МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕРЕЗОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
Рассмотрено:
на педагогическом совете
30.08.2024 года протокол № 1
Утверждаю:
Директор школы
______________Григорьев Ю.И.
Приказ № 57 от 30.08.2024 года
Рабочая программа по учебному предмету
«Черчение»
для обучающихся 8-9 классов
п. Сарапулка 2024 г.
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение»,
авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М.
Селиверстов.- М.: Просвещение, 2018 г. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения данного предмета.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием
учебнометодического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,
Вышнепольский И.С. «Черчение»: Учебник для 9 класса – М.: ДРОФА: Астрель,
2018 г. Программа рассчитана на учащихся общеобразовательных школ.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам
овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое
значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает
школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и
технологии современного производства; содействует развитию технического
мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия
черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует
разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического
мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений. Задачу развития
познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул
активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий
учителю
сделать
процесс
обучения
интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с
основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли
чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения
с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в
2
повышении требовательности к качеству графических работ школьников на
уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу
обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной
работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих
проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в
области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии,
технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами
компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового
общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую,
эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную
роль
в
обучении
учащихся
ОУ
играет
развитие
образнопространственного мышления, которое формируется главным образом
именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно
его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих
способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала
школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка
кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует
ряд факультетов в ВУЗах (строительные, архитектурные, инженерные и др.) для
освоения графических дисциплин которых должна предшествовать
первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в
области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе
высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее
освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал
конструкторских решений.
Программа рассчитана на два года обучения, 68 учебных часов: по 1 часу в
неделю, 34 часа в год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса на
начало обучения.
Учащиеся должны знать:
✓ приемы работы с чертежными инструментами;
✓ простейшие геометрические построения;
✓ приемы построения сопряжений;
✓ основные сведения о шрифте;
✓ правила выполнения чертежей;
3
✓ основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
✓ принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
✓ анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре
и простейшим разверткам;
✓ осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
✓ читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
✓ анализировать графический состав изображений;
✓ выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном
чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
✓ читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции,
технические рисунки и наброски;
✓ проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
✓ приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса на
начало обучения.
Учащиеся должны знать:
✓ основные правила построения линий пересечения простейших геометрических
образов;
✓ основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов
на комплексных чертежах;
✓ условные обозначения материалов на чертежах;
✓ основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
✓ условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
✓ особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и
способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
✓ особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
✓ основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
✓ место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути
«от идеи – до изделия»).
4
Учащиеся должны уметь:
✓ правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество
изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели,
детали, простейшей сборочной единицы;
✓ выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;
✓ выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;
✓ читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из
трех – шести деталей;
✓ ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов
и других объектов;
✓ читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
✓ читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
✓ пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
✓ выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
✓ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием
(в том числе с элементами конструирования).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
5
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе подготовки школьников в области черчения:
определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых
задач в учебе;
планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
-
6
приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических,
динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного
назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных
умений преобразования формы предметов, изменения их положения и
ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
-
Требования к знаниям
Учащиеся 8 класса должны знать:
• правила оформления и выполнения чертежей (один, два и три вида), эскизов,
аксонометрических проекций и технических рисунков;
• правила нанесения размеров;
• общие сведения о способах проецирования;
• как выполнять геометрические построения (деление окружности на части,
сопряжения);
• порядок чтения чертежей;
• последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов
и средств инженерной компьютерной графики.
