Вышивка

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО:
директор БМАОУ ООШ № 30
____________Григорьев Ю.И
приказ №75 от 28.08.2025

28.08.2025 Протокол № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВЫШИВКА»

Возраст обучающихся: 1-9 класс
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель: Мазарова А.Г.
педагог дополнительного образования

2025-2026 год
1

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно педагогические условия
Требования к помещению
Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

2

Страницы
3
3
7
8
10
12
13
15
16
20
21
22
24
25
26

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Одним из направлений повышения качества образования является
дополнительное образование детей через предметы эстетического цикла.
Содержание дополнительного образования на уровне начального и основного
общего образования реализуется за счет введения модуля художественной
деятельности, обеспечивающего интеграцию разных видов художественной
деятельности детей, а также создание оптимальных условий для полноценного
развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными возможностями. Художественная деятельность
является неотъемлемой частью эстетического воспитания детей. Дети постигают
не только различные виды практической деятельности по изготовлению различных
изделий, но и открывают прекрасный мир искусства, который несет в себе
многовековые представления о красоте и гармонии. Происходит формирование у
учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной
культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение творческим
языком декоративно-прикладного творчества.
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня,
именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы,
зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Вышивка крестом» (далее Программа) реализуется
в рамках художественной направленности развития обучающихся и направлена на
формирование у детей художественно-творческих навыков, раскрытие и развитие
потенциальных художественных способностей учащихся.
Актуальность программы. Декоративно-прикладное творчество – один из
способов самореализации личности. Вышивка самый распространённый вид
рукоделия, особенно техника «простой крест». Именно она, благодаря своей
простоте, позволяет каждому ребёнку, независимо от художественных
способностей, воплотить на ткани возникшую идею, создать особенный,
неповторимый подарок для родных и близких, выполнить самобытную
уникальную вещь для интерьера. Занятия вышивкой способствуют развитию
мелкой моторики пальцев рук, что положительно сказывается на обучении и
развитии ребенка в целом.
Новизна данной Программы заключается в изучение основ вышивки в технике
«простой крест», освоение знаний по истории вышивки, ознакомление с
различными видами швов, а также знакомство с простейшими способами
3

оформления готовых работ с использованием разных техник декоративноприкладного искусства.
Программа «Вышивка крестом» предусматривает учёт возрастных
особенностей ребёнка, доступность и индивидуальный подход. Поэтапное
освоение учащимися предлагаемого курса дает возможность детям с разным
уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их
способностям и включает в себя более подробное изучение основ вышивки в
технике «простой крест», использование шва «назад иголку» в сочетании со швом
«простой крест» для контурной обшивки вышитых мотивов.
•
•
•
•
•

Классификация программы:
по цели обучения – развивающая творческую одаренность;
по характеру деятельности – практико-ориентированная;
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу действия – учрежденческая, в рамках интеграции
художественной подготовки, обучающихся в системе дополнительного
образования;
по срокам реализации – одногодичная.
Программа реализует следующие принципы обучения:

Принцип культуросообразности основан на понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов на основе общих законов развития природы
и человека.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация
детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и
учащегося, содержанием которого является ознакомление последних с
эстетическими ценностями.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» учащихся в самостоятельное
проектное действие.
Принцип поддержки самоопределения учащихся подразумевает процесс
формирования личностью собственного осмысленного и ответственного
эстетического отношения к действительности.
Принцип личностно-ориентированной направленности обучения и
индивидуализации как синтез воспитывающего и развивающего обучения. В
основе принципа лежит признание личности ребенка высшей социальной
ценностью, то есть принятие его таким, какой он есть.
Принцип сознательности и активности основывается на формировании у
учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или
иного материала, предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое
выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала,
4

активацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к
самостоятельной работе и к творческой инициативе.
Принцип
наглядности
подразумевает
иллюстративность,
наличие
дидактических материалов, так как именно наглядно-образные компоненты
мышления играют исключительно важную роль в жизни человека.
Принцип деятельностного характера обучения. Обучение должно носить
деятельностный (практический) характер, который выражается во внешней и
внутренней активности и подразумевает проявление творческого отношения к виду
деятельности, участие в конкурсах.
Принцип творческого характера обучения. Данный принцип мотивирует
учащихся, обращая их внимание не на отметку, а на качественную оценку своих
знаний, означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип комплексного подхода, позволяющий формировать, развивать и
воспитывать какие-либо качества одновременно, систематически, сочетая их, а не
разделяя.
Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и
учащегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
Принцип
учета
возрастных
особенностей
и
индивидуальных
возможностей учащихся при включении их в разноуровневые виды деятельности.
Принцип системности и последовательности, предполагающий, что знания
и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему,
то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения,
понимания и усвоения.
Принцип сотрудничества и единства требований: отношения с учащимися
строятся на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип систематической рефлексии. Лучший способ обучения –
периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять
затруднения, реагировать на неудачи. Обучение рефлексии позволяет детям
обучаться на своем опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их
учитывают и исправляют.
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы.
Принципы организации образовательной деятельности нацелены на поиск
новых творческих ориентиров и предусматривают самостоятельность учащихся,
развивающий характер обучения, интеграцию и вариативность в применении
различных областей знаний.
При реализации программы применяются разнообразные формы и методы,
которые позволяют выявит способности детей к художественной деятельности,
развить их и научить пользоваться ими в повседневной деятельности.
Методы обучения:
5

➢ репродуктивный (воспроизводящий)
➢ иллюстративный (объяснение, сопровождается демонстрацией наглядного
материала)
➢ проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)
➢ эвристический (проблема ставится самими детьми, им же предлагаются пути
решения проблемы)
➢ исследовательский (овладение учащимися метода научного познания,
самостоятельной творческой работы)
➢ аналитический (анализ процесса изготовления изделия).
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки у
ребенка, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия,
познавательных способностей учащегося.
Нормативные документы

1.
2.

3.

4.

5.

Настоящая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 –
14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций, дополнительного
образования детей»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761–н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства
просвещения Российской Федерации России от 09.11.2018 № 196
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 24
сентября 2015 N 38994)

6

1.2 Цель и задачи программы
Цель:

Организация

свободного

времени,

развитие

художественно-

творческих способностей учащихся в результате изучения вышивки в технике
«простой крест».
Задачи:
- сформировать и развивать творческие способности обучающихся;
-

удовлетворять

индивидуальные

потребности

обучающихся

в

художественно-эстетическом развитии;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечивать трудовое воспитание обучающихся;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
- профессионально ориентировать обучающихся;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализировать и адаптировать обучающихся к жизни в обществе;
- формировать общую культуру обучающихся.

7

1.3 Содержание программы
№
п/п

Название раздела

Недельная
нагрузка
(35 учебных недель)

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3

Введение
Вышитые изделия
Открытка «Осенний
цветок»
Закладка для книги
Игольница
Елочная игрушка
«Новогодняя фантазия»
Картина «Подарок маме»
Открытка «Пасхальное
яйцо»
Прихватка
Итоговое занятие
Всего:

2 часа
в неделю

70

Количество часов
теория практика общее
2
7
1

1
55
4

3
62
5

1
1
1

7
7
7

8
8
8

1
1

13
7

14
8

1
2
11

10
3
59

11
5
70

Раздел 1. Введение (3 ч)
Теоретическая часть: знакомство обучающихся с дополнительной
образовательной программой – разделами, расписанием занятий, требованиям
к занятиям. История возникновения вышивки. Знакомство с материалами и
инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым
направлениям. Инструкции по технике безопасности и охране труда, правилам
поведения в чрезвычайных ситуациях и правилам дорожного движения.
Практическая часть: освоение основных приемов вышивки крестом:
закрепление нити в начале и в конце работы, выполнение стежка «простой
крест», освоение правил размещения рисунка-схемы на ткани-канве, усвоение
ТБ с колюще-режущими инструментами и электронагревательными
приборами.
Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный
Раздел 2. Вышитые изделия (62 ч)
Теоретическая часть: Теория цвета. Основы композиции, гармоничное
сочетание цветов. Техника выполнения работ. Выбор схем.
Практическая часть: изготовление изделий (открытки, закладка,
игольница, елочная игрушка, картина, прихватки): подбор ниток нужного
цвета, выбор канвы, размещение рисунка на канве, выполнение вышивки
рисунка, композиций и орнаментов по готовым схемам, выполнение вышивки,
влажно-тепловая обработка, окончательное оформление готовых изделий
(изготовление, сборка, обрамление)
8

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, диагностический.
Раздел 3. Итоговое занятие (5 ч)
Теоретическая часть: Виртуальная экскурсия в музей вышивки.
Практическая часть: проведение конкурса и праздника с игровой
программой. Итоговая диагностика практических и организационных навыков
и личностных качеств учащихся методом аттестации. Диагностика
образовательных результатов владения терминологией. Итоговая выставка,
анализ своих работ и работ товарищей.
Используемые методы: диагностический, практический.

