БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДЕНО:
На педагогическом совете
директор БМАОУ ООШ № 30
____________Григорьев Ю.И
28.08.2025 Протокол № 1
приказ 75 от 28.08.2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МИР МАСТЕРОВ»
Возраст обучающихся: 5-9 класс
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Айзятуллова О.Е.
педагог дополнительного образования
п.Сарапулка, 2025 год
1.Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир Мастеров»
разработана в соответствии с нормативными документами и не противоречит законодательству
РФ. Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье,
одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии,
поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Вообще, занятие любым видом
рукоделия немыслимо без творчества. Из всего многообразия видов творчества декоративно –
прикладное, является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным
окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их
обитания. В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию — многие люди берут в
руки различные инструменты, материалы и пытаются создать особые, неповторимые изделия,
возвращаясь к историческим истокам, народному декоративно-прикладному творчеству.
Актуальность программы: программа направлена на получение обучающимися представлений
о различных видах декоративно-прикладного творчества, практических навыков работы с
различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному,
формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию. Процесс
творчества, процесс обучения - это возможность обратиться к видам искусства как к источнику
и способу развития ребенка. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры
и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является
конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным
навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной
работы. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, геометрией, основами композиции,
основами цветоведения – значительно расширяют кругозор воспитанников, и способствует
углублению знаний по предметам.
Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий наряду с
технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим и
эргономическим требованиям. Ученики знакомятся с национальными традициями, видами
народного декоративно-прикладного творчества и особенностями культуры и быта народов
России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация
отходов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только
расширить политехнический кругозор у, но и раскрыть индивидуальные способности каждого
ученика.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа- 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями- 10 мин.
Общее количество часов в неделю- 4 часа
Занятие проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы- «Мир Мастеров» отводится
68 часов
Срок обучения- 1 год
Формы реализации дополнительной образовательной программы
Модульная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и
построения учебных планов, включающие в себя самостоятельное дидактические единицы –
модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную
компетенцию в ходе освоения.
Формы обучения:
Индивидуально-групповая, групповая
Виды занятий:
Формы работы с учениками по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
• беседы;
• работа с электронными пособиями;
• работа с Интернет-источниками;
• проведение мастер-классов;
• практические задания;
• рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• конкурсы декоративно-прикладного искусства.
1.2 Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого ученика стремление к
самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
• Познакомить школьников с различными способами художественной обработки
Материалов
• Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности языка
декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно – творческой деятельности.
Развивающие:
• Формировать способности к профессиональному самоопределению.
• Формировать умения самостоятельно решать вопросы
художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала
и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою
работу и осуществлять самоконтроль).
.Воспитательные:
• Развивать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, использовать
имеющиеся знания и опыт в практической деятельности
.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Название разделов,
тема
Количество часов
всего теория практика
Форма
организации
занятий
Форма
контроля
1.Работа с бумагой
1.1
Папье-маше. Осенний
декор.
4
1
3
1.2
Коллаж
2
-
2
1.3
Пейп-арт. Газетные
трубочки. Панно
4
1
3
Объяснение, показ
иллюстраций
Работа в группах
Наблюдение
Показ
педагогом
приемов
исполнения
Показ
видеоматериалов
Наблюдение
1.4
Лапоточки-оберег
2
-
2
Объяснение, показ
иллюстраций
Показ
педагогом
приемов
исполнения
1.5
Корзиночки.
Коробочки
2
-
2
Объяснение, показ
приемов
исполнения
Опрос
1.6
Декупаж на посуде
2.1
Косметичка и ее декор
2.2
Бижутерия из фетра
3
1
2
Объяснение, показ
приемов
исполнения
2.Работа с фетром. Вышивка
Моделирование.
Индивидуальная
6
1
5
работа
Моделирование.
