011 год. 12 Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.-М.: Просвещение, 5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение Материально-технические и информационно-технические ресурсы: Пособия к уроку (модели, таблицы) Мультимедийные презентации по темам 6. Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения. - Готовальня школьная или циркуль. - Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900. - Транспортир. - Линейка. - Карандаши простые марки Т, ТМ, М. - Ластик - Тетрадь в клетку на 96 листов. - Бумага для черчения формата А4 (папка). 13 Приложение 1 Тематическое планирование по черчению 8 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) Название раздела Темы раздела Количество Формы занятий Формы проверки часов на результатов изучение 1 Рассказ, беседа, Устный опрос практическая работа Введение (1 час) Введение. Инструменты, принадлежности. Приемы работы чертежными инструментами. Правила оформления чертежей (6 часов) Понятие о стандартах ЕСКД. Формат, рамка, основная надпись. 1 Рассказ, беседа Устный опрос Линии чертежа. Типы и толщина. Назначение линий. Графическая работа №1 «Линии чертежа». 1 Рассказ, беседа, практическая работа Графическая работа Устный опрос Ознакомление с чертежным шрифтом. 1 Рассказ, беседа, практическая работа 1 Практическая работа Тест Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Метод проекций в черчении. Виды проецирования. 1 Рассказ, беседа, практическая работа Устный опрос Прямоугольное проецирование на 3 плоскости проекций. Расположение видов на чертеже и их названия. 1 Беседа, практическая работа Устный опрос, проверка рабочих тетрадей Аксонометрические проекции и их построение. 1 Практическая работа Тест Нанесение размеров. обозначение масштаба. Способы проецирования (11 часов) Применение и 1 Тест, проверка выполнения графической работы на формате А4 Проверка рабочих тетрадей 1 1 Практическая работа Проверка выполнения моделей из картона и проволоки 1 Беседа, практическая работа Устный опрос Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. 1 Беседа, практическая работа Проверка выполнения моделей геометрических тел из бумаги 1 Рассказ, беседа, практическая работа Проверка выполнения моделей геометрических тел из бумаги, тест Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 1 Беседа, практическая работа Устный опрос, проверка рабочих тетрадей Чертеж группы геометрических тел. 1 практическая работа Проецирование вершин, ребер, граней предмета, точек на гранях. 1 Рассказ, беседа, практическая работа проверка рабочих тетрадей Тест Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Порядок построения изображений на чертежах. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка выполнения тренировочных упражнений Графическая работа №5 «Построение третьей проекции по двум заданным». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». Аксонометрические плоскогранных предметов. Чтение и выполнение чертежей (15 часов) проекции 2 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Вырезы на геометрических телах. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка выполнения тренировочных упражнений Геометрические построения. Деление окружности на равные части. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка тетрадей Сопряжения. Сопряжение окружностей. 1 Беседа, практическая работа Сопряжение окружностей. 1 Беседа, практическая работа Графическая работа №6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения». 1 Графическая работа Проверка выполнения тренировочных упражнений Проверка выполнения тренировочных упражнений Проверка выполнения графической работы на формате А4 Чертежи разверток геометрических тел. 1 Практическая работа Порядок чтения чертежей деталей. 1 Графическая работа №7 «Устное чтение чертежей. Выполнение занимательных задач». 1 Беседа, практическая Проверка выполнения работа тренировочных упражнений, проверка рабочих тетрадей Графическая работа Проверка выполнения графической работы Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы». 1 Графическая работа рабочих Проверка выполнения моделей геометрических тел из бумаги Проверка графической формате А4 выполнения работы на 3 Обобщение знаний (1 час) ИТОГО Выполнение эскизов деталей. 1 Рассказ, беседа, практическая работа Проверка выполнения тренировочных упражнений, проверка рабочих тетрадей Графическая работа с Проверка выполнения моделями графической работы на формате А4 Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали». 1 Графическая работа №10 «Выполнение эскизов детали с включением элементов конструирования». 1 Практическая работа с конструктором ЛЕГО Проверка выполнения авторских моделей и чертежей Графическая работа №11 (контрольная, итоговая) «Выполнение чертежа предмета». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Итоговый урок. 1 Турнир знатоков Решение конструкторских и занимательных задач 34 4 Приложение 2 Тематическое планирование 9 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) Название раздела Повторение (1 час) Сечения и разрезы (14 часов) Темы раздела Обобщение знаний о правилах оформления чертежей, способах проецирования, приемах построения и чтения чертежей. Количество часов 1 Формы занятий Формы проверки результатов Беседа, выполнение упражнений Решение задач (устно и графически) Понятие о сечении. Назначение сечений. 1 Лекция Проверка выполнения тренировочных упражнений Правила выполнения и обозначения сечений. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Сечения наложенные и вынесенные. Обозначение сечений на чертежах. 1 Проверка рабочих тетрадей Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений». 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Графическая работа Назначение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Правила выполнения разрезов. 1 Беседа, выполнение упражнений Решение задач (устно и графически) Проверка выполнения графической работы на формате А4 5 Определение необходимого и Простые разрезы. Обозначение разрезов. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Разрезы фронтальные, горизонтальные, профильные. Местные разрезы. 1 Соединение части вида с частью разреза. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Рассказ, выполнение упражнений Закрепление знаний о разрезах. 1 Семинар Индивидуальное собеседование, проверка решения задач Графическая работа № 13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Особые случаи разрезов. 1 Лекция Тест Применение разрезов в аксонометрических проекциях. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Применение разрезов в аксонометрических проекциях. 1 Проверка рабочих тетрадей Графическая работа № 14 «Чертеж детали с применением разреза». 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Графическая работа Выбор количества изображений и главного вида. 1 Семинар Проверка рабочих тетрадей Проверка выполнения тренировочных упражнений Проверка выполнения графической работы на формате А4 Проверка выполнения тренировочных упражнений 6 достаточного количества изображений (4 часа) Сборочные чертежи (11 часов) Условности и упрощения на чертежах. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Практическая работа №15 «Чтение чертежей». 1 Практическая работа Индивидуальное собеседование Графическая работа № 16 «Эскиз с натуры». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Общие сведения о соединениях деталей. 1 Лекция Проверка выполнения тренировочных упражнений Изображение и обозначение резьбы. Справочные материалы. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Решение задач (устно и графически) Чертежи болтовых соединений. Чертежи шпилечных соединений 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. 1 Семинар Проверка выполнения тренировочных упражнений Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация. 1 Рассказ Контрольные вопросы Разрезы и размеры на сборочных чертежах. 1 Беседа, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей 7 Условности и упрощения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Практическая работа № 18 «Чтение сборочных чертежей». 1 Беседа, практическая работа Проверка выполнения практической работы Понятие о деталировании. 1 Лекция, решение тренировочных упражнений Проверка рабочих тетрадей Графическая работа № 19 «Деталирование». 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Решение творческих задач с элементами конструирования. Практическая работа № 20. 1 Практическая работа Индивидуальное собеседование Чтение строительных чертежей (2 часа) Особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. 1 Лекция, беседа Проверка выполнения тренировочных упражнений Порядок чтения строительных чертежей. Практическая работа № 21 «Чтение строительных чертежей». 1 Практическая работа Тест Обобщение знаний (2 часа) Графическая работа № 22 (контрольная, итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы» 1 Графическая работа Проверка выполнения графической работы на формате А4 Обзор разновидностей графических изображений. 1 Конкурс проектных работ Защита проектов. ИТОГО 34 8 Приложение 3 Оценка знаний и умений учащихся по черчению. Нормы оценок при устной проверке знаний. Оценка 5 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка 4 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает; б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; б) ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности; Оценка 2 ставится, если ученик: а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее 9 важной части материала; б) ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. Нормы оценок при выполнении графических и практических работ. Оценка 5 ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка 4 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь; б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом; в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений; Оценка 3 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя. Оценка 2 ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь; б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки. 10