БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДЕНО:
На педагогическом совете
директор БМАОУ ООШ № 30
____________Григорьев Ю.И
28.08.2025 Протокол № 1
приказ 75 от 28.08.2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Оригами для младших школьников
Возраст обучающихся: 2-3 класс
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: ТрапезниковаЮ.С.
педагог дополнительного образования
п.Сарапулка, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Оригами для детей»: художественная
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
- «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ,
реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными и
предпринимателями Санкт-Петербурга»// Распоряжение Комитета по образованию СПб от 25.08.2022 №
1676-р.
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав БМАОУ ООШ 330.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 8 до 11 лет.
Актуальность. Программа «Оригами для младших школьников» включает деятельность по
конструированию из бумаги, которая направлена на развитие у обучающихся, определяющаяся как
продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя
воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Данная программа является программой художественной направленности, позволяет ребенку
оценить привлекательность такой сферы деятельности, как художественно- прикладное творчество.
Определить свои возможности и успешность в этой области.
Школьное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств
творческой личности. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и
талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности
проявить себя во всех видах творчества.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают не только
мелкую моторику детей, а также такие важнейшие психические процессы, как внимательность, память,
мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление,
творчество и логические способности. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с
геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной
геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна
геометрическая фигура преобразуется в другую.
Отличительные особенности, новизна
Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо
связано с развитием интеллекта, формированием образного мышления. Оригами развивает у детей
способность работать руками под контролем сознания.
В процессе занятий, дети овладевают различными приемами и способами действия с бумагой,
такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, что очень важно для
формирования речи. Оригами предоставляет для этого огромный простор – мелких движений не только
много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигур одновременно работают
обе руки, а также у детей развивается понятие
2
получения объема из плоского листа, формируется так называемое «конструкторское
мышление».
Для психологов оригами – это одно из направлений арт-терапии, возможности оказания
психологической помощи больному посредством искусства.
Продолжительность одного академического часа- 40 мин.
Общее количество часов в неделю- 1 часа
Занятие проводятся 1 раза в неделю по 1 часу
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы- «Оригами для
младших школьников» отводится 34 часов
Срок обучения- 1 год
Формы реализации дополнительной образовательной программы
Модульная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и
построения учебных планов, включающие в себя самостоятельное дидактические единицы –
модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную
компетенцию в ходе освоения.
Формы обучения:
Индивидуально-групповая, групповая
Виды занятий:
Формы работы с учениками по ознакомлению с декоративно-прикладным
искусством:
• беседы;
• работа с электронными пособиями;
• работа с Интернет-источниками;
• проведение мастер-классов;
• практические задания;
• рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• конкурсы декоративно-прикладного искусства.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей
в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как
художественного способа конструирования из бумаги.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы «Оригами для детей»
являются:
1.Обучающие:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами;
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
2.Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать творческую активность.
- Формировать умение следовать устным инструкциям
3.Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Воспитывать уважение к своему труду и к работе окружающих людей.
3
Планируемые результаты освоения программы
Предметные
- Знаком с искусством оригами;
- Владеет различными приемами работы с бумагой;
- Знает основные понятия и базовые формы оригами;
- Умеет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Метапредметные
- Развита мелкая моторика рук и глазомер;
- Умеет следовать устным инструкциям, работать с бумагой;
- Развит художественный вкус, творческие способности и фантазия.
- Развиты (относительно стартовых возможностей) внимание, память, мышление,
пространственное воображение
Личностные
- Развиты навыки культуры ручного труда.
- Развито чувство прекрасного, умение ценить красоту
- Развито умение бережно относиться к созданным руками человека предметам
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе принимаются дети с 8 до
11 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и заявки родителей. Количество детей в
группе: не более 10 человек.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия, а также в зависимости от возраста детей:
• Занятие по сюжету сказки
• Игра
• Игровая ситуация
• Наблюдения
• Обсуждение
• Объяснение
• Показ
• Практическое занятие
• Рассказ
• Рассматривание иллюстраций
Формы организации деятельности обучающихся:
• подгрупповые, включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь в
малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач. Задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка (подгруппы могут
выполнять одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости
от цели деятельности).
