БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
августа 2025 года.
УТВЕРЖДЕНО:
директор БМАОУ ООШ 30 28
________Григорьев Ю.И
приказ 75 от 28 августа
Протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школьный Медиацентр»
Возраст обучающихся: 7-9 классы
Срок реализации: 1 года
Автор составитель: Айзятуллова О.Е.
педагог дополнительного образования
П. Сарапулка, 2025 год
1. Основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр»
разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020
года);
• Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 27 июня 2017
г. № 613);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
• Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703
• «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666».
• Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и
представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование»;
• Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о «Государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020
гг.»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года».
• «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации
режима работы в образовательных организациях дополнительного образования детей»,
утвержденных Главным государственным санитарным врачом СанПин 2.3/2.4.3590-20
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с
детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети,
телевидение, радио, мобильные информационные технологии - должны стать инструментом для
познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от
компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы
предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения
различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей
человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников
- основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного
медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и
овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается
авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме,
создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и
становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность
максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта
позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной
до технической. И показать публично результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально
значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики,
статьи могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого
зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного
медиацентра:
∙ жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения
предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень
воспитанности.
∙ психологические особенности конкретного ребенка: умение
общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни,
самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих
действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
∙ потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить
уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление
интереса к новым видам деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик
и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук,
овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального
образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще одна
отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не
имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.
Уровень сложности программы: базовый
Адресат программы: учащиеся 5-9 классов (10-16 лет) БМАОУ ООШ № 30
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: один раз в неделю по 1 ак. часу (ак. час – 45 мин)
Срок освоения программы и объем программы: 1 год обучения, 34 часов
Формы реализации дополнительной образовательной программы
Модульная программа, построенная на модульном принципе представления
содержания и
построения учебных планов, включающие в себя самостоятельное
дидактические единицы –
модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие
определенную
компетенцию в ходе освоения.
Формы обучения:
Индивидуально-групповая, групповая
Перечень видов занятий:
• творческие проекты;
• круглые столы;
• тренинги «Берем интервью»;
• регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов;
• конкурс анонсов, афиш;
• конкурс видеороликов;
• мастер-классы, посещение медиафорумов; – контрольные: прием видеороликов и другой
медиапродукции.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание единого образовательного пространства для успешной социализации
личности учащегося в условиях современных информационных технологий.
Создание условий для творческой самореализации учащихся через включение детей в процесс
получения и обработки информации.
Задачи:
Обучающие:
• Организовать деятельность школьного Медиацентра - одного из инструментов
воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
• Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор,
режиссёр, режиссёр монтажа и др.
• Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
• Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и
критически анализировать содержание сообщений.
• Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
• Способствовать повышению работоспособности учащихся.
• Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
• Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными
источниками информации.
• Воспитывать дисциплинированность.
• Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
контроля
Раздел 1. Краткое введение в журналистику
1.1
Знакомство с понятием
«Журналистика».
1
1
1.2
Журналистика как форма
информационной
деятельности.
1
1
1.3
Журналистика как профессия.
1
1
1.4
Роль журналиста в
становлении общественного
мнения.
1
1
1.5
Формирование
жанров
журналистики,
журналистский текст.
1
1
Раздел 2. Основные газетные жанры
2.1
Знакомство со структурой
редакции газеты.
1
2.2
Новость
1
1
Текстовое
сообщение
2.3
Репортаж
1
1
Репортаж
2.4
Интервью
1
1
Интервью
1
2.5
Пресс-релиз. Опрос.
1
1
Пресс-релиз.
Опрос
2.6
Комментарий
1
1
Комментарий
2.7
Рецензия
1
1
Рецензия
2.8
Эссе
1
1
Эссе
2.9
Культура речи
1
2.10
Газетный текст
Делаем газету
1
1
Газетный
Текст, Газета
1
Раздел 3. Основные телевизионные жанры
3.1
Знакомство со структурой
редакции телевидения.