9

1.4.

Планируемые результаты

Результатом освоения Программы является овладение учащимися
навыков работы в технике «вышивка простым крестом» и создание серии
творческих работ. Проходя курс, предусмотренный Программой, учащиеся
учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмыслять и выполнять работу.
Контроль овладения детьми техникой «вышивка простым крестом»
осуществляется с помощью диагностической программы индивидуального
развития творческих способностей учащихся.

➢
➢
➢

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся познакомятся с:
правилами безопасного обращения с необходимыми для вышивки
инструментами и материалами;
приемами работы с инструментами и материалами, необходимыми для
вышивки;
основами вышивки в технике «простой крест»;
традициями национальной вышивки как элемента русской культуры.
Учащиеся будут выполнять:
декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;
создавать предметы декоративного искусства;
использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорцию, форму, композицию как
средства художественной выразительности в создании образа декоративной
вещи;
учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением,
материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов
декоративно-прикладного искусства;
применять полученные знания на практике;
экономно расходовать материалы;
качественно с технологической точки зрения выполнять изделие.

•
•
•
•
•

По итогам обучения дети
Должны знать:
правила поведения во время занятий;
виды и свойства инструментов и материалов, используемых для вышивки;
основы цветоведения;
теоретические основы работы в технике «простой крест»;
основные дефекты вышивки и причины их возникновения и устранения.

➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢

➢

10

•
•
•
•
•
•
•

Должны уметь:
владеть навыками выполнения шва «простой крест» и «назад иголку»;
применять на практике основы цветоведения;
работать с инструментами и материалами для вышивки (иглой, ножницами,
пяльцами, канвой и нитками);
работать с цветными схемами для вышивки;
самостоятельно выбирать и перерисовывать схему для вышивки, подбирать
цвета ниток, необходимые для работы;
проводить разметку ткани перед началом вышивки;
обрамлять готовые работы.

11

2. Организационно-педагогические условия
В рамках данной Программы учащимся предоставляется возможность
получить дополнительные знания, умения и навыки в области декоративноприкладного творчества в технике «Вышивка простым крестом».
Для успешной реализации Программы предусматривается взаимодействие с
родителями (законными представителями) учащихся.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки учащихся, обеспечивая
эмоциональный комфорт, отдых активный и пассивный, способность формировать
умение занимать себя, что позволяет развитие культурно-досуговой деятельности
детей по интересам.
Основная форма организации образовательной деятельности – творческое
занятие, т.е. работа по выполнению различных изделий и изготовления сувениров.
Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения
вышивки. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять
и закреплять пройденное. Также в обучении используются экскурсии, посещение и
участие в выставках, беседы с демонстрацией готовых работ, игры и викторины.
Условия приема детей в группу кружка «Вышивка крестом»
В группу принимаются мальчики и девочки 6-11 лет, желающие заниматься в
кружке, так как именно в этом возрасте наилучшим образом закладываются
базисные знания по трудовому обучению, вырабатываются умения и навыки по
различным видам декоративно-прикладного творчества. Специальных отборочных
критериев нет, основное условие – стремление самого ребенка к развитию и
самосовершенствованию. Группа формируется в количестве 10-15 человек. При
формировании группы, в состав которой входят дети с ОВЗ, количество детей в
кружке не может превышать 10 человек.
Сроки реализации программы, режим занятий.
Режим занятий детей в группе устанавливается согласно Постановлению
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительность учебного года
35 недель групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа с перерывом в
10 минут, всего 35 занятий за учебный год, объем – 70 часов.
Продолжительность занятий для обучающихся 6-11 лет – 45 минут.

