МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
28.08.2025 Протокол № 1
УТВЕРЖДЕНО:
директор БМАОУ ООШ № 30
____________Григорьев Ю.И
Приказ №75 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык на отлично»
для обучающихся 7–9 классов
п.Сарапулка, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык на отлично» для обучающихся 9 класса разработана
на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, кодификатора
основных элементов содержания ОГЭ по русскому языку, развивает элемент содержания
базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся
и создает условия для получения обучающимися качественного результата по предмету.
На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов
русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит
сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как
системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить
правила орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность. Данная программа
позволит расширить знания учащихся по таким разделам, как орфоэпия, орфография, лексика,
морфология, синтаксис; активизировать их внимание к собственной письменной и устной речи.
Курс позволит обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции, что
соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах
основной школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых
компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и
культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных
в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка
в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
школьного образования.
Формы проведения занятий: практикум, тренинг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
3
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский
замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика,
термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты,
вводные конструкции и др.); специальные изобразительно- выразительные средства (звуковые,
лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н
– нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
5
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования
лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и
его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения
рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
Тема
Построение сжатого изложения
Средства выразительности речи
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация
Построение сочинения-рассуждения
Итого
Количество часов
4
4
12
8
6
34 часа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол-во
Тема занятия
Электронные образовательные
ресурсы
часов
1
1
Содержание темы занятия
2
1
Микротема. Абзацное членение
текста.
3
1
Приёмы сжатия текста.
4
1
Приёмы сжатия текста
5
1
Синонимы, антонимы
6
1
Средства выразительности
7
1
Средства выразительности
http://rusgram.narod.ru
8
1
Фразеологизмы.
http://rusgram.narod.ru
9
1
Словосочетание. Замена
словосочетаний
10
1
Повторяем правописание корней.
11
1
Повторяем правописание приставок
12
1
Повторяем
правописание
суффиксов
существительных
прилагательных
http://www.ruscenter.ru ФИПИ
http://www.fipi.ru/
http://rusgram.narod.ru
и
6
13
1
Грамматическая основа предложения
14
1
Написание наречий и их омонимов
http://www.ruscenter.ru ФИПИ
http://www.fipi.ru/
http://www.rusjaz.da.ru
http://www.rusjaz.da.ru
15
1
Синтаксический разбор простого
предложения
16
1
Повторяем правописание суффиксов
глаголов и причастий
17
1
18
1
Правописание не с разными частями http://www.rusjaz.da.ru
речи
19
1
Правописание не с разными частями http://rusgram.narod.ru
речи
20
1
Дефисное написание слов
21
1
Знаки препинания при однородных
членах
22
1
Тест " Знаки препинания при
однородных членах
23
1
Знаки препинания при
обособленных определениях и
приложениях
24
1
Знаки препинания при
обособленных обстоятельствах
25
1
Тест " Знаки препинания при
обособленных членах"
26
1
Синтаксический разбор
осложнённых предложений
27
1
Знаки препинания при вводных
конструкциях
28
1
Тест " Знаки препинания при
вводных, вставных конструкциях"
29
1
Работа с текстом. Подготовка к
сочинению
30
1
Структура сочинения на
лингвистическую тему.
31
1
Структура сочинения по финальным
строкам.
32
1
Структура сочинения по значению
слова.
33
1
Итоговое тестирование
34
1
Итоговое занятие.
Повторяем правописание
окончаний
http://rusgram.narod.ru
http://www.ruscenter.ru ФИПИ
http://www.fipi.ru/
http://www.ruscenter.ru ФИПИ
http://www.fipi.ru/
7
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Оборудование кабинета:
1. Доска металлическая трехстворчатая, экран.
2. Парты ученические.
3. Шкафы и стеклянные витрины для хранения наглядных и дидактических пособий.
4. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, колонки)
Учебно-методическое:
1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык: 9 класс:
Подготовка к государственной итоговой аттестации-2016. – Ростов-на-Дону: Легион,
2017.
2. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. –
Санкт-Петербург: Сага, 2016.
3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2017: Экзамен в
новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ
для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный
институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2017.
4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.- М.:
Экзамен, 2015.
5. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. /
сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Материально-техническое обеспечение:
•
Ноутбук
•
Проектор
•
Колонки
•
Экран
Цифровые образовательные ресурсы:
Грамматика русского языка - http://rusgram.narod.ru
Грамота.ру - http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения –http://slova.ndo.ru
Национальный корпус русского языка –http://www.ruscorpora.ru
Русский язык - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык: говорим и пишем правильно - http://www.gramma.ru
Словари.Ру - http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – http://www.slovo.zovu.ru
Центр развития русского языка - http://www.ruscenter.ru ФИПИ http://www.fipi.ru/
8