• индивидуальные, используются для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия по Программе строятся по следующей структуре:
Вводная часть
– Приветствие
Основная часть
– Познавательная часть (знакомство с терминами и понятиями в оригами)
4
– Подготовительная часть (рассматривание этапов изготовления оригами)
– Практическая часть (непосредственная работа по изготовлению оригами детьми, с
фиксацией каждого отдельного этапа).
Заключительная часть
– Выставка детских работ, анализ
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
• Непрерывная
образовательная
деятельность.
Специально
организованная
деятельность педагога с детьми.
• Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные
игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех
видов детской деятельности по интересам и желанию детей.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы осуществляет воспитатель, педагог дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение Программы –
Занятия проходят в группе или в изостудии:
• Детские стулья, столы
• Интерактивная доска
•
•
•
•
Доска магнитная, доска для рисования, фломастеры, карандаши
Цветная бумага
Таблицы и карточки со схемами и этапами изготовления оригами
Стенд для выставки работ
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела,
темы
1
Вводное занятие.
Искусство оригами.
2
3
4
Количество часов
всего
теория
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
Модульное оригами. Квадрат
– основная форма оригами.
1
0.5
0.5
Квадрат – основная форма
оригами. Щенок -1. Щенок-2.
1
0.5
0.5
Виды бумаги и ее свойства.
Правила безопасности при
работе с инструментами
5
практика
Форма
организации
занятий
Формы контроля/
итогового оценивания
Объяснение,
показ
иллюстраций
Входящий
(наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
5
Рыбка
1
0.5
0.5
Лодочка
1
0.5
0.5
Гном
1
0.5
0.5
Кошечка
1
0.5
0.5
Собачка
1
0.5
0.5
6
7
8
9
10
Такса
1
0.5
0.5
Мишка
1
0.5
0.5
Зайка
1
0.5
0.5
Мороженое
1
0.5
0.5
Пингвин
1
0.5
0.5
11
12
13
14
6
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
15
Жираф
1
0.5
0.5
Слон
1
0.5
0.5
Попугай
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
16
17
18 Новогодняя игрушка
19 Новогодняя игрушка
20 Новогодняя игрушка
1
0.5
0.5
21
Змейка
1
0.5
0.5
Акула
1
0.5
0.5
Скат
1
0.5
0.5
22
23
24
Краб
1
0.5
7
0.5
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
2
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Объяснение,
показ
иллюстраций,
работа в
группах
Моделирование
Индивидуаль
ная работа
Моделирование
Индивидуаль
ная работа
Моделирование
Индивидуаль
ная работа
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Тюлень
1
0.5
0.5
Мышка
1
0.5
0.5
Птичка
1
0.5
0.5
Лебедь
1
0.5
0.5
Подружки-лягушки
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Групповая
работа
1
0
1
Групповая
работа
34
14
20
2
27
28
29
30 Сказки из листа. Царевна-
лягушка. Лисичкасестричка и серый волк
31 Сказки из листа. Лисичкасестричка и серый волк
32 Беседа на тему
«Чему мы научились на
занятиях?»
33 Творческая мастерская:
любимые поделки.
Выставка лучших работ.
34 Проведение конкурса
«Самые умелые руки».
Вручение грамот, призов
Итого
Беседа.
8
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Текущий (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
Итоговый (наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе «Оригами для
младших школьников»
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в
процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного
способа конструирования из бумаги.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы «Оригами для детей»
являются:
1. Обучающие:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами;
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
2. Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать творческую активность.
- Формировать умение следовать устным инструкциям
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Воспитывать уважение к своему труду и к работе окружающих людей.
Прежде чем приступить к созданию поделок, стоит познакомить детей с разными
видами техник складывания бумаги. Для практической работы с детьми 8–11 лет
используются следующие виды оригами из бумаги:
Простое оригами. Этот вид является самым простым в исполнении. С него и
начинается знакомство с техниками складывания фигурок из бумаги. Из него собирают
разнообразные фигуры – это традиционные самолетики, кораблики, журавлики, лягушки,
цветочки, мордочки животных. Оживить фигурки можно, дорисовав или приклеив им из
цветной бумаги глазки, нос и рот.