1
3.2
Телевизионные новости.
1
1
Сценарий
телевизионных
новостей
3.3
Телевизионный репортаж.
1
1
Сценарий
телевизионного
репортажа
3.4
Телевизионная программа.
1
1
Сценарий
телевизионной
программы
1
Раздел 4. Ознакомление с профессиями фотографа, видеооператора
4.1
История возникновения
фотографии и видео.
1
1
4.2
Жанры
фотографий
и
видеосъемки.
Изобразительные средства
выразительные возможности
фотографии.
1
1
4.3
Фото и видеосъемка без
ошибок.
1
1
4.4
Основы Photoshop.
Цифровая обработка
фотографий.
1
1
Цифровая
обработка
фотографий
программе
Photoshop
в
4.5
Основы Microsoft Office
PowerPoint. Создание
фотоальбомов.
1
1
Создание
фотоальбомов в
Microsoft
Office
PowerPoint.
4.6
Основы работы с видео в
программе Windows
MovieMaker.
1
1
Видеомонтаж в
программе
Windows
MovieMaker.
4.7
Виды фотоаппаратов и
камер. Как проверить
фотоаппарат, основные
неисправности. Как их
обнаружить.
1
1
4.8
Фотообъектив – принцип
работы. Типы объективов.
Фотовспышка. Понятие
композиции. Построение
фотоснимка.
1
1
4.9
Понятие нью-медиа, их
место в современной
системе общества.
1
1
4.10
Цифровое телевидение.
Интернет-блог.
1
1
1
Газета
Раздел 6. Подведение итогов
6.1
Подготовка и выпуск
тематического номера
газеты.
1
6.2
Подготовка и выпуск
тематического новостного
видеоролика.
2
1
1
Видеоролик
6.3
Творческий проект «Человек
в кадре».
2
1
1
Проект
36
18
17
Итого
1.3 Содержание учебного плана
Раздел 1. Краткое введение в журналистику
Знакомство с понятием «Журналистика». Журналистика как форма информационной
деятельности. Журналистика как профессия. Роль журналиста в становлении
общественного мнения. Формирование жанров журналистики, журналистский текст.
Раздел 2. Основные газетные жанры
Знакомство со структурой редакции газеты. Новость. Репортаж. Интервью. Пресс-релиз.
Опрос. Комментарий. Рецензия. Эссе. Культура речи. Газетный текст. Делаем газету.
Раздел 3. Основные телевизионные жанры
Знакомство со структурой редакции телевидения. Телевизионные новости.
Телевизионный репортаж. Телевизионная программа.
Раздел 4. Ознакомление с профессиями фотографа, видеооператора
История возникновения фотографии и видео. Жанры фотографий и видеосъемки.
Изобразительные средства выразительные возможности фотографии. Фото и видеосъемка
без ошибок. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Основы Microsoft Office
PowerPoint. Создание фотоальбомов. Основы работы с видео в программе Windows
MovieMaker. Виды фотоаппаратов и камер. Как проверить фотоаппарат, основные
неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив – принцип работы. Типы объективов.
Фотовспышка. Понятие композиции. Построение фотоснимка.
Раздел 5. Интернет и журналистика. Нью-медиа.
Понятие нью-медиа, их место в современной системе общества. Цифровое телевидение.
Интернет-блог.
Раздел 6. Подведение итогов
Подготовка и выпуск тематического номера газеты. Подготовка и выпуск тематического
новостного видеоролика. Творческий проект «Человек в кадре».
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными
приложениями; этих действий служит учебный материал и задания.
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь
других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого
проекта и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф,
монтажер и др.).
Личностные результаты:
- развитие таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция, уровень
культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; -активное
включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей; -оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и
общих интересов.
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности
проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для
профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов,
операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой
ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта , умением
использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к
самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации,
учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к
труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном
плане.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Окончание учебного года
34
68
3
68
15
19
16 сентября
31.12-11.01.
