МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕРЕЗОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
Рассмотрено:
на педагогическом совете
29.08.2025 года протокол № 1
Утверждаю:
Директор школы
______________Григорьев Ю.И.
Приказ № 75от 29.08.2025 года
Рабочая программа по учебному предмету
««География Свердловской области»»
для обучающихся 9 классов
п. Сарапулка 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа школьного курса «География Свердловской области» разработана на основе
концепции регионализации общего образования Свердловской области, концепции школьного
географического образования, требований федерального и национально-регионального
компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений,
происходящих в общеобразовательной школе.
Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведениив школьную
географию региона идей гуманизации, социологизации и экологизации, пронизывающих
современную географическую науку, и идей личностно ориентированного обучения. Все это
существенно меняет образовательные цели, содержание и технологию обучения по предмету.
Ключевой категорией содержания программы выступает понятие геокультурное
пространство региона, которое включает два взаимосвязанных смыслообразующихпризнака:
- региональное географическое пространство как совокупность отношений между
географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во
времени;
- культура, которая как социальный феномен развивается в конкретном географическом
пространстве, приобретает качественные особенности и. становясь сущностным элементом этого
пространства, влияет на его развитие.
Понятие «геокультурное пространство региона» фиксирует пространственную взаимосвязь
культуры с другими элементами географического пространства. В современных условиях эти
взаимосвязи являются достаточно интенсивными, сложными и многоаспектными. Различные
элементы культуры входят практически во все географические образования, превращая их в
геокультурные: природно- территориальные комплексы включают антропогенные (культурные)
ландшафты; территориальные хозяйственные комплексы полностью состоят из элементов
материальной культуры; территориальные общности людей выступают в качестве носителей
социально-культурной деятельности.
Таким образом, понятие «геокультурное пространство» означает, что культура (материальная,
духовная, соционормативная) теснейшим образом связана с территорией, на которой она
развивается, с ландшафтом этой территории, ее природно-ресурсным потенциалом и представляет
собой элемент географического пространства. Геокультурное пространство это форма
существования геокультурных пространственно-временных систем, развивающихся и
функционирующих на конкретной территории.
Геокультурное пространство, как составная часть географического пространства, обладает
рядом свойств:
1. Структурность, проявляющаяся как в компонентном аспекте (включает территорию с
сформировавшимися на ней геокультурными элементами), так и в территориальном аспекте
(каждое пространство сугубо индивидуально и неповторимо, то есть нигде на земном шаре не
существует двух одинаковых геокультурных пространств).
2. Системность. Геокультурное пространство есть результат устойчивых связей
между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность,
комплексность, устойчивость и автономность
3. Динамичность. Образующие геокультурное пространство элементы и связи между ними
подвержены структурным и функциональным изменениям. Динамичность есть результат
неразрывной связи пространства и времени.
Теоретическое представление о геокультурном пространстве, реализующее гуманистические
и социокультурные идеи современной географической науки, послужило научной основой для
разработки программного содержания регионального курса «География Свердловской области».
Свердловская область в этой связи рассматривается как целостное региональное геокультурное
пространство и одновременно как часть общероссийского и глобального географического
пространства.
Кроме идей современной географической науки программа ориентирована на идеи личностно
развивающего обучения, что усиливает гуманистическую и социокультурную линии в ее
содержании. Личностно развивающее обучение предполагает создание условий для
самоопределения, саморазвития личности. для осмысленного учения и в конечном итоге
способствует социализации личности школьника.
Идеи личностно-развивающего обучения реализуются через следующие научнопедагогические принципы:
Принцип природосообразности осуществляется на основе изучения естественной
географической среды региона. Этот принцип ориентирует учащихся подросткового возраста на
осознание красоты, ценности природы своего края, на понимание разносторонних связей человека
с природой. В соответствии с принципом природосообразности у подростка необходимо
культивировать определенные этические установки по отношению к окружающей природе, а
также природноохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Это способствует
развитию ценностно-оценочного отношения ребенка к самому себе и к другим людям, к
естественно-географической среде, освоению способов бесконфликтного поведения по
отношению к ней.