Тема
1
2
Содержание занятия
Теория:
Вводное
Познакомить детей с различными видами оригами, обратить внимание на
занятие.
различия. Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями,
Искусство
использование и применение в детском творчестве
оригами.
Практика:
Предложить сделать простейший самолёт, сгибая листы бумаги по
образцу педагога, с опорой на наглядность, поэтапно.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Виды бумаги и Теория:
ее свойства.
Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о
Правила
безопасном пользовании материалами и инструментами. Познакомить
безопасности детей с понятием «простое оригами».
при работе с
Практика:
инструментам Складывание простого оригами «Рыбка» по образцу (см.приложение)
и
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
9
3
Модульное
оригами.
Квадрат –
основная
форма
оригами.
Теория:
Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о
безопасном пользовании материалами и инструментами. Познакомить
детей с понятием «простое оригами».
Практика:
Складывание простого оригами «Рыбка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
4
Квадрат –
основная
форма
оригами.
Щенок -1.
Щенок-2.
Теория:
Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о
безопасном пользовании материалами и инструментами. Познакомить
детей с понятием «простое оригами».
Практика:
Складывание простого оригами «Рыбка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
5
Рыбка
6
Лодочка
7
Гном
8
Кошечка
9
Собачка
Теория:
Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о
безопасном пользовании материалами и инструментами. Познакомить
детей с понятием «простое оригами».
Практика:
Складывание простого оригами «Рыбка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом
специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как,
сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый
нижний угол, правый нижний угол
Практика:
Складывание простого оригами «Лодочка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия
сгиба, перегнуть и разогнуть)
Практика:
Складывание простого оригами «Гном» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами
(надрезать, отрезать)
Практика:
Складывание простого оригами «Кошечка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо
проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Развивать у детей
художественный вкус.
Практика:
Складывание простого оригами «Собачка» по образцу (см.приложение)
Используя аппликацию, оформить мордочку щенка.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
10
10
Такса
11
Мишка
12
Зайка
13
Мороженое
14
Пингвин
15
Жираф
Теория:
Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать
маленькие и большие углы, создавая образ таксы, красиво располагать на
листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство
коллективизма
Практика:
Складывание простого оригами «Такса» по образцу (см.приложение)
Используя аппликацию, оформить мордочку щенка.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Совершенствовать
навыки
аккуратного
сложения
квадрата
в
треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в
противоположные стороны
Практика:
Складывание простого оригами «Мишка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник,
аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение
последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику
рук.
Практика:
Складывание простого оригами «Зайка» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать
острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила
безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, творчество.
Практика:
Складывание
простого
оригами
«Мороженое»
по
образцу
(см.приложение), украсить поделку линиями, имитируя вафельный
стаканчик.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо
проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Развивать у детей
художественный вкус.
Практика:
Складывание простого оригами «Пингвин» по образцу (см.приложение).
Используя аппликацию, оформить мордочку пингвина.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей
отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба,
выворачивать отогнутую часть наружу.
Практика:
Складывание простого оригами «Жираф» по образцу (см.приложение).
Используя фломастеры, нарисовать пятнышки характерные жирафу.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
11
16
Слон
17
Попугай
18 Новогодняя
игрушка
19 Новогодняя
игрушка
20 Новогодняя
игрушка
21
Змейка
Теория:
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.
Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в
сложенной бумаге знакомые фигуры
Практика:
Складывание простого оригами «Слон» по образцу (см.приложение)
Используя аппликацию, оформить мордочку слона.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.
Создать фигуру попугая. Развивать воображение. Учиться узнавать в
сложенной бумаге знакомые фигуры
Практика:
Складывание простого оригами «Попугай» по образцу (см.приложение)
Используя аппликацию, оформить фигуру попугая, предложить посадить
его на деревце в группе.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Научить детей мастерить змейку из пяти квадратов, склеенных между
собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику
рук, аккуратность.