27 мая
3.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое и информационное обеспечение
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объёму и размерам полезной
площади соответствовать числу занимающихся обучающихся;
Оборудование. Необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям
и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы
Материально – техническое оснащение
• Телефон с видеокамерой 1шт
• Фотоаппарат 1 шт
• Штатив 1 шт
• наушники с микрофонами 5 шт
• компьютеры с необходимым программным обеспечением 5 шт
• выход в Интернет
Кадровое обеспечение
Педагог, руководитель творческого объединения, работающий по данной программе, должен иметь
высшее или среднее педагогическое специальное образование по специальностям: учитель истории,
географии или литературы; педагог дополнительного образования. А также обладать необходимыми
знаниями по детской психологии
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
• анкета для определения способностей ребенка;
• анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;
• диагностика одаренности для педагогов и родителей;
Дидактические материалы:
• обучающие видеоролики;
• материал для видео - и фотоотчета.
3.3 Формы аттестации
В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего,
промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики:
наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.
Входящий контроль осуществляется в течение учебного года
в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых
заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом
проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме
публичной защиты своей проектной работы, а также
обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии
документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и
международных конкурсов.
Входной контроль – тестовая работа (входной контроль позволяет выявить у детей начальные
знания о журналистике в целом.
- Промежуточная аттестация – творческая работа.
- Итоговая аттестация – творческая работа в виде:
• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основеинформационных
технологий;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видеопутешествия или видеоэссе;
• рекламы;
• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии
Оценочные материалы:
Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме
наблюдений и фиксации коллективной и индивидуальной работы ребенка (публикации, участие в
конкурсах и творческие задания). Корректировка программы происходит на основе анализа
потребностей учащихся и показателей диагностики – результативности изучения тем и
результативности творческой работы (индивидуальных заданий и участия в конкурсах).
10
4. Список литературы
Литература для педагога:
1. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002 4.
КишикА.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video. — M.:
Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации «История и
актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты, 2014. Электронные
ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
DVD диск – Учебные материалы по журналистике
Интернет-ресурсы
1 .http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
3 .http://www.openclass.ru/
4. http: //its-journalist.ru/
5. http: //ru wikipedia.org
6. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
7. http: //youngjournal.v-teme.com/
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
2. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
11
5. Приложения
3.1. Оценочные материалы (Приложение 1,2, 3, 4)
3.2. Методические материалы (Приложение 5)
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 6)
3.4. Лист корректировки (Приложение 7)
3.5. План воспитательной работы (Приложение 8)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Защита проекта и критерии оценивания
Промежуточная аттестация
Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»
Результат
УУД, личностные результаты
Критерии результативности
программы
Умение создавать
Осознание личной позиции по
Все учащиеся научатся
авторский текст в
обсуждаемому вопросу (ценностное создавать авторский текст в
жанре репортажа и самоопределение) и умение ее
жанре репортажа, новостной
новостной статьи.
статьи, ролика.
предъявлять.
Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации,
соблюдая нормы построения текста.
Объекты оценивания и критерии их оценки
(критерии оценки деятельности учащихся)
Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается учителем.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт Times New Roman.
Критерии оценки
1. Критерии авторства
1.1.Наличие авторской позиции
(авторского мнения, отношения к
описываемому событию, явлению).
1.2. Применение средств предъявления
авторской позиции, адекватных жанру
репортажа: прямое высказывание
отношения (критика, одобрение,
комментарии и др.); выделение наиболее
Показатели
Количество читателей репортажа, которые
одинаково формулируют содержание
авторской позиции (авторского мнения,
отношения):
- более 90 % – 10 баллов;
- от 50 до 90 % – 7 баллов;
- от 20 до 50 % – 4 балла;
- менее 20 % – 2 балла;
- все читатели затрудняются выделить
авторскую позицию – 0 баллов.