Принцип социализации личности. Социализация-это процесс освоения и воспроизводства
человеком социального опыта, норм, ценностей, ролей. В пределах региона человек вступает во
взаимодействие со средой, которая представляет собой совокупность природно-, экономико- и
социально-географических условий его жизнедеятельности. Одновременно все эти условия
образует среду социализации жителей региона. Региональная география, география места
проживания в качестве учебной дисциплины помогает учащимся видеть окружающий мир таким,
каков он есть, сделать правильный выбор жизненного и профессионального пути. К числу
социальных ролей, которые ученик осваивает, изучая географию своего региона, можно отнести
следующие: я - житель, я- работник, я -гражданин, я - исследователь. Мысленное или реальное
проживание этих ролей способствует развитию у учащихся таких общественно значимых качеств,
как социальная ответственность и социальная компетентность.
Принцип кулыпуросообразности осуществляется через непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, в том числе и через содержание
регионального геокультурного пространства, включающего элементы материальной, духовной,
поведенческой культуры и менталитет конкретного социума, который определяет отношение
человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе.
Кроме перечисленных принципов при разработке содержания программы использовались и
такие принципы, как исторический, проблемный, типологический, экологический и другие.
Таким образом, принятая авторами ориентация на идеи личностно ориентированного обучения
усиливает образовательную ценность научного географического знания, позволяет соотносить
особенности геокультурного пространства Свердловской области с формами самоопределения и
саморазвития личности.
Образовательная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о
геокультурном пространстве Свердловской области, закономерностях его существования и
развития. Такое целостное представление во многом определяет реальное поведение человека в
окружающей географической среде, в конкретных ситуациях жизнедеятельности, развивает
способность противостоять разрушительным, деструктивным процессам, поддерживать
прогрессивные, созидательные тенденции, способствует развитию социальной компетентности
молодых жителей региона.
Региональный курс «География Свердловской области» органически связан с содержанием
федерального курса школьной географии, особенно с географией 8-10 классов. Программа
регионального курса составлена таким образом, что основные научно-теоретические положения,
практико-ориентированные, развивающие компоненты, ценностные основания, а также
требования федерального уровня к географической подготовке учащихся преемственно
развиваются на региональном уровне. В результате курс «География Свердловской области»
вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического
образования, которая заключается в формировании у подростков целостной географической
картины мира как составной части ноосферы. Цель курса определяет его общеобразовательные и
предметные задачи.
Общеобразовательные задачи:
1. Обеспечить личностью развивающий характер образования, создать условия для
ценностного социокультурного определения и саморазвития личности.
2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных, межличностных
отношений, становлению ответственного поведения по отношению к природной,
социокультурной среде, к другим народам, этносам и их ценностям.
3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса способствовать
развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, удовлетворять и развивать их
образовательные потребности в познании и преобразовании геокультурного пространства региона.
4. Развивать гибкость мышления и поведения как условие непрерывного общего и
профессионального образования и самообразования, объективно необходимых при развитии
рыночной экономики и наукоемких производств.
Предметные задачи:
1. Сформировать системное представление о Свердловской области как
географически целостном регионе, субъекте Российской Федерации и мирового (глобального)
географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так
и специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором
осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности;
показать исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей
природных,
экономических,
социальных,
демографических,
этнографических,
культурологических, геоэкологических явлений в регионе.
3. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям
по географии Свердловской области; развивать умение работать с географо-краеведческими
источниками информации, особенно с тематическими картами географического атласа
Свердловской области.
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 ч.
Количество часов за два учебный год: 34 ч.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской
области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные
сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями,
управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного
края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения, развития
нации.
ГЕОГРАФИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Географическое положение
Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира).
Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на
юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным
регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.
Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область на политикоадминистративной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке
Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во
времени.
I.
ФИЗИЧЕСКАЯ
Природные условия и ресурсы
Геологическое строение
Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические
структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская
плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в
истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный. Карты
тектоническая и геологическая.