Индивидуальная
2
2
работа
2.3 Игольница «Кактус»
3
-
3
Объяснение
2.4 Вышивка «Крест»
3
1
2
Объяснение
2.5
Вышивка атласными
лентами
Рамочки для
фотографий
Органайзер для
3.2
аксессуаров
3.1
3.3 Зимний декор
3.4
Плетение сумочки из
рафии
Цветочные
4.1 композиции из
фоамирана
Практическое
задание
3.Работа с разными материалами
Показ иллюстраций.
4
1
3
Объяснение
Показ иллюстраций.
4
1
3
Объяснение
Групповая работа.
Показ
7
1
6
видеоматериалов
Показ иллюстраций.
4
1
3
Объяснение
4.Свит-дизайн
3
-
3
5
1
4
5
-
5
4.3 Дизайн упаковки
2
1
1
4.4 Дизайн открытки
1
-
1
4.5 Отчетная выставка
1
-
1
68
12
56
4.2
Композиции в разных
стилях
Итого
Показ иллюстраций.
Объяснение
Индивидуальная .
Показ
видеоматериалов
Показ иллюстраций.
Объяснение
Самостоятельная
работа
Групповая работа
Показ
педагогом
приемов
исполнения
Наблюдение
Наблюдение
Работа по
образцу
Показ приемов
исполнения
Наблюдение
Показ приемов
исполнения
Показ приемов
исполнения
Наблюдение
Показ приемов
исполнения
Показ приемов
исполнения
Наблюдение
Показ приемов
исполнения
Работа по
образцу
Показ приемов
исполнения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ «МИР МАСТЕРОВ»
1. Работа с бумагой
Тема 1.1 Папье-маше. Осенний декор (4 часа)
Теория (1 час) Понятие «папье-маше». Способы использования папье-маше, технология
выполнения изделий в технике «Папье-маше», разнообразие изделий выполненных в данной
технике.
Практика (3 часа)
Участники клубного формирования самостоятельно выбирают изделие, которое они будут
делать в технике «папье-маше».
Тема 1.2 Коллаж (2 часа)
Практика (2 часов) Выполнение коллажа выбранную тему с помощью природного материала.
Тема 1.3 Пейп-арт. Панно (4 часа)
Теория (1 час)
История пейп-арта. Знакомство с материалами и инструментами. Правила работы с
инструментами. Разнообразие изделий выполненных в технике «плетение из газетных
трубочек». Способы нарезки газет и журналов для скручивания трубочек. Способы скручивания
и окрашивания газетных трубочек. Способы плетений, выполненные из газетных трубочек
Практика (3 часов)
Различные техники пейп-арт: на дереве, на металле, на керамике, на картоне. Виды бумаги.
Техника объемного пейп-арта. Подготовка поверхности. Наклеивание аппликации. Нанесение
лака. Декорирование различных поверхностей.
Тема 1.4 Плетение из газетных трубочек. Лапоточки-оберег (2 часов)
Практика (2часа)
Скручивание трубочек из газет. Переплетение трубочек в шахматном порядке, склеивание.
Покраска. Тонирование края изделия под цвет изделия. Выполнение крепежа для подвешивания.
Тема 1.5 Плетение из газетных трубочек. Корзиночки Коробочки (2 часов)
Практика (2 часа)
Скручивание трубочек. Вырезание дна корзинки из картона, приклеивание к нему необходимое
количество трубочек. Плетение корзинки с ручкой. Покраска изделия.
Тема 1.6 Декупаж на посуде (3 часа)
Теория (1 час)Понятие «Декупаж», технология выполнения, материалы необходимые для
выполнения декупажа.
Практика (5 часов)Подготовка поверхности под «декупаж». Декорирование различных
поверхностей в технике «декупаж».Покрытие лаком.
2. РАБОТА С ФЕТРОМ. ВЫШИВКА (17 часов)
Тема 2.1 Косметичка и ее декор (6 часов)
Теория (1 час)
Косметичка, ее назначение, разнообразие косметичек, виды тканей из которых изготавливают
косметички. Способы изготовление косметичек.
Практика (5 часов)
Изготовление косметички по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных
деталей и подкладки с припуском на швы. Пошив косметички с втачиванием молнии.
