01.09.2023
Распространенность
употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и
молодёжи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих
социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость
организации решительного и активного противодействия.
Одним из наиболее
активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской
Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный,
организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют
обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп,
прежде всего, несовершеннолетних и молодёжи, а, следовательно, вносить
существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
у подрастающего поколения.
Организация
работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления
обучающимися ПАВ нуждается в комплексном и непрерывном осмыслении результатов,
оценке работы с точки зрения воспитывающего, развивающего ресурсов подростков,
их потенциала.
При
написании Методических рекомендаций учитывалось, что смысловое и содержательное
наполнение профилактической работы заключается в формировании политики
образовательной организации в области профилактики зависимостей с участием
самих детей, педагогов, родителей (законных представителей) и других заинтересованных
лиц, организаций, а не только в информировании о вреде наркотиков и других
психоактивных веществ. Политика в области профилактики предусматривает наличие
программ, которые развивают личность обучающихся (навыки уверенного поведения,
повышения самооценки, разрешения конфликтов, «цифровой гигиены» и других).
Программ, предоставляющих возможности к самореализации, в том числе по принципу
замещения, программы повышения компетентности для администрации, педагогов и
родителей.
Аспектом
системы профилактики в образовательной среде является понимание, что профилактическая
работа напрямую связана с возможностями образовательной организации, которые
превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в
семье. Важно сформировать компетентную психолого-педагогическую позицию у
каждого педагога, у всей междисциплинарной команды по анализу устройства самого
образовательного процесса, уклада школы, колледжа, как пространства, имеющего
собственное профилактирующее содержание, способности к изменению и выстраиванию
взаимодействия с партнерами исходя из специфики социокультурной ситуации
конкретной образовательной организации. Не менее значимым является аспект
соответствия программ воспитательной работы возрастным особенностям
обучающихся, тенденциям подростковых сообществ, в том числе в социальных сетях,
отвечающих на запросы взросления и корректное, гибкое воздействие на
формирование ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего как
ключевых факторов сопротивляемости негативным явлениям. Кроме того,
компетентность педагогов, родителей в вопросах формирования зависимостей, их первых признаков, технологий
помощи при раннем выявлении рисков, в том числе использования результатов
социально-психологического тестирования обучающихся как способа раннего
выявления «группы риска» по возможному вовлечению в незаконное потребление
наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивает оценку дефицитов и
ресурсов образовательной среды, социума подростков, формирует целевые ориентиры
организации профилактической работы в данном направлении.
Социально-психологическое
тестирование, являясь инструментом для построения адресной профилактической
работы, позволяет определить конкретные зоны приложения усилий специалистов.
Педагогическое сообщество должно понимать, что каждая ситуация, в которую
вовлечен обучающийся, в том числе в рамках реализации образовательного и
воспитательного процесса школы или колледжа, имеет свое воспитательное и профилактическое
воздействие и воспитательный потенциал. Предложенный порядок проектирования профилактической
работы образовательной организации выстроен с опорой на существующую
вертикальную модель реализации государственных задач в предотвращении раннего
вовлечения в немедицинское наркопотребление, через реализацию задач образовательной
организации при построении полифункциональной модели образовательной среды, как
системного профилактирующего пространства, содействующего в себе спектр ресурсов
на всех уровнях реализации.