Практическая работа: тектоническое строение Свердловской области
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных
ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская группа (Высокогорское и
др.). Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа (Качканарское,
Первоуральское). Медные руды (Красноуральское, Кировградское, Дегтярское, Сафьяновское и
др.). Марганцевые руды (Полуночное, Мароны» Алюминиевые руды (Североуральская гр.).
Золото (Березовское, россыпные месторождения в долинах рек Туры, Салды, Тагила и др.).
Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и др)
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк
(Шабровское), кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское,
Троицко-Байновское), самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.),
поделочные камни (Гумешевское, Седелышково), каменный уголь (Егоршинское, Нловская
группа), бурый уголь (Карпинский бассейн). Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных
ресурсов.Влияние человека на минеральные ресурсы.
Рельеф
Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм
рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный
Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты
(Бардымский, Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый Камень, Хоза-Тумп), увалы
(Киргишанский), кряжи, массивы (Конжаковский Камень, Денежкин Камень, Чистоп).
Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.
Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные (цокольные и пластовые), аккумулятивные;
процесс их образования. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи).
Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части:
Туринская наклонная равнина, Пелымо-Тавдинская низменность, Северо-Сосьвинская
возвышенная равнина.
Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Эрозионный
рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы«бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных
районов области. Ледниковый рельеф в
среднегорьях Северного Урала и на равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный,
скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на
хозяйственную деятельность человека.
Климат
Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного циркуляционного.
Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам.
Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс, и их повторяемость.
Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских
гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области.
Температурный
режим как результат
взаимодействия
радиационных
и
циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их
распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения. Климатические районы.
Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды.
Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды и водные ресурсы
Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и
Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой,
Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва.
Сток и густота речной сети. Питание и режим рек.
Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения
котловин: тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старинные и озера-туманы (Пелымский
Туман), озера-водохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское).
Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды.
Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование.
Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы
водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных
ресурсов.
Растительность, почвы и животный мир
Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности
на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная
поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные
изменения растительности.
Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика
северной, средней и южной тайги, широколиственно- хвойнотаежных лесов. Растительность болот
и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные
леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных
хребтов и массивов Урала.
Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиновоберезовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры
в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности. Карты
растительности.
Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород па формирование почвенного
покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв
области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные,
черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные,
пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.
Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные
буроземовидные, горно-луговые и горнотундровые.
Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные
представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот.
Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.
Приподные комплексы
Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов.
Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные.
Карта природного районирования.
Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: ВосточноЕвропейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна,
Западно-Сибирская равнинная страна.
Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные комплексы (ландшафтные
области и природные районы). Ландшафты и низшие природные комплексы. Изменение
природных комплексов под влиянием человека.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской
области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по
материалам археологических раскопок и древним литературными источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Экономико-географическое положение
Особенности ЭГП Свердловской области, следствие ЭГП и положение области внутри страны.
II.
Транспортно-географическое положение Свердловской области.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего
Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия
коренного населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и
низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями
естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в
разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития
области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение»
населения области. Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на
размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.
Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под влиянием
изменения социальных отношений. Современная социальная стратификация
общества
Среднего Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика.
Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный
состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера,
углежоги, металлурги.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских
поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям.
Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений:
Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных природно- хозяйственных зонах.
Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом
и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении.
Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения (специализации)
Экологические проблемы Свердловской области
Наиболее острые экологические проблемы Свердловской области. Проблемы связанные с
промышленным производством. Мероприятия, проводимые для решения этих проблем.
Обобщающий урок по разделу «Экономическая и социальная география Свердловской
области»
Итоговый урок по курсу «География Свердловской области»
Требования к уровню подготовки (образованности) учащихся по курсу
«География Свердловской области»
Предметно-информационная составляющая образованности
Прогнозировать и оценивать:
геокультурное своеобразие территории Свердловской области как субъекта Российской
Федерации;
тенденции
изменения
природных,
экономических
и социокультурных
процессов в регионе как составной части российского географического пространства;
возможные изменения географических объектов на территории Свердловской области под
действием природных и социокультурных факторов с учетом закономерностей их возникновения
и развития;
- изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности под влиянием
реформирования хозяйственного комплекса страны.