12

2.1. Требования к помещению
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в художественной деятельности. Занятия по дополнительному
образованию проводятся в специально оборудованном кабинете, помещение
проветриваемое и хорошо освещенное.
Рабочее место педагога должно быть оснащено современными техническими
средствами обучения.
Наличие стендов в кабинете позволяет вывешивать полезную информацию
для детей, например, инструктажи по технике безопасности.
Кабинет должен быть оборудован достаточным количеством рабочих столов
и стульев.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или
столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для
здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся
произведена ее цветовая маркировка, которая нанесена на видимую боковую
наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам: меньшие –
ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха парты
размещаются в первом ряду.
Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к классной доске
парты.
Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, будут
рассажены дальше от наружной стены.
В целях профилактики нарушения осанки будет воспитываться правильная
рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании учебного помещения необходимо соблюдать следующие
размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов – не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или
шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
13

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной
доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240;
Наибольшая удаленность последнего места, обучающегося от учебной доски
– 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;
Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной
или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее
300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего
места, обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для
обучающихся основного общего – среднего общего образования и не менее 45
градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
Классная доска (с использованием мела) должна быть изготовлена из
материалов, имеющих высокую агдезию с материалами, используемыми для
письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темнозеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения
мела, тряпки.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана
необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен
повышенной яркости.
В соответствии с СанПин площадь на одного учащегося не менее 4,5 м2

14

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
оборудования и материалов.
№
Наименование
п/п
Мебель
1
Шкаф
2
Стол педагога
3
Стул педагога
4
Стол ученический
5
Стул ученический
Техническое оборудование
1
Компьютер с выходом в интернет
2
Мультимедийный проектор
3
Ноутбук
Учебно-практическое оборудование
1
Ножницы
2
Иглы
3
Нитки «мулине» (набор)
4
Ткань для вышивки «канва» 50x50 см
5
Цветные карандаши (набор)
6
Простые карандаши
7
Пяльца
8
Утюг
9
Гладильная доска
Учебно-методический материал
22 Схемы для вышивки
23 Специализированные журналы по вышивке
24 Специализированные книги по вышивке
25 Демонстрационный материал

15

Количество

1 шт.
1 шт.
1 шт.
10 шт.
20 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
1 шт.
1 шт.

2.3. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности: осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения), исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь
на достижения в области методической, педагогической и психологической наук,
возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод
обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает
их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников,
способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных
интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся,
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации
их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую,
включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события
современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану
жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного
16

процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда
и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога
дополнительного образования
наряду
с
выполнением
обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования,
осуществляет
координацию
деятельности
педагогов
дополнительного
образования, других педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую
помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению
передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их
творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность
детских коллективов, организаций, ассоциаций; методы развития мастерства;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы
убеждения, аргументации, своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми раннего возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правилами внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правилами по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации: В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
17

профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
2. Номенклатура должностей
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические
науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года
обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным
общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4.
К
занятию педагогической деятельностью по
дополнительным
общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию
педагогической
деятельностью
устанавливается
федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
в соответствии с Профессиональным стандартом "Педагога дополнительного
образования детей и взрослых" требования к образованию и обучению:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым
организацией,
18

осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки "Образование и педагогические науки", без предъявления
требований к стажу работы.
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
медицинских
осмотров
(обследований)
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации

19

3. Календарный учебный график
Образовательный процесс
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Периодичность занятий
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Объем часов
месяц

неделя

деятельность

кол-во
занятий

кол-во
часов

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2

1

2

общее количество за месяц
декабрь
1
У
2
У
3
У
4
Д
общее количество за месяц

4
1
1
1
1
4

8
2
2
2
2
8

общее количество за 1 полугодие
общее количество занятий за год
Общее количество часов за год

16
35
70

32

I полугодие
сентябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
октябрь
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
ноябрь
1
У
2
У
3
У
4

У

1 год обучения
1 сентября
35 недель
6 – 11 лет – 45 минут
1 раз в неделю по 2 часа
декабрь
май
31 мая
70
месяц

неделя

деятельность

II полугодие
январь
1
К
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
февраль
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
март
1
У
2
У
3
У
4

У

общее количество за месяц
апрель
1
У
2
У
3
У
4
У
общее количество за месяц
май
1
У
2
У
3
У
4
Д
общее количество за месяц
общее количество за 2 полугодие