Окончательная отделка косметички.
Тема 2.2 Бижутерия, заколки для волос (2 часа)
Практика (2 часа)
Разнообразие заколок и резинок для волос выполненных из фетра. На основе старой заколки
для волос выполнение новой, обтягиванием тканью и оформлением бисером и стразами.
Самостоятельное выполнение на основе полученных знаний украшения для волос.
Тема 2.3 Игольница «Кактус»(3 часа)
Практика (3 часа)
Подбор нитей и цвета материала для выполнения игольницы. Собирание игольницы на основе
схемы. Набивка игольница и окончательная отделка игольницы.
Тема 2.4 Вышивка «Крест»(3 часа)
Теория (1 час)
История развития вышивки «крест», способ выполнения вышивки, разработка схемы для
вышивки самостоятельно или с помощью компьютерных технологий
Практика (2часа)
Вышивка выбранного элемента или мотива способом «Крест»
Тема 2.5 Вышивка атласными лентами(3 часа)
Практика (3 часа)
Вышивка элементов атласными лентами. Способы вышивки атласными лентами.
Самостоятельный подбор способа вышивки.
3. РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (19 часов)
Тема 3.1 Рамка для фотографий (4часа)
Теория (1 час)
Виды рамочек для фотографий. Технология изготовления разнообразных рамочек для
фотографий. Демонстрация разнообразия рамок выполненных своими руками.
Практика (3 часа)
Участники дизайн-студии самостоятельно выбирают материал, из которого будут изготавливать
рамочку для фотографии. Самостоятельно выполняют рамочки для фотографий.
Тема 3.2 Органайзер для книг, блокнотов, косметики, аксессуаров (4часа) Теория (1
час ) Виды органайзеров. Технология изготовления. Демонстрация
разнообразия рамочек выполненных своими руками.
Практика (3 часа) Учащиеся самостоятельно выбирают материал, из которого будут
изготавливать органайзер. Самостоятельно выполняют работу.
Тема 3.3 Зимний декор (7часов)
Теория (1 час) Виды зимних декоров. Технология изготовления. Подбор необходимых
материалов.
Практика (6 часов) Ученики выбирают или придумывают самостоятельно декор. Подбирают
материал. Выполняют работу.
Тема 3.4 Летняя сумочка из рафии, шнура (4часа)
Теория (1 час ) Разнообразие летних сумок, выполнение эскиза летней сумки, построение
выкройки, подбор ткани для подкладки. Выкраивание подкладки. Сшивание деталей
сумки, вшивание молнии и пришивание ручек. Окончательная отделка сумки и ее оформление.
Практика (3 часа) Ученики самостоятельно выбирают или придумывают самостоятельно
сумочку. Подбирают материал. Выполняют работу с вывязыванием рисунка.
4. СВИТ-ДИЗАЙН (14 часов)
Тема 4.1 Выполнение цветочных композиций из фоамирана (5 часов)
Теория (1 час)
Понятие «свит-дизайн». Разнообразие изделий выполненных в технике свит-дизайн. Материалы
и инструменты, необходимые для выполнения работы. Технология изготовления композиций из
цветов.
Практика (4 часа)
Подбор инструментов и материалов, необходимых для выполнения композиций из цветов.
Технология выполнения розочки и тюльпана, листиков и дополнительных декоративных
элементов. Сборка букета и окончательное оформление.
Тема 4.2 Выполнение композиций в разных стилях (5 часов)
Практика (5 часов)
Подготовка материалов и инструментов для выполнения работы. Сборка основы изделия из
пенопласта. Оформление упаковочным материалом. Окончательное оформление изделия.
Тема 4.3 Дизайн упаковки (2 часа)
Теория (1 час)
Понятие «дизайн». Виды дизайна. Дизайн упаковки подарка. Технология изготовления
оригинальной упаковки для подарков. Материалы и инструменты, необходимые для
изготовления.