Требования к умениям
К концу года учащиеся 8 класса должны уметь:
• выполнять чертеж с необходимым количеством видов, эскизы,
аксонометрические
• проекции, технические рисунки, местные виды;
• правильно выбирать главные изображения и количество изображений;
• правильно наносить размеры;
• уметь выполнять различные геометрические построения;
читать чертежи;
• пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой
и учебником;
• применять
полученные
знания
при
выполнении
конструктивных
преобразований несложных объектов;
Требования к компетенциям
7
• иметь представление о форме предметов, знать геометрические способы
образования и преобразования формы, уметь анализировать форму;
• иметь представление о методах проецирования, знать метод прямоугольного
• проецирования и способы построения чертежа, уметь выполнять и читать
чертежи;
• иметь представление о чертежах различного назначения, знать графические
изображения (виды);
• знать некоторые правила оформления графической документации, уметь их
использовать на практике;
• уметь преобразовывать форму, выполнять модели из некоторых материалов;
• уметь выполнять геометрические построения.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
• основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов;
• условные обозначения материалов на чертежах;
• основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
• условности изображения и обозначения резьбы;
• особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и
способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
• правила оформления сборочного чертежа;
• некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах;
• особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
• место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути
«от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
• правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество
изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели,
детали, простейшей сборочной единицы;
• выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;
• выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
• читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей, состоящих
из трех – шести деталей;
• анализировать форму детали по сборочному чертежу;
• читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
• пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной
8
• литературой, учебником учебными пособиями;
• применять полученные знания при выполнении графических и практических
работ;
• выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
Формы контроля на занятиях по черчению могут быть следующими:
• наблюдение за учащимся в процессе работы;
• устный или письменный опрос;
• оценка графических работ, выполнения заданий в рабочих тетрадях;
• решение задач;
• практическая работа учащихся (моделирование, конструирование и т. п.) и др;
тестирование по тестам.
№
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЧЕРЧЕНИЕ
Основные разделы
Кол-во
теория
практика
часов
1
Введение
2
5
Правила оформления
чертежей.
Способы проецирования.
Чтение и выполнение
чертежей.
Обобщение знаний.
6
Повторение
7
8
Сечения и разрезы.
Определение
необходимого и
достаточного количества
изображений.
Сборочные чертежи.
Чтение строительных
чертежей.
Обобщение знаний.
ИТОГО
3
4
9
10
11
8 класс
1
1
0
6
4
2
11
15
9
8
2
7
1
0
1
1
0
14
4
9
2
5
2
11
2
7
1
4
1
2
68
1
44
1
24
1
9 класс
9
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности
и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы
инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении
размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и
радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных
чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы,
цифры и знаки на чертежах.
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и
окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление
окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (11 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о
местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная
диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей,
показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и
объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о
техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее
построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры,
конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы
10
предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых
тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на
равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе
творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на
чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих
условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Урок обобщения
знаний.
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (1ч.)
Повторение и обобщение полученных знаний в течение учебного года через
решение конструкторских и занимательных задач.
9 класс
(34 ч., по 1ч. в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)
Обобщение сведений о способах проецирования. Повторение материала по темам:
«Правила оформления и построения чертежей. Способы проецирования» и
«Аксонометрические проекции».
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (14 ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение
сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений
предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение
разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый
и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА
ИЗОБРАЖЕНИЙ (4 ч.)
Условности и упрощения на чертежах. Чтение чертежей.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (11 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей. Выбор количества изображений и главного
изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями
изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической
11
резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и
справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных
соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных
чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в
процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений
смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей.
Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с
элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (2 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы.
Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и
оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных
строительных чертежей. Работа со справочником. Контрольная работа. Урок
обобщения знаний – защита проектов «Разновидности графических изображений».
4. ЛИТЕРАТУРА
1.
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский.
Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.
2.
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику
А.Д.
3.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С.
/Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век
4.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.
С.В. Титов.-Волгоград: Учитель
5.
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей
Учебно–методический комплект:
1.
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский.
Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.
2.
Преображенская
Н.Г.
Черчение:
Учебник
для
учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф,
3.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ».
4.
Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное
издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.
12
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой
В.В.-М.: Просвещение,
5.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение
Материально-технические и информационно-технические ресурсы:
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Мультимедийные презентации по темам
6.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку на 96 листов. - Бумага для черчения формата А4 (папка).
13
Приложение 1
Тематическое планирование по черчению 8 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
Название раздела
Темы раздела
Количество
Формы занятий
Формы проверки
часов на
результатов
изучение
1
Рассказ,
беседа, Устный опрос
практическая работа
Введение (1 час)
Введение. Инструменты, принадлежности.