У – учебная деятельность
Д – диагностика
К – каникулярное время
20

кол-во
занятий

кол-во
часов

0
1
1
1
3
1
1
1
1
4
1
1
1

0
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2

1

2

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
19

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
38

4. Учебный план программы

№
п/п

Недельная нагрузка
Название программы

(35 учебных недель)

1

«Вышивка крестом»

2 часа
в неделю

Всего:

70

21

Количество часов
теория практика
11

59

70

5. Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной программы «Вышивка крестом»
Тематическое планирование
Месяц

1
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

№
п/п

Тема

2
3
1. Введение (3 ч)
1
Вводное занятие.
История возникновения
вышивки
2
Знакомство с
инструментами и
материалами.
Инструктаж по ТБ
3
Освоение основных
приемов вышивки
крестом.

Форма
организации
занятия
4

Оборудование

5

Беседа,
презентация

Мультимедийный проектор,
экран, ноутбук, образцы работ

Беседа, анкета

Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
нитки «мулине». Инструкции по
технике безопасности

Беседа,
практическая
работа

Мультимедийный проектор,
экран
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
нитки «мулине», пошаговые
инструкции.

2. Вышитые изделия (62 ч)
2.1 Открытка «Осенний цветок» (5 ч)
4-7
Вышивка открытки
Беседа,
«Осенний цветок»
практическая
работа
8
Оформление открытки. Беседа,
Мини-выставка
практическая
работа
2.2 Закладка для книги (8 ч)
9-14 Вышивка закладки для Беседа,
книги
практическая
работа
15
Оформление закладки
Беседа,
практическая
работа
16
Влажно-тепловая
Беседа,
обработка изделия.
практическая
Мини-выставка
работа
2.3 Игольница (8 ч)
17-22 Вышивка игольницы
Беседа,
практическая
работа
23
Изготовление
Практическая
игольницы
работа
22

Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
нитки «мулине», схема. Образец
работы
Цветной
картон,
ножницы,
вышитая работа

Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
нитки «мулине», схема. Образец
работы
Цветной
картон,
ножницы,
вышитая работа
Утюг, гладильная доска

Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
нитки «мулине», схема. Образец
работы
Ткань, иглы, ножницы, нитки.

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

24
Мини-выставка
2.4 Елочная игрушка «Новогодняя фантазия» (8 ч)
25-30 Вышивка елочной
Беседа,
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
игрушки «Новогодняя
практическая
нитки «мулине», схемы. Образец
фантазия»
работа
работы
31
Изготовление елочной
Беседа,
Ткань,
картон,
ножницы,
игрушки
практическая
вышитая работа, нитки, иглы.
работа
32
Мини-выставка
2.5 Картина «Подарок маме» (14 ч)
33-38 Вышивка картины
Беседа,
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
«Подарок маме»
практическая
нитки «мулине», схема. Образец
работа
работы
39-44 Вышивка картины
Практическая
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
«Подарок маме»
работа
нитки «мулине», схема.
45
Оформление картины в Беседа,
Цветной картон, ножницы, клей.
рамку из картона
практическая
работа
46
Мини-выставка
2.6 Открытка «Пасхальное яйцо» (8 ч)
47-52 Вышивка открытки
Беседа,
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
«Пасхальное яйцо»
практическая
нитки «мулине». Образец работы
работа
53
Оформление открытки Беседа,
Цветной
картон,
ножницы,
практическая
вышитая работа, клей.
работа
54
Мини-выставка
2.7 Прихватка (11 ч)
55-62 Вышивка прихватки
Беседа,
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
практическая
нитки «мулине», схемы. Образец
работа
работы
63-64 Изготовление
Беседа,
Ткань, иглы, ножницы, нитки.
прихватки
практическая
работа
65
Мини-выставка
3. Итоговое занятие. Экскурсии, праздники, выставки (5 ч)
66
Конкурс «Золотая
Беседа,
Пяльцы, иглы, ножницы, канва,
иголка»
самостоятельная нитки «мулине», схемы.
работа
67
Экскурсия
Видео урок
Мультимедийный
проектор,
(виртуальная)
экран, ноутбук,
68
Итоговая выставка
Лучшие работы обучающихся
69
Праздник починки
Игра
70
Итоговое занятие
Тестирование
23