Количество использованных средств:
- 2 и более – 10 баллов;
- 1 средство – 7 баллов;
- Отсутствие средств – 0 баллов.
12
значимых с точки зрения автора
эпизодов; эмоционально - окрашенный
стиль текста и др.
2. Критерии соответствия жанру
2.1. «Композиция репортажа».
2.2.Применение средств, создающих
«эффект присутствия»: свидетельство
очевидцев, прямая речь, диалоги,
обращение к деталям описания,
эмоциональное состояние автора.
2.3.Достоверность информации:
отсутствие ошибок в используемых
названиях, фамилиях, правильная
передача слов участников события,
правдивое описание действия и др.
Соблюдение требований к композиции;
последовательность изложения:
- все требования соблюдены репортажа,
события переданы последовательно – 10
баллов;
- одно требование не соблюдается, события
переданы последовательно – 7 баллов;
- все требования соблюдены, хронология
событий нарушена – 5 баллов;
- одно требование не соблюдается,
хронология событий нарушена – 2 балла;
- требования нарушены,
последовательность событий отсутствует –
0 баллов.
Количество использованных средств,
создающих «эффект присутствия»:
- три и более – 10 баллов;
- два – 7 баллов;
- одно – 5 баллов;
- средства не использованы – 0 баллов.
Количество ошибок:
- ошибок нет – 10 баллов;
- одна ошибка, обнаруженная редактором в
ходе подготовки материала к печати – 5
баллов;
- на материал подана рекламация,
информация рекламации подтвердилась – 0
баллов.
Требования к презентации в Power Point
№
Требования
Основные
Структура презентации:
слайды
Для любого типа презентации:
презентаци 1-ый слайд – титульный лист – тема,
и
автор, логотип;
2-ой слайд – сведения об авторе;
3-ий слайд – содержание презентации с
кнопками навигации;
в конце – список используемых
источников
завершающий слайд – повторение
контактной информации об авторе.
Примечания
На 2-ом слайде
размещается фотография
автора, информация о нём
и контактная информация.
Кнопки навигации нужны
для быстроты
перемещения внутри
презентации – к любому
слайду можно добраться в
2 щелчка.
Соблюдайте основные
правила цитирования и
авторские права!!!
(обязательно указание
первоисточников
материалов: откуда взяли
иллюстрации, звуки,
тексты, ссылки; кроме
интернет-ссылок,
13
указываются и печатные
издания)
Виды
слайдов
Для обеспечения наглядности следует
использовать разные способы
размещения информации и разные виды
слайдов:
с текстом
с иллюстрациями;
с таблицами;
с диаграммами;
с анимацией
Шрифт
Текст должен быть хорошо виден.
Размер шрифта должен быть
максимально крупным на слайде! Самый
«мелкий» для презентации – шрифт 24
пт (для текста) и 40 пт (для заголовков).
Лучше использовать шрифты Arial,
Verdana, Tahoma, Comic Sans MS
Интервал между строк – полуторный.
Содержани При подготовке текста презентации в
е
обязательном порядке должны
информаци соблюдаться общепринятые правила
и
орфографии, пунктуации, стилистики и
правила оформления текста (отсутствие
точки в заголовках и т.д.), а также могут
использоваться общепринятые
сокращения.
Форма представления информации
должна соответствовать уровню знаний
аудитории слушателей, для которых
демонстрируется презентация.
Объем
Недопустимо заполнять один слайд
информаци слишком большим объемом
и
информации: единовременно человеку
трудно запомнить более трех фактов,
выводов или определений.
Наибольшая эффективность передачи
содержания достигается, когда
ключевые пункты отображаются по
одному на каждом отдельном слайде.
Способы
Следует наглядно размещать
выделения информацию: применять рамки,
информаци границы, заливку, разные цвета
и
шрифтов, штриховку, стрелки.
Если хотите привлечь особое внимание,
используйте рисунки, диаграммы,
схемы, таблицы, выделяйте опорные
слова.