Практика:
Складывание простого оригами «Змейка» по образцу (см.приложение)
совершенствование умения аккуратно работать с клеем
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол,
сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать
воображение, находчивость
Практика:
Складывание простого оригами «Акула» по образцу (см.приложение)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо
проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Развивать у детей
художественный вкус.
Практика:
Складывание простого оригами «Скат» по образцу (см.приложение)
Используя аппликацию, оформить глаза скату.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая
противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить
отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать
желание к творческому оформлению поделки
Практика:
Складывание простого оригами «Змейка» по образцу (см.
Приложение) Используя аппликацию, оформить глаза скату.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
12
22
Акула
23
Скат
24
Краб
2
Тюлень
2
Мышка
27
Птичка
Теория:
Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении,
создавая образ прямоугольника-тюленя. Развивать мелкую моторику рук
Практика:
Складывание простого оригами «Акула» по образцу (см.приложение)
Используя фломастеры или аппликацию, оформить голову тюленя.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать
квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать
линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами.
Практика:
Складывание простого оригами «Скат» по образцу (см.приложение)
Используя фломастеры или аппликацию, оформить мордочку мышки (по
желанию сделать аппликацию «сыр для мышки»)
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.
Создать фигуру птички. Развивать воображение. Учиться узнавать в
сложенной бумаге знакомые фигуры
Практика:
Складывание простого оригами «краб» по образцу (см.приложение)
Используя фломастеры или аппликацию, оформить крылышки и голову
птички, предложить посадить её на деревце в группе.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол,
сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать
воображение, находчивость
Практика:
Складывание простого оригами «Тюлень» по образцу (см.приложение),
предложить сделать лебединое озеро.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.
Создать фигуру группы лягушек-подружек. Развивать воображение.
Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры
Практика:
Складывание простого оригами «мышка»
по образцу
(см.приложение) Используя аппликацию, оформить фигуры лягушек.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать выставку
работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные», «Жители
морей», «Птицы»
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
13
28
Лебедь
29
Подружкилягушки
30 Сказки из
листа.
Царевналягушка.
Лисичкасестричка и
серый волк
31 Сказки из
листа.
Лисичкасестричка и
серый волк
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать выставку
работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные», «Жители
морей», «Птицы»
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны.
Создать фигуру группы лягушек-подружек. Развивать воображение.
Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры
Практика:
Складывание простого оригами «Подружки лягушки» по образцу
(см.приложение) Используя аппликацию, оформить фигуры лягушек.
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать выставку
работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные», «Жители
морей», «Птицы»
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать
работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные»,
морей», «Птицы»
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
32 Беседа на
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать
тему
«Чему мы на работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
учились на
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные»,
занятиях?»
морей», «Птицы»
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
33 Творческая
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать
мастерская:
работ. Развивать воображение, желание творить
любимые
Практика:
поделки.
Оформление выставки работ детей по темам: «Животные»,
Выставка
морей», «Птицы»
лучших
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
выставку
«Жители
выставку
«Жители
выставку
«Жители
работ.
34 Проведение
Теория:
Вспомнить с детьми виды оригами, предложить организовать выставку
конкурса
«Самые умел работ. Развивать воображение, желание творить
Практика:
ые руки».
Вручение гра Оформление выставки работ детей по темам: «Животные», «Жители
морей», «Птицы»
мот, призов
Формы контроля: наблюдение, анализ детской деятельности
14
1.4. Планируемые результаты
Итогом деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ.
Ученики осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до
конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей
участников клубного формирования, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные,
отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Метапредметные результаты:
• требования безопасной работы при ручных утюжильных работах: организации труда и
рабочего места;
• роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на
примере декоративно-прикладного искусства;
• основные свойства и назначения используемых материалов: подбор материалов по цвету,
фактуре, орнамента, композиции;
• наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
• приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
• общие сведения о ведущих профессиях;
• исторические сведения по развитию народных промыслов;
• основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании
новых изделий.
Личностные результаты
• соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
• обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
• уметь контролировать правильность выполнения работы;
• самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь
товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
• изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
• ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию,
композицию цветовое решение изделия.