Объяснять:
- особенности природных компонентов и их взаимосвязи, формирование природных
комплексов на территории региона под воздействием общих географических закономерностей;
- закономерности размещения основных видов природных ресурсов и их территориальные
сочетания;
- принципы рационального природопользования как элементы соционормативной культуры
человека, последствия нарушения этих принципов для природы и жизни человека:
- связь между историко-географическими периодами освоения территории, этапами развития
материальной культуры и системой культурных ценностей в регионе; социокультурные признаки
современного портрета региона в контексте российских процессов;
- особенности материальной культуры населения как средство его адаптации к природным
особенностям региона;
- смысл былин, сказаний, преданий, поговорок как результат художественного осмысления
природных особенностей региона и культурно-исторических связей населения с природой мест
проживания;
- особенности населения: численность, демографические процессы, половозрастную
структуру, структуру занятости, темпы и уровень урбанизации, расселение;
- географию межотраслевых комплексов российского и областного значения, особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства, соотношение уровней развития различных
отраслей в хозяйственном комплексе региона;
противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования в регионе и
вытекающие отсюда проблемы;
- географические особенности региона как уникального, самобытного геокультурного
пространства, староосвоенного, милитаризированного, высокоурбанизированного субъекта
Российской Федерации;
- уникальность и общечеловеческую ценность объектов, имеющих статус памятников
природы и культуры.
Описывать:
особенности природы Свердловской области как результат длительного развития
природы Земли;
географические
особенности
отдельных
территорий
в
пределах
Свердловской области;
особенности отраслей и межотраслевых комплексов, внешнеэкономические связи,
состав экспорта - импорта;
связи между природными, культурно-историческим, экономическими и
демографическими процессами;
элементы материальной и духовной культуры как продукт творческой деятельности
человека в конкретных природных условиях региона;
территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей
в регионе;
различные ситуации, развивающиеся в геокультурном пространстве региона в
результате взаимодействия его различных компонентов;
рекреационные возможности отдельных территорий области.
Определять:
- зависимость между рельефом и геологическим строением территории по тематическим
-
картам: физической, геологической, тектонической, геоморфологической;
- взаимосвязи между типами растительности, почв, особенностями рельефа и режима
увлажнения;
- принадлежность природных объектов к определенным видам природных ресурсов,
определять их хозяйственную ценность;
- ресурсообеспеченность региона отдельными видами ресурсов;
- влияние природных условий и природных ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность
населения региона;
- характер производственных связей между отраслями хозяйства;
- содержание наиболее важных топонимов;
- функции городов и других типов поселения.
Называть и показывать:
- особенности географического положения Свердловской области, размеры территории,
протяженность границ, координаты крайних точек;
- основные тектонические структуры, преобладающие горные породы, их происхождение,
распространение, крупные формы рельефа, важнейшие виды минеральных ресурсов и их
месторождения на территории области, уникальные минералогические объекты;
- климатообразующие факторы, климатические показатели для области в целом и отдельных
населенных пунктов, народные приметы в наступлении определенного типа погоды;
- главные речные системы, основные реки, озера, водохранилища;
- основные свойства зональных типов почв, растительности, животного мира, типичные виды
растений и животных географических зон и подзон, почвы и растения гор, виды растений и
животных Красной книги Урала;
- природные комплексы разного типа и ранга, критерии их выделения;
- численность, этнический состав населения, ареалы распространения основных этнических
групп, особенности демографической ситуации в регионе, размещение городского и сельского
населения, районы с максимальной и минимальной плотностью населения;
- место Свердловской области в хозяйственном комплексе Уральского экономического района
и Российской Федерации:
- состав межотраслевых комплексов, важнейшие хозяйственные объекты: центры
промышленности, сельского хозяйства, транспортные узлы, культурно-исторические и
рекреационные центры;
- тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
- имена известных ученых, путешественников, выдающихся личностей, внесших вклад в