6. Оценочные материалы
Диагностика проводится в три этапа: вводная – в начале учебного года, текущая
– в середине (декабрь) и итоговая – в конце года (май). Диагностика
прогнозируемых результатов производится в соответствии с диагностической
картой (Приложение 3). В процессе наблюдения за деятельностью учащихся
делается вывод о соответствии одному из уровней достижения показателей.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
«+» – высокий уровень
Обучающийся в совершенстве владеет навыками работы в, знает теорию и
применяет термины, самостоятельно читает схемы, грамотно владеет
материалами и инструментами.
«-» – низкий уровень
Обучающийся слабо владеет первоначальными навыками работы, плохо знает
теорию и не может применять термины, с трудом владеет материалами и
инструментами
«0» – средний уровень
Обучающийся частично владеет основными приемами работы, применяет навыки
в своей работе, справляется с работой, но не без помощи педагога, знает теорию и
терминологию, но затрудняется применять.

24

7. Методические материалы
1. Ирина Наниашвили Полная энциклопедия вышивки. Книжный клуб «Клуб
семейного досуга», издание на русском языке, 2019;
2. Гуглиельмацци Кристиан, Лорт Сильветт. Энциклопедия вышивания крестом.
500 узоров. – Пер. с франц. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
– 112 с., ил.;
3. Вышивка крестом. Салфетки, прихватки, полотенца/Пер. с итал. Е.Ю.
Величко. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с.: цв. ил.;
4. Сандерсон Джоан Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция
для рукодельниц./Пер. с англ. Н.В.Микелишвили. – М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2005. – 128 с.: ил.;
5. Юкико Огура Моя энциклопедия вышивки: Бисерная вышивка крестом:
Цветочные мотивы / Пер. с франц. – М.: Издательская группа «Контент»,
2015. – 80 с.; цв. Ил.;
6. Журналы: «Вышитые картины», «Вышиваю крестиком», «Мода и модель»,
«Валентина».

Электронные образовательные ресурсы:
1. История возникновения вышивки
https://www.livemaster.ru/topic/1676905-istoriya-vozniknoveniya-vyshivki
2. Как вышивать крестиком? Видеоурок по вышивке крестом для
начинающих. https://yandex.ru/video/preview/7572077647018161376
3. Учимся вышивать крестиком. Первые стежки
https://yandex.ru/video/preview/12125819266897542331
4. Виртуальная экскурсия https://yandex.ru/video/preview/3791098761938643006
5. Виртуальная экскурсия https://yandex.ru/video/preview/1784478177924525398

25

Приложение 1
Памятки по технике безопасности
Общие правила
•
•
•
•
•

Соблюдай порядок на своём рабочем месте;
Соблюдай правила безопасности труда;
Перед работой проверь исправность инструментов;
Экономно используй материал;
Проявляй в работе старание, терпение и творческий подход.

Правила безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в
коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого
коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы
проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот,
не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в
изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может
сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от
себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их
за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
26

Приложение 2
Анкета
Одни из вас любят что-то мастерить своими руками, другие – рисовать. Кто-то с
удовольствием слушает музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит
вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство, творчество – украшение жизни. А
есть люди, для которых духовное, – что-то совершенно ненужное и бесполезное.
Заполните, пожалуйста, анкету. В дальнейшем она поможет лучше понять каждого из вас.
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время? _________________________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (Часто, редко,
затрудняюсь ответить.)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву и
так далее)? ______________________________________________________________
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом?
Каким? _________________________________________________________________________
6. Посещаешь ли ты музеи, выставки? ____________________________________________
7. Интересуешься ли ты народным творчеством? ___________________________________
8. Часто ли запоминаешь красивые пейзажи? ______________________________________
9. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого
можно обойтись? ____________________________________________________________
10. Заниматься в нашем коллективе ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно?
____________________________________________________________________
11. Поддерживают ли тебя родители или другие родственники в том, чтобы ты посещал(а)
занятия

нашего

творческого

коллектива?

________________________________________________________________________________

27

Приложение 3

28

Приложение 4
Тест по декоративно-прикладному творчеству «Вышивка крестом»
В тесте возможно несколько правильных ответов на вопрос
Вопрос 1.