Предметные результаты
• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтение ориентаций на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
• эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
2. Организационно-педагогические условия
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных
недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором
полугодии
34
34
1
34
15
19
Начало занятий
Каникулы
7
8
Окончание учебного года
9
01сентября
Осенние, зимние и
весенние
27 мая
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Описание учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
УМК для учителя:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки: Учеб. для 1 кл. -Самара, Корпорация «Федоров»,
2019.
2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2 кл. - Самара: Корпорация
«Федоров», 2017
3. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй!: Учеб. для 3 кл. - Самара,
Корпорация «Федоров», 2014.
4. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество: Учеб. для 4 кл.
- Самара: Корпорация «Федоров», 2012.
5. Примерной программы «Художественное творчество: станем волшебниками» (Автор
Т.Н.Проснякова. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение». 2015 г.)
6.Агапова И.А., Давыдова М.А.200 лучших игрушек из бумаги картона. –М.: Изд- во Лада,
2007.–240 с.
7.Агапова И.А., Давыдова М.А.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из
бумаги и картона.–М.: ИКТЦ Лада, 2008. –95 с.
8.Волкова С.И.Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся начальной
школы.–М.: Просвещение,2004. –95 с.
9.Долженко Г.И.100 поделок из бумаги.–Ярославль: Академия развития, 2000. –142 с.
10.Иванова Л.В.Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. –78 с.
11Лазарева Н.М.Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.–СПб.: Паритет, 2007.
–127 с.
12 .Форлин М.Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.–М.: Арт –Родник,
2007. –30 с.
Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству:
http://stranamasterov.ru;
http://kartonkino.ru;
http://podelki-bumagi.ru;
http://origamik.ru;
http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.
http://stabilo4kids.ru/
http://shteltn.ucoz.ru/index/kabinet_izo/0-39
http://sv-gold.ru/dir/shool/izo/13
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.zonar.info/
http://www.liveinternet.ru/users/3659877/post168470931
УМК для ученика:
• Белая бумага (Офисная)
• Цветная бумага для аппликаций
• Цветная бумага (офисная)
• Цветная бумага двухсторонняя
• Цветной картон
• Гофрированная бумага
• Калька
• Бумага для акварели
• Салфетки
• Линейки
• Треугольники
• Простые карандаши
• Цветные карандаши
• Стирательные резинки
• Фломастеры
• Краски акварельные
• Гуашь
• Ножницы
• Клей ПВА
• Клей карандаш
• Кисточки для клея
• Кисточки для красок
• Бумажные салфетки
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие этапы контроля:
входной, текущий и итоговый контроль.
8– 11 лет
1 занятие
2– 33 занятие
34 занятие
Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления первоначального уровня знаний и
умений, возможностей детей и определения природных способностей.
Формы входного контроля:
• беседы с детьми;
• проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, через
наблюдение за продуктами творчества.
Текущий контроль осуществляется путём наблюдения за выполнением работ по изготовлению
несложной фигурки оригами. Самостоятельное составление рисунка или аппликации с этой фигуркой.
Формы текущего контроля:
• выполненные задания;
• наблюдения;
• беседы с детьми.
Итоговый контроль включает мероприятия по результатам освоения программы.
Формы итогового контроля:
• Составление альбома тематических работ.
• Проведение выставок детских работ.
• Инсценировка детских художественных произведений.
• Проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, через
наблюдение и беседу и оценку творческих работ. Диагностика обследования уровня развития детей.
1. Распознают и называют геометрические фигуры
2. Читают чертежи (пооперационные карты);
3. Работают по показу;
4. Работают по аналогии;
5. Выполняют без помощи взрослого;
6. Подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеют
аккуратно использовать материалы.
7. Интерес к деятельности и творческие способности. Форма предъявления результата освоения
программы:
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(Описание методов, приемов, технологий, используемых при реализации программы)
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие,
• Игровые технологии,
• Технологии коллективного творчества,
• Информационно коммуникативные технологии.
Методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, плакаты, образцы)
• Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры)
• Частично-поисковые (беседы, игры)
Приёмы работы:
• Складывание бумаги по прямой, по диагоналям, с совмещением сторон и углов и др.