Использова Списки из большого числа пунктов не
ние списков приветствуются. Лучше использовать
списки по 3-7 пунктов. Большие списки
и таблицы разбивать на 2 слайда.
Воздействи Важно грамотное сочетание цвета в
е цвета
презентации!
На одном слайде рекомендуется
использовать не более трех цветов:
Желательно
устанавливать ЕДИНЫЙ
СТИЛЬ шрифта для всей
презентации.
В презентациях точка в
заголовках ставится.
Размещать много мелкого
текста на слайде
недопустимо!
Существует мнение, что
на слайде должно быть
размещено не более 290
знаков (включая
пробелы).
Важно не нарушать
чувства меры: не
перегружать слайды, но в
то же время и не
размещать сплошной
текст.
Цвет может увеличить
или уменьшить
кажущиеся размеры
объектов.
14
Цвет фона
Размещени
е
изображени
й
и
фотографи
й
один для фона, один для заголовков,
один для текста.
Для фона и текста используйте
контрастные цвета.
Учитывайте, что цвет влияет на
восприятие различных групп
слушателей по-разному (дети, взрослые,
деловые партнеры, участники
конференции и т.д.).
Для фона выбирайте более холодные
тона (предпочтительнее) или светлый
фон и темные надписи.
Пёстрый фон не применять.
В презентации размещать только
оптимизированные (уменьшенные)
изображения.
Картинка должна иметь размер не более
1024*768
Иллюстрации располагаются на слайдах
так, чтобы слева, справа, сверху, снизу
от края слайда оставались
неширокие свободные поля.
Перед демонстрацией ОБЯЗАТЕЛЬНО
проверять, насколько четко
просматриваются изображения.
Обратите внимание на
цвет гиперссылок (до и
после использования).
Текст должен быть
хорошо виден на любом
экране!
Не забывайте, что
презентация отображается
по-разному на экране
монитора и через
проектор (цветовая гамма
через проектор
искажается, будет
выглядеть темнее и менее
контрастно)
Для уменьшения объема
самой презентации
рекомендуется соблюдать
правила:
оптимизировать объем
изображений ( для
уменьшения «веса»
картинки можно
использовать Microsoft Of
fice Picture Manager);
вставлять картинки,
используя специальные
поля PowerPoint, а не
просто перетаскивать их в
презентацию;
обрезать картинку лучше
в специализированной
программе (Photoshop или
др.), а не непосредственно
средствами PowerPoint
Как правило, картинка (не
фотография) весит
меньше в формате gif /
png,нежели в jpg и т.д.
Плохой считается
презентация, которая:
долго загружается и имеет
большой размер,
когда фотографии и
картинки растянуты и
имеют нечеткие
изображения!
Помните, что
анимированные картинки
15
Анимацион
ные
эффекты
Звук
Единство
стиля
Сохранение
презентаци
й
не должны отвлекать
внимание от содержания!
Анимация не должна быть
В информационных
навязчивой!
слайдах анимация
Не
объектов допускается
допускается использование побуквенно только в случае, если это
й анимации и вращения, а также
необходимо для
использование более 3-х анимационных отражения изменений и
эффектов на одном слайде.
если очередность
Не рекомендуется применять эффекты
появления
анимации к заголовкам, особенно такие, анимированных объектов
как «Вращение», «Спираль» и т.п.
соответствует структуре
При использовании анимации следует
презентации и теме
помнить о недопустимости пересечения выступления.
вновь появляющегося объекта с
элементами уже присутствующих
Исключения составляют
объектов на экране.
специально созданные,
динамические
презентации.
Не допускается сопровождение
Звуковое сопровождение
появления текста звуковыми эффектами слайдов подбирайте с
из стандартного набора звуков
осторожностью, только
PowerPoint.
там, где это
Музыка должна быть ненавязчивая, а её действительно
выбор оправдан!
необходимо.
Того же правила
придерживайтесь при
использовании
анимационных эффектов.