Что необходимо для начала работы?
а) ножницы
б) ткань
в) пяльцы
г) нитки
д) стол

•
•
•
•
•

Вопрос 2.

Какую ткань лучше использовать для счетной
вышивки?
а) канва
•
б) лен
•
в) Любую ткань, которая имеет одинаковое число
продольных и поперечных волокон на одну единицу
длины. Нужно чтобы число нитей вдоль и поперек на дюйм было одинаковым.
•

Вопрос 3.

Иглы бывают разные. Какую лучше выбрать для
вышивки?
а) игла для шитья с острым кончиком
б) гобеленовая игла с закругленным кончиком

Вопрос 4.

От чего еще зависит выбор иглы для
вышивания?
а) от длины ушка
• б) от толщины нитки, которой будет производится
вышивка
• в) от качества шлифовки (гладкости)
• в области ушка иглы
• г) от красивой упаковки
•

29

Вопрос 5.

Что это такое?
•
•
•

а) чертежный инструмент
б) приспособление для поднятия петель при вязании
в) нитевдеватель

Вопрос 6.

Что вы знаете про нитки для вышивания?
• а)

Специальные нити для вышивки - мулине
• б) Для удобства надо отрезать нитку длиной с твой
рост-тогда будет меньше узелков.
• в) Нить мулине состоит из 6 легко разделяемых
нитей
г) Мулине бывает металлизированным
• д) Лучше вставлять в иглу сразу все шесть ниточек

Вопрос 7.

Что это?
•
•

а) ножницы для работы с вышивкой
б) винтажный брелок

Вопрос 8.

Для перевода рисунка на ткань
лучше использовать:
•
•
•
•

а) простой карандаш
б) смываемый маркер для ткани
в) исчезающий маркер
г) перманентный(спиртовой) фломастер

30

Вопрос 9.

Что это?
а) рамки
•
б) пяльцы
•
в)
наручники
•

Вопрос 10.

Виды стежков
для отделочных работ по ткани
а) Тамбурный
• б) Стежок узелком (французская точка)
• в) стежок пупырками
• г) болгарский крест
• д) стежок гладью
• е) английский крест
•

Вопрос 11.

Лучше начинать вышивать, купив
большую многоцветную вышивку!
•
•

а) да
б) нет

31

Приложение 5
Дополнительный материал
История возникновения вышивки
Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки.
Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками
ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова
появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились
примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно
предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно
гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли
появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом
мастерстве.
Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается
в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские
гробницы уже ломились от вышитых изделий.
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины
трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора
рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро
сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних
мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя
огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя
внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это
украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов.
Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы
города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого
восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и
сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у
окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим
занятием для женщины.
Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки:
вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами:
дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при
декорировании одежды крест как символ защиты.
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на
гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали
собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно,
зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
32

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви
поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от
мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста
против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Восточная вышивка
Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а
иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской
традицией.
Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли
глубокое сакральное значение.
Вышивка в Новое время
Английская вышивка
Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в
светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко
распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации
и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства
и аккуратности.
Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные
дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей
стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!
Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились
ароматные сухие цветы и травы.
Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните,
тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если
джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на
дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена
молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как
сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку
свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него
следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно
именно в ту эпоху!
В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те
или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.
Французская вышивка
Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях
этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная
особенность французского прикладного искусства.
Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль,
тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже
современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.
Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так,
апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие
баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.
33

Германская вышивка
Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном
белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку
оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что
роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.
Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам
формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и
женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно:
зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.
Итальянская вышивка
В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная.
Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной
Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды
была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей
отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния
священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом
и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла
быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на
дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы
туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский
императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ МАСТЕРУ
Глаза страшат, а руки делают.
Начиная дело, о конце размышляй.
Без труда ничего не получишь.
Мало хотеть, надо знать и уметь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Авось и как-нибудь – до добра не доведут.
Семь раз примерь, один отрежь.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК И НОГ «ОЛЕНИ»
А сегодня мы – олени (руки подняты и скрещены над головой, пальцы растопырены)
Ветер рвется нам на встречу
Ветер стих – расправим плечи,
Руки снова на колени
А теперь немного лени (руки расслаблены)
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».