• Заглаживание линий
• Загибание, разгибание, выворачивание уголков
• Вырезание, надрезание (детали украшения, заготовки)
• Аппликация (для оживления оригами)
Педагогические принципы построения программы
субъектный принцип - педагог и обучающийся определяются активными субъектами
образования;
принцип уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему
предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребёнка;
принцип сознательности и активности обучающихся предполагает создание условий для
активного и сознательного отношения обучающихся к обучению. Условий, для осознания обучающихся,
правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода предполагает необходимость учёта
индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого обучающегося
при выборе темпа, методов и способа обучения;
принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой
организации обучающего процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее
проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать обучающегося на
более высокий уровень развития;
принцип наглядности осуществляется через показ выполнения приёмов и действий;
принцип доступности заключается в применении основного правила дидактики «от простого к
сложному, от известного к неизвестному»;
принцип самоактуализации - в каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих
интеллектуальных, коммуникативных, художественных способностей. Важно побудить и поддержать
стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых
возможностей;
принцип индивидуализации - создание условий и поддержка индивидуальности обучающегося в
условиях коллективного обучения;
принцип творчества и успеха - благодаря творчеству воспитанник выявляет свои способности,
узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию комплекса успешного человека, стимулирует стремление к познавательной
деятельности.
Перечень дидактических средств, ЭОР
Иллюстрации
Картотека мультимедиа
Раздаточный и изобразительный материал
Фортепиано,
Ноутбук, проектор, доска
Игрушки
4.Список литературы:
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З. А.
Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.
2. Дорогова, Е. Ю. Дорогов, Ю. И. Секреты оригами для дошкольников. / Е.Ю. Дорогова, Ю.И.
Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный
материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
4. Сержатова, Т. Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва- пресс», 2009.
5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ /
С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
6. Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.:
Валерии СПД; 2003.-240 с.
7. Сухаревская, О. Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М.,
«Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
https://schooldistance.ru/ https://kanzashi.club/podelki/origami-iz-bumagi-svoimirukami.htmlhttps://yandex.ru/images/search?lr=2&source=serp&stype=image&text=оригами%20
из%20бумаги%20для%20детей
Приложение 1
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе используется
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы по программе
№
п/п
Ф.И.
ребенка
Знание
основных
базовых
форм и
умение
самостояте
ль но их
изготовит
ь
н.
к.
Умение
изготовить
несложную
поделку,
следя за
показом
педагога и
слушая
устные
пояснения
н.
к.
Умение
украсить
свою
поделку,
добавляя
недостаю
щие
детали
(нос,
глаза, усы
и
т.п.)
н.
к.
Создание
творчески
х
композици
йс
изделиями,
выполненн
ы ми в
технике
оригами.
Умение
самостояте
ль но
изготовить
поделку от
начала и
до конца
по образцу
н.
н.
к.
к.
Точнос
ть и
аккурат
ность
выполн
ении
работы
н.
к.
Умение
самостоятель
но и
справедливо
оценивать
конечный
результат
своей работы
н.
к.
Общее
количест
во
баллов
н.
к.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Н. – начало реализации программы К.– конец реализации программы
Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной
деятельности ребенка, в совместной деятельности с взрослым.
Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется
неустойчиво, ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к
достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной
из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии
выполнить задание самостоятельно.
Итоговый уровень: 0 - 7 баллов – низкий уровень; 8 - 16 баллов – средний уровень; 17 - 21 балл – высокий уровень
22
АКУЛА
23
Приложение 2
ЖИРАФ
24
ЗАЙКА
25
ЗМЕЙКА
26
КОШЕЧКА
27
КРАБ
28
ЛОДОЧКА
29
МИШКА
30
МОРОЖЕНОЕ
31
МЫШКА
32
ПЁС ДРУЖОК
33
ПИНГВИН
34
ПТИЧКА
35
РЫБКА
36
СКАТ
37
СЛОН
38
СОБАЧКА
39
ТАКСА
40
ГНОМ
41
ТЮЛЕНЬ
42
ЛЕБЕДЬ
43
ПОДРУЖКИ-ЛЯГУШКИ
44