Практика (1 час)
Подбор материалов и инструментов. Выбор вида упаковки. Подготовка шаблонов для работы.
Вырезание отдельных элементов, сборка упаковки. Окончательная отделка.
Тема 4.4 Дизайн открытки(1 час)
Практика (1 час)
Подготовка материалов и инструментов для изготовления и оформления открытки.
Изготовление открытки ко дню рождения, оформленной в разных техниках (скрайпинг, бумага
пластика и др.). Окончательное оформление открытки.
Тема 4.5 Отчетная выставка(1 час)
Практика (1 час)
Подготовка и проведение отчетной выставки.
1.4. Планируемые результаты
Итогом деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ.
Ученики осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи
до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных
возможностей участников клубного формирования, умение выбирать наиболее технологичные,
экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Метапредметные результаты:
•
требования безопасной работы при ручных утюжильных работах: организации труда и
рабочего места;
•
роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на
примере декоративно-прикладного искусства;
•
основные свойства и назначения используемых материалов: подбор материалов по цвету,
фактуре, орнамента, композиции;
•
наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
•
приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
•
общие сведения о ведущих профессиях;
•
исторические сведения по развитию народных промыслов;
•
основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при
создании новых изделий.
Личностные результаты
•
соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
•
обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
•
экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
•
уметь контролировать правильность выполнения работы;
•
самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь
товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
•
изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
•
ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию,
композицию цветовое решение изделия.
Предметные результаты
•
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтение ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
•
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
•
эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
68
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
68
5
Недель в первом полугодии
15
6
Недель во втором полугодии
19
7
Начало занятий
15 сентября
8
Каникулы
31.12-11.01.
9
Окончание учебного года
27 мая
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое и информационное обеспечение
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объѐму и размерам
полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся;
Оборудование. Необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать
требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы
Столы – 8шт
Стулья -15 шт
шкафы для хранения изделий – 1 шт
мультимедиа – 1 шт
Инструменты и материалы, необходимые для реализации программы:
клеевые пистолеты - 8шт
крючки – 15 шт
нитки для вязания – 1 кг
нитки вышивки – 15 наборов
ткань- 15 пг.м
бумага цветная – 15 набор
ножницы – 15 шт
иглы ручные – 7 наборов
краски – 15 наборов
клей ПВА- 20 шт
кисти – 30 наборов
фетр – 15 наборов
атласные ленты – 300 м.
пенопласт – 4 кв.м.
Методические материалы: технологические карты, схемы, книги и журналы по различным
видам декоративно-прикладного творчества; папки с образцами.
Дидактический материал: карточки для практических и самостоятельных работ; образцы
выполненных практических работ; методические пособия; инструкции по технике
безопасности.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг результатов освоения программы проводится постоянно и осуществляется с
помощью текущего, промежуточного и итогового контроля.
Входящий – выявление начальных знаний, умений и навыков по данному направлению.
Текущий контроль осуществляется путем беседы, опроса на каждом занятии, где обучающийся
объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом
работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился. (Приложение 1,2)
Промежуточный– путем выполнения самостоятельных работ по итогам каждого раздела (темы),
где при выполнении работ, изделий обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и
умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.
Итоговый– путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года. Цель
аттестации – выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений, навыков
и компетенций учащихся, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. (Приложение 3)
Освоение программы «Мир Мастеров» направлено на достижение комплекса предметных,
метапредметных и личностных результатов. Отслеживание результатов позволяет педагогу
определить картину творческого развития обучающихся за первый год обучения.
С целью выявления и фиксации соответствия реальных результатов образовательного процесса
прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир Мастеров» педагогом используются следующие материалы:
1. Тесты и контрольные вопросы
2. Анкета для обучающихся
3. Анкета для родителей
4. Индивидуальная беседа
5. Наблюдение
6.Защита проектов
7. Творческая мастерская
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
С первых дней работы творческого объединения надо приучать обучающихся к
аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию
материала.