Приемы работы чертежными
инструментами.
Правила оформления
чертежей (6 часов)
Понятие о стандартах ЕСКД.
Формат, рамка, основная надпись.
1
Рассказ, беседа
Устный опрос
Линии чертежа. Типы и толщина.
Назначение линий.
Графическая работа №1 «Линии чертежа».
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
Графическая работа
Устный опрос
Ознакомление с чертежным шрифтом.
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
1
Практическая работа
Тест
Графическая работа №2 «Чертеж плоской
детали».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Метод проекций в черчении. Виды
проецирования.
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
Устный опрос
Прямоугольное проецирование на 3
плоскости проекций. Расположение видов
на чертеже и их названия.
1
Беседа, практическая
работа
Устный опрос, проверка
рабочих тетрадей
Аксонометрические проекции и их
построение.
1
Практическая работа
Тест
Нанесение размеров.
обозначение масштаба.
Способы проецирования
(11 часов)
Применение
и
1
Тест, проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Проверка рабочих тетрадей
1
1
Практическая работа
Проверка
выполнения
моделей из картона и
проволоки
1
Беседа, практическая
работа
Устный опрос
Аксонометрические
проекции
предметов,
имеющих
круглые
поверхности.
Технический рисунок.
1
Беседа, практическая
работа
Проверка выполнения
моделей геометрических
тел из бумаги
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
Проверка выполнения
моделей геометрических
тел из бумаги, тест
Анализ геометрической формы предмета.
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел.
1
Беседа, практическая
работа
Устный опрос, проверка
рабочих тетрадей
Чертеж группы геометрических тел.
1
практическая работа
Проецирование вершин, ребер, граней
предмета, точек на гранях.
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
проверка рабочих
тетрадей
Тест
Графическая работа №4 «Чертежи и
аксонометрические
проекции
предметов».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Порядок построения изображений на
чертежах.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка выполнения
тренировочных
упражнений
Графическая работа №5 «Построение
третьей проекции по двум заданным».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Графическая работа №3
«Моделирование по чертежу».
Аксонометрические
плоскогранных предметов.
Чтение и выполнение
чертежей (15 часов)
проекции
2
Нанесение размеров с учетом формы
предмета. Вырезы на геометрических
телах.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка выполнения
тренировочных
упражнений
Геометрические построения. Деление
окружности на равные части.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка
тетрадей
Сопряжения. Сопряжение окружностей.
1
Беседа, практическая
работа
Сопряжение окружностей.
1
Беседа, практическая
работа
Графическая работа №6 «По наглядному
изображению детали выполнить чертеж,
содержащий сопряжения».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
тренировочных
упражнений
Проверка выполнения
тренировочных
упражнений
Проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Чертежи разверток геометрических тел.
1
Практическая работа
Порядок чтения чертежей деталей.
1
Графическая работа №7 «Устное чтение
чертежей. Выполнение занимательных
задач».
1
Беседа, практическая Проверка выполнения
работа
тренировочных
упражнений, проверка
рабочих тетрадей
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы
Графическая работа №8 «Выполнение
чертежа предмета в трех видах с
преобразованием его формы».
1
Графическая работа
рабочих
Проверка выполнения
моделей геометрических
тел из бумаги
Проверка
графической
формате А4
выполнения
работы на
3
Обобщение знаний (1 час)
ИТОГО
Выполнение эскизов деталей.
1
Рассказ, беседа,
практическая работа
Проверка выполнения
тренировочных
упражнений, проверка
рабочих тетрадей
Графическая работа с Проверка выполнения
моделями
графической работы на
формате А4
Графическая работа №9 «Эскиз и
технический рисунок детали».
1
Графическая работа №10 «Выполнение
эскизов детали с включением элементов
конструирования».
1
Практическая работа
с конструктором
ЛЕГО
Проверка выполнения
авторских моделей и
чертежей
Графическая работа №11 (контрольная,
итоговая) «Выполнение чертежа
предмета».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на
формате А4
Итоговый урок.