Для лучшего восприятия старайтесь
придерживаться ЕДИНОГО ФОРМАТА
СЛАЙДОВ (одинаковый тип шрифта,
сходная цветовая гамма).
Недопустимо использование в одной
презентации разных шаблонов
оформления!
Сохранять презентацию лучше как
Тогда в одном файле
«Демонстрация PowerPoint». С
окажутся ВСЕ
расширением .pps
приложения (музыка,
ссылки, текстовые
документы и.т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Итоговая аттестация
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видеопутешествия или видеоэссе;
• рекламы;
• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
16
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
Критерии оценки содержания и защиты проекта:
Критерии оценки
Содержание критерия оценки
проекта
Актуальность
поставленной
проблемы
Насколько работа интересна в
практическом или теоретическом
плане?
Насколько работа является новой?
обращается ли автор к проблеме,
для комплексного решения которой
нет готовых ответов?
Верно ли определил автор
актуальность работы?
Верно ли определены цели, задачи
работы?
Теоретическая и \ Результаты исследования доведены
или практическая до идеи (потенциальной
ценность
возможности) применения на
практике.
Проделанная работа решает или
детально прорабатывает на
материале проблемные
теоретические вопросы в
определенной научной области
Автор в работе указал
теоретическую и / или
практическую значимость
Методы
Целесообразность применяемых
исследования
методов
Соблюдение технологии
использования методов
Качество
Выводы работы соответствуют
содержания
поставленным целям
проектной
Оригинальность, неповторимость
работы
проекта
В проекте есть разделение на части,
компоненты, в каждом из которых
освещается отдельная сторона
работы
Есть ли исследовательский аспект в
работе
Есть ли у работы перспектива
развития
Качество
Интересная форма представления,
продукта проекта но в рамках делового стиля
(презентации,
Логичность, последовательность
сайта,
слайдов, фотографий и т.д.
информационного Форма материала соответствует
диска)
задумке
КолСамо- Оценка
во
оценка руководибаллов
теля
проекта
От 0
до 1
От 0
до 1
От 0
до 1
От 0
до 2
От 0
до 2
От 0
до 2
От 0
до 1
1
1
2
2
1
2
1
От 0
до 2
От 0
до 2
1
17
Компетентность
участника при
защите работы
Текст легко воспринимается
Отсутствие грамматических
ошибок, стиль речи
Четкие представления о целях
работы, о направлениях ее развития,
критическая оценка работы и
полученных результатов
Докладчик изъясняется ясно, четко,
понятно, умеет заинтересовать
аудиторию, обращает внимание на
главные моменты в работе
Докладчик опирается на краткие
тезисы, выводы, и распространяет,
объясняет их аудитории.
Докладчик выдержал временные
рамки выступления и успел
раскрыть основную суть работы.
Докладчик смог аргументировано
ответить на заданные вопросы либо
определить возможные пути поиска
ответа на вопрос
Итог
1
1
От 0
до 2
От 0
до 2
От 0
до 2
От 0
до 2
От 0
до 2
37 б
Сводная карта развития по результатам
промежуточной, итоговой аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школьный медиацентр»
«___»___________20__г.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И.О.
обучающегося
Уровень усвоения учебной программы
высокий
средний
низкий
Примечания
Педагог дополнительного образования кружка «Школьный медиацентр» _________
18
Рекомендации по улучшению уровня усвоения учебной программы
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист диагностики
уровня сформированности практических и теоретических навыков обучающихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школьный медиацентр»
(техническая направленность)
Учебный год _______________________
Творческое объединение_________________________
Группа ____________ № ________
№п
/п
Ф.И.О.
учащег
ося
Раздел/т
ема
Критерии
Теория
высок средний достаточ
ий (В) (С)
ный (Д)
Практика
высок Средн Достаточ
ий (В) ий (С) ный (Д)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог дополнительного образования ______ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи фамилия, инициалы)
Аттестаци
я
Уровень
усвоения
программ
ного
материала