Методика организации работы с различными видами материалом основывается на
принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество
изготовления работ зависит от грамотного методического руководства со стороны педагога.
Очень важно, чтобы на каждом этапе работы обучающийся действовал активно, с настроением.
Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы, а
также дальнейшее их расширение и изменение. Следует пробуждать интерес обучающихся к
различным видам материалов, желание действовать с ними, учить видеть в знакомых его формах
новые сочетания. За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы
знаний, как мотивация и стимулирование, когда педагог формирует интерес обучающихся к
обучению, создавая ситуацию успеха. Методы занятий характеризуются постепенным
смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на
групповые, индивидуальные.
Постоянно развивая интерес обучающихся к занятиям, педагог должен стремиться
выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность
самостоятельного творческого подхода в создании работ. Следует поощрять смелость в поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке
композиций, в работах по дизайну. Предоставляя обучающимся как можно больше
самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять их творческую деятельность,
помогая им в выполнении поставленной задачи.
При организации занятий желательно использовать разнообразные виды коллективной
работы для формирования у обучающихся умений планировать свою деятельность с учетом
общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на
формирование дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Здесь
особенно важно, чтобы обучающиеся понимали, что конечный результат зависит от работы
каждого. И если педагог покажет им преимущества коллективного труда, обучающиеся будут с
большим интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать
товарищу ради общего дела.
Организуя работу с различными видами материалом, необходимо учитывать уровень
знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как
конструирование, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических
представлений, технология. Очень важно использовать при этом художественную литературу,
произведения искусства, музыку. Это позволяет образнее раскрыть тему занятия.
За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятий,
как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес у своих
подопечных к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха в кабинете, используя при
этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры;
методы эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение,
систематизацию полученных знаний и умений; проблемные, поисковые формы занятий;
выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа;
контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль, которые
могут быть устными, письменными или выражаться в виде рецензии, смотра знаний.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных
на саморазвивающиеся, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные. Наряду
с традиционными формами организации занятий, такими как лекция, семинар, дискуссия,
экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные: интегрированные занятия,
основанные на межпредметных связях; защита творческого проекта; тренинги знакомства,
общения.
Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии со
следующими уровнями сложности:
стартовый уровень предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы: минимальный стандарт знаний, умений и навыков по овладению
дисциплиной «Мир Мастеров»;
базовый уровень ориентирован на освоение специализированных знаний, обеспечивает
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления
программы, более углубленное изучение технологий текстильного дизайна; продвинутый уровень предполагает углубленное изучение содержания программы,
обеспечивает доступ к сложным около профессиональным и профессиональным знаниям в
рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней. При стартовой диагностике определяется степень готовности к
освоению содержания и материала заявленного участником уровня.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
1.
Ермолаева Тамина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. // Вопросы
психологии 1975г.-№5.
2.
Кряжева Н. П. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,
1996г.
3.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.,
2000г.
4.
Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
5.
Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги – белорусская выцинанка. – Культура и традиции.
2006г.
6.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008г.
7.
Ступак Е. А. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айрис-пресс,2008г.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г. В. Кирсановой. –
М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
2.
Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007г.
3.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги
и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г.
4.
Броди В. Зверюшки из бумаги: пер. с фр. / Вера Броди. – М.: Мой мир, 2008г. Агапова
И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. –
М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методы для определения творческих способностей
Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса
Тест исследует фантазию и образное мышление. Предлагается для младших школьников и
подростков. Он может быть использован также как развивающее упражнение для указанных
функций.
Занятие проводится поэтапно. Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из
каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. На
втором этапе ребенку предлагается изображение (частичное) собачки. Необходимо
последовательно дорисовывать образ собачки, так, чтобы каждый раз это была разная собачка.
Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Посчитайте,
сколько кружков превратил в новые образы ребенок (1 балл), сколько нарисовал разных
собачек (1 балл). Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у
данного ребенка. Результативность:
От 0 до 4 баллов – низкий уровень;
От 5 до 8 – средний уровень;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Необычное использование» П. Торренса
(диагностика словесного творческого мышления)
Учащимся предлагается придумать необычное использование обычным предметам. Например:
стакан, носок, коробка из-под обуви. Чем больше будет придумано новых образов (1 балл), тем
лучше. Результативность:
От 0 до 3 баллов– низкий уровень;
От 4 до 6 – средний уровень;
От 7 - высокий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определение уровня теоретической подготовки (тестирование)
1. Что такое композиция в прикладном творчестве?
а) расположение предметов в изделии относительно друг друга;
б) правильное распределение относительно центра композиции;
в) расположение объектов по кругу.
2. Какие цвета теплые? (2 варианта ответа)
а) желтый; б) красный; в) малиновый.
3. Как художники называют цвета, приближенные к цвету огня?
а) теплые; б) холодные; в) горячие.
4. Папье-маше – техника изготовления кукол из?
а) глины; б) бумаги; в) стекла.
5. Что такое «флористика»?
а) изображение цветов на картине;
б) работа с природным материалом;
в) работа с деревянными заготовками.
6. Какие растения можно собирать?
а) все подряд;
б) красивые и не занесены в Красную книгу;
в) только те, которые занесены в Красную книгу.
7. Вырезанная из бумаги или картона выкройка это:
а) эскиз; б) шаблон; в) лекало.
8. В каком селе была основана первая в России фабрика по производству изделий из папьемаше с лаковой росписью?
а) Филимоново; б) Мстёра; в) Данилково.
9. Как с японского переводится слово «оригами»?
а) «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага;
б) «Ори» - бумага, «Кама» - камень;
в) Слово оригами не переводится.
10. Какая форма является основной в оригами?
а) треугольная; б) прямоугольная; в) квадратная.
11. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги пополам?
а) блин; б) книга; в) дверь. 12.
Аппликация - это
а) вид изобразительного искусства;
б) вид декоративно-прикладного искусства;
в) область декоративно-прикладного искусства.
13. Сколько видов аппликации существует?
а) 12; б) 19; в) 10.
14. как называется скрепляющая субстанция на основе муки или крахмала, которую
мастера часто пользуются, изготавливая папье-маше?
а) кашица; б) клейстер; в) клей.
15."Сувенир" в переводе с французского означает?
а) предмет; б) память; в) воспоминание.
16. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные цвета?
а) оранжевый, зеленый, фиолетовый;
б) красный, желтый, синий;
в) белый, черный, красный.
17. Что такое «эскиз»?
а) первая быстрая зарисовка идеи автора;
б) готовый рисунок;
в) авторская работа.
18. Какая страна является родоначальником искусства декупаж?
а) Италия; б) Франция; в) Япония.
19. Самый популярный материал для декупажа?
а) газета; б) салфетки; в) ткань.
20. Какие цвета относятся к ахроматическим? (2 варианта ответа)
а) черный; б) красный; в) белый.
Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл).
1 -а; 2 – а, б; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – б; 7 - б; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 –а;
– б; 16 – б; 17 – а; 18 – б; 19 – б; 20 – а, б.
Результативность:
Менее 7 баллов – низкий уровень;
От 8 до 16 – средний уровень;
От 17 до 20 - высокий уровень.
13 – в; 14 – б; 15
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Правила техники безопасности.
При работе с карандашами:
• Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
• Не размахивать карандашом во время работы;
• Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
При работе с ножницами, иголками, булавками:
• Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их
острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
• Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить;
• Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
• Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
• При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить
палец;
• Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные
предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
• Сломанную иглу следует отдать руководителю.
При работе с бисером, пайетками, стеклярусом:
• Бисер, пайетки, стеклярус, хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой;
• Проверить отсутствие ненужных предметов на столе;
• Не брать бусины в рот – можно случайно проглотить их;
• После работы оставшиеся бусины сложить в пакетик.
При работе с клеем:
• Помнить, что клей токсичен.
• После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
• В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и
промыть глаза холодной водой.