1
Турнир знатоков
Решение конструкторских
и занимательных задач
34
4
Приложение 2
Тематическое планирование 9 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Название
раздела
Повторение
(1 час)
Сечения и
разрезы
(14 часов)
Темы раздела
Обобщение знаний о правилах оформления
чертежей, способах проецирования, приемах
построения и чтения чертежей.
Количество
часов
1
Формы занятий
Формы проверки результатов
Беседа, выполнение
упражнений
Решение задач (устно и
графически)
Понятие о сечении. Назначение сечений.
1
Лекция
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
Правила выполнения и обозначения сечений.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Сечения наложенные и вынесенные.
Обозначение сечений на чертежах.
1
Проверка рабочих тетрадей
Графическая работа №12 «Эскиз детали с
выполнением сечений».
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Графическая работа
Назначение разрезов. Различие между разрезом и
сечением. Правила выполнения разрезов.
1
Беседа, выполнение
упражнений
Решение задач (устно и
графически)
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
5
Определение
необходимого и
Простые разрезы. Обозначение разрезов.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Разрезы фронтальные, горизонтальные,
профильные. Местные разрезы.
1
Соединение части вида с частью разреза.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Рассказ, выполнение
упражнений
Закрепление знаний о разрезах.
1
Семинар
Индивидуальное собеседование,
проверка решения задач
Графическая работа № 13 «Эскиз детали с
выполнением необходимого разреза».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Особые случаи разрезов.
1
Лекция
Тест
Применение разрезов в аксонометрических
проекциях.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Применение разрезов в аксонометрических
проекциях.
1
Проверка рабочих тетрадей
Графическая работа № 14 «Чертеж детали с
применением разреза».
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Графическая работа
Выбор количества изображений и главного вида.
1
Семинар
Проверка рабочих тетрадей
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
6
достаточного
количества
изображений
(4 часа)
Сборочные
чертежи
(11 часов)
Условности и упрощения на чертежах.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Практическая работа №15 «Чтение чертежей».
1
Практическая работа
Индивидуальное собеседование
Графическая работа № 16 «Эскиз с натуры».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Общие сведения о соединениях деталей.
1
Лекция
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
Изображение и обозначение резьбы. Справочные
материалы.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Решение задач (устно и
графически)
Чертежи болтовых соединений. Чертежи
шпилечных соединений
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового
соединения».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
Семинар
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Спецификация.
1
Рассказ
Контрольные вопросы
Разрезы и размеры на сборочных чертежах.
1
Беседа, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
7
Условности и упрощения на сборочных
чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей.
Практическая работа № 18 «Чтение сборочных
чертежей».
1
Беседа, практическая
работа
Проверка выполнения
практической работы
Понятие о деталировании.
1
Лекция, решение
тренировочных
упражнений
Проверка рабочих тетрадей
Графическая работа № 19 «Деталирование».
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Решение творческих задач с элементами
конструирования. Практическая работа № 20.
1
Практическая работа
Индивидуальное собеседование
Чтение
строительных
чертежей
(2 часа)
Особенности
строительных
чертежей.
Условные изображения на строительных
чертежах.
1
Лекция, беседа
Проверка выполнения
тренировочных упражнений
Порядок чтения строительных чертежей.
Практическая работа № 21 «Чтение
строительных чертежей».
1
Практическая работа
Тест
Обобщение
знаний
(2 часа)
Графическая работа № 22 (контрольная,
итоговая) «Выполнение чертежа детали по
чертежу сборочной единицы»
1
Графическая работа
Проверка выполнения
графической работы на формате
А4
Обзор разновидностей графических
изображений.
1
Конкурс проектных работ Защита проектов.
ИТОГО
34
8
Приложение 3
Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму
предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и
условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание
учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в
логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения
терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности
при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей
испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще
пространственного представления; правила изображения и условные
обозначения знает;
б)
дает правильный
ответ
в
определенной
логической
последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки
второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью
учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство,
изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание
вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя
(наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее
9
важной части материала;
б) ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не
может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические
работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные
неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим
затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с
трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки
второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и
устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их
оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой,
выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные
ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не
ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и
систематически допускает существенные ошибки.
10