освоение и изучение Среднего Урала; методы географических исследований, примеры
современных географических исследований на территории Свердловской области;
- общие требования к составлению покомпонентной характеристики природных,
хозяйственных и социальных объектов.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- знать основные источники географо-краеведческой информации и правила работы с ними;
анализировать таблицы, графики, схемы, статистические данные, сопоставлять средние и
абсолютные величины, сравнивать региональные и среднероссийские показатели, работать с
общегеографическими и тематическими картами, составлять на их основе модели, оценки,
прогнозы;
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации или использовать
их комплекс в соответствии с условиями конкретной учебной или жизненной ситуации и с
коммуникативными целями;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения,
своей позиции в диалоге, давать собственную оценку географическим событиям;
определять степень географической правильности и обоснованности высказываний, суждений,
диагностировать географические ошибки, неточности, корректно их исправлять;
- анализировать конкретные экономические, демографические, экологические ситуации на
основе типовых планов и исследовательской деятельности; понимать исследовательскую
деятельность как способ самовыражения;
- объяснять место и роль отдельного геокомпонента в целостной географической системе;
- понимать, что региональная география - особая область культурно-практической
деятельности людей, производящих научное знание (рациональное мышление в понятиях);
понимать, что природа и другие географические особенности региона могут отражаться
средствами искусства, результатом которого является мышление в образах.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- восприятие природных богатств и самой территории региона как уникальной ценности, как
необходимой ресурсной базы хозяйственного развития региона; оценивание сложившегося опыта
хозяйственной деятельности в регионе и его адекватности в условиях реформирования
хозяйственного комплекса страны;
- уважительное отношение к себе и к другим людям, природе, геокультурному пространству
региона в целом на основе понимания уникальности природных, социальных и хозяйственных
объектов;
- понимать культуру как элемент геокультурного пространства региона, оценивать ее как
систему сознательно приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых
символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения; владеть способами
бесконфликтного поведения в географической среде как элементами личного культурного
опыта;
- самоопределение личности через осмысление нравственных ценностей, готовность к
профессиональному выбору, отношение к профессии как жизненной ценности.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Введение – 1ч
1
Вводный инструктаж. ИОТ №1. Что изучает география Свердловской 1
области. Источники географической информации.
Свердловская область на карте России – 2ч
2
Особенности физико-географического положения. Крайние точки 1
области.
3
Экономико-географическое
и
транспортно-географическое 1
положение. Соседи Свердловской области, роль во внешней торговле
России.
Природные условия и ресурсы – 14ч
4
Геологическое строение региона.
5
Практическая
работа
«Закономерности
1
размещения
полезных 1
ископаемых».
6
Рельеф Свердловской области.
1
7
Факторы, определяющие климат.
1
8
Природные ресурсы Свердловской области.
1
9
Практическая работа «Особенности климата Свердловской области».
1
10
Внутренние воды. Реки.
1
11
Разнообразие внутренних вод области.
1
12
Озера, болота, подземные воды.
1
13
Закономерности распространения почв.
1
14
Растительный и животный мир области.
1
15
Природные комплексы.
1
16
Природные зоны и ландшафты.
1
17
Обобщение по теме «Природные условия и ресурсы»
1
История заселения и хозяйственного освоения – 16ч
18
Историко - географические особенности населения.
1
19
Экономический облик Среднего Урала после реформы.
1
20
Численность населения области, естественный прирост.
1
21
Структура населения и формы расселения.
1
22
Практическая
работа
«Особенности
населения
Свердловской 1
области».
23
Общая характеристика хозяйства.
1
24
Отрасли машиностроительного комплекса.
1
25
Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
1
26
Топливно-энергетический комплекс,
1
27
Комплекс строительных материалов.
28
АПК области.
29
Комплекс по производству предметов народного потребления и 1
1
сферы услуг.
30
Транспортный комплекс.
1
31
Горно-промышленный район.
1
32
Зауралье. Предуралье.
1
33
Обобщение по теме «История заселения и хозяйственного освоения»
1
Экологические проблемы Свердловской области - 2ч
34
Итого:
Загрязнение окружающей среды и охрана